- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Кашникова В.А.
PDF файл статьиУДК: 336.025 Кашникова Валерия Александровна студентка 2 курса магистратуры, факультет отраслевых и корпоративных финансов Калининградский государственный технический университет, Россия, г. Калининград e-mail: kashnikovavaleriya@mail.ru Научный руководитель: Евстафьев К.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевых и корпоративных финансов Калининградский государственный технический университет, Россия, г. Калининград РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Аннотация: Актуальность темы «Разработка мероприятий по урегулированию просроченной задолженности по налогам и сборам» обусловлена тем, что в настоящее время сложилась устойчивая проблема неплатежей, установленных законодательством налогов и сборов. Государство ежегодно недополучает часть налоговых поступлений в бюджет. Наличие и рост задолженности по налогам и сборам оказывает огромное влияние на способность государства отвечать по своим внутренним и внешним обязательствам. Таким образом, назрела необходимость более эффективного регулирования уровня задолженности по налогам и сборам. Ключевые слова: государственный бюджет, налоги и сборы, урегулирование задолженности, просроченная задолженность, механизм регулирования задолженности. Kashnikova Valeria Alexandrovna 2nd year master student, Faculty of Industry and Corporate Finance Kaliningrad State Technical University, Russia, Kaliningrad Scientific adviser: Evstafiev K.A., candidate of legal sciences, associate professor, Department of Industrial and Corporate Finance Kaliningrad State Technical University, Russia, Kaliningrad TAXES AND FEES DEVELOPMENT OF MEASURES FOR THE SETTLEMENT OF OVERDUE Abstract: The article deals with «Development of measures to resolve overdue taxes and duties» is due to the fact that at present there is a persistent problem of non-payments established by the legislation of taxes and fees. The state annually receives less of the tax revenue to the budget. The presence and growth of tax and debt arrears has a huge impact on the ability of the state to meet its internal and external obligations. Thus, there is a need for more effective regulation of the level of debt on taxes and fees. Key words: state budget, taxes and fees, debt settlement, arrears, debt management mechanism. В Калининградской области Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 года № 497 была создана свободная экономическая зона [1]. В настоящее время правовой режим СЭЗ определяется на основе Федерального закона от 10 января 2006 года №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 1 апреля 2006 года (с изменениями и дополнениями). Особая экономическая зона в калининградской области функционирует до 31.12.2045 года [2]. Особая экономическая зона в Калининградской области для многих предпринимателей нашей страны является объектом пристального внимания. И это легко понять, все кто сталкивается с вопросами законной, налоговой оптимизации в Российской Федерации, в обязательном порядке рано или поздно проявляют особый интерес к данному региону. Компаниям в ОЭЗ Калининградской области позволено ввозить импортные товары без уплаты таможенного НДС. Указанный товар можно переработать и выполнив ряд посильных условий, вывести на основную территорию Российской Федерации, без доначисления указанного выше налога. Также отсутствуют таможенные пошлины, что еще больше улучшает инвестиционную картину. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Помимо этого, для ряда предприятий Области, резидентов ОЭЗ предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций. Целью данной статьи является исследование теоретических основ механизма взыскания просроченной налоговой задолженности, анализ уровня просроченной задолженности по налогам и сборам, разработка предложений по ее урегулированию и оценка эффективности предложенных мероприятий. Налоговая политика государства, будучи основным политическим фактором в области налоговых отношений, определила формирование налогового администрирования не только как средства, обеспечивающего доходную часть бюджета, но и как элемента системы государственного воздействия на процесс воспроизводства. В настоящее время налоговая политика России направлена в сторону соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков за счет ослабления налоговой нагрузки на экономику и административной нагрузки на налогоплательщика. Налоговая задолженность представляет собой объект налогового правоотношения, возникшего вследствие неуплаты обязанным лицом в предусмотренные законом сроки налога (сбора), пеней, штрафа. Так как в современной российской экономике налоги занимают существенную долю доходной части Государственного бюджета, то значительный уровень задолженности по налогам и сборам, является одной из наиболее существенных угроз финансовой безопасности государства. Финансовая безопасность обеспечивается в первую очередь за счет стабильных и устойчиво возрастающих поступлений доходов в бюджетную систему, уровень которых позволяет добиться выполнения принятых на себя государственными органами расходных обязательств. На основании данных статистических отчетов по УФНС России по Калининградской области начислено налогов к уплате в бюджет в 2017 году на 19.4% больше по сравнению с 2016 годом. В 2018 году начислено на 33,2% 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru больше, чем 2017 году. Поступило налоговых доходов в консолидированный бюджет в 2017 году на 15,9 % больше, чем 2016 году. В 2018 году поступило на 30% больше по сравнению с 2017 годом. Произошло увеличение собираемости НДФЛ, что обусловлено увеличением заработной платы на ряде крупных предприятий. Увеличение поступления акцизов, за счет увеличения акцизов на средние дистилляты и дизельное топливо, в связи с увеличением объемов их производства, а также за счет увеличения ставки акцизов на дизельное топливо и средние дистилляты. По акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию поступление возросло в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%. По акцизам на бензин автомобильный поступления увеличились за счет увеличения ставки акциза на автомобильный бензин. Хорошая динамика поступления налога на прибыль объясняется основными факторами: рост платежей крупного российского бизнеса, который зарегистрирован в других регионах, но имеет в области филиалы; изменения в законодательстве, которые запрещают калининградским компаниям снижать налогооблагаемую базу на счет убытков прошлых лет более чем на 50%. Рост доходов фиксируется по налогу на имущество организаций (на 32,8%) объясняется началом поступления платежей от новых калининградских электростанций. Таким образом, рост налоговых платежей составил в 2017 году 9,8% по сравнению с 2016 и в 2018 году 15,8% по сравнению с 2017 годом. По результатам анализа сделан вывод, что с 2016 по 2018 год УФНС России по Калининградской области увеличивает показатель общей собираемости налогов в бюджет. Задолженность в 2017 году снизилась на 18,9%, в 2018 году задолженность уменьшилась на 32,3% по сравнению с 2017 годом. На территории Калининградской области в качестве резидентов ОЭЗ зарегистрировано на 01.01.2018 года 139 организаций. В 2018 году количество Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4 резидентов ОЭЗ увеличилось и составило 148 организаций, выпадающие доходы по которым составляют в 2017 году порядка 4496 млн. руб., в 2018 году 4787 млн. руб. При учете в расчетах выпадающих сумм показатель соотношения сумм начисленных и сумм уплаченных составил бы в 2017 году и 2018 году 1,1 и 1,07 соответственно. Управлением ФНС России по Калининградской области принят ряд дополнительные мер, способствующих своевременной уплате налогов, взысканию платежей и уменьшению недоимки: поэтапная централизация функций по применению статьи 47 НК РФ по взысканию задолженности; принята мера принудительного взыскания - ограничение права физического лица-должника на выезд за границу; совместно с ФСНП России по Калининградской области проводятся совместные операции с целью пресечения деятельности организаций по обналичиванию средств, добытых незаконным путем, выявления предприятий, осуществляющих «лжеэкспортные» операции; уделяется внимание организациям, находящимся на грани разорения, чтобы выявить случаи их фиктивного банкротства; результативность по взысканию налогов обеспечивают взаимодействия органов власти, налоговых и регистрирующих органов Калининградской области в поиске неучтённых объектов недвижимости; проводится мониторинг уровня средней заработной платы, анализируется ситуация по организациям, имеющим этот показатель ниже среднеотраслевого; ограничение участия организаций, имеющих задолженность по уплате налоговых и неналоговых платежей, в использовании государственных и муниципальных активов, а также исполнении государственного и муниципального заказа; активизирован и расширен информационный обмен с органами местного самоуправления по учету всех земель области, активно ведется формирование земельного кадастра; уделено внимание развитию малого бизнеса; ужесточены меры воздействия на организации, систематически имеющие задолженность по налоговым платежам; проводятся заседания комиссий по увеличению налогового потенциала при Правительстве Калининградской области, при главе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 5 администрации городского округа «Город Калининград»; продолжается развитие телекоммуникационной сети Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для обмена конфиденциальной и открытой информацией, инспекции Калининградской области обеспечиваются новыми системными программными средствами; проводится многоуровневая подготовка специалистов, внедряются новые информационные и образовательные технологии. Сумма задолженности перед бюджетом составила в 2016 году 1070964 тыс. руб., в 2017 году 868378,4 тыс. руб., в 2018 году 587500 тыс. руб. Прослеживается стабильная положительная тенденция снижения общего уровня задолженности. В 2017 году она уменьшилась на 18,9% по сравнению с 2016 годом, в 2018 году уменьшилась на 32,3% по сравнению с 2017 годом. Ключевые значения показателей в 2016 году определены в размере 1,19 и 8,17 соответственно, в 2017 году в размере 1,27 и 12,8 и в 2018 году в объеме 1,24 и 24,6 соответственно. Несмотря на понижение в период с 2016 по 2018 годы объем задолженности остается высоким, процедуры взыскания задолженности не приносят ожидаемых результатов. Задача стопроцентного взыскания налоговой задолженности, ежегодно стоящая перед налоговыми органами, в силу различных обстоятельств не выполняется. Одной из причин значительных объемов налоговой задолженности является то, что механизмы взыскания задолженности во многом остаются низко результативными. По результатам проведенного анализа предлагаются следующие мероприятия по взысканию просроченной задолженности по налогам и сборам: 1) провести мониторинг задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям; 2) расширение практики по возбуждению уголовных дел по статье 199.2 УПК РФ; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 6 3) прохождение заседаний комиссии с участием руководителей предприятий-должников; 4) информирование на телеканалах города, в городском печатном издании налогоплательщиков и налоговых агентов о действующих налогах, законодательстве о налогах и сборах, о принятых нормативных правовых актах, порядке исчислении налогов и сборов, правах и обязанностей налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. 5) упрощение процедур предоставления отсрочки, рассрочки или реструктуризации; 6) целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры и формирование общественного мнения на изменение менталитета налогоплательщика; 7) повышение квалификации работников Межрайонных Инспекций, увеличение заработной платы налоговым инспекторам, для сохранения квалифицированных кадров, а так же увеличение численности сотрудников Межрайонных Инспекций. Список литературы: 1. Постановление Совмина РСФСР от 25.09.1991 № 497 (ред. От 03.10.2002) «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинских областях». 2. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зане в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 7