- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВЫПУСКНИКАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Карайченцева И.С.
PDF файл статьиУДК 316.6 Карайченцева Инна Сергеевна, студентка магистратуры Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород e-mail: karajchentseva.inna@yandex.ru УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВЫПУСКНИКАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Аннотация: В указанной статье рассмотрены основные личностно- профессиональные качества, уровень сформированности данных качеств у сотрудников органов внутренних дел, являющихся выпускниками высших учебных заведений системы МВД России в сравнении с уровнем сформированности аналогичных качеств сотрудников органов внутренних дел, окончивших гражданские ВУЗы, а также комплекс мероприятий, проводимых в высших учебных заведениях системы МВД России для развития данных качеств. Ключевые слова: личностно-профессиональные качества сотрудников органов внутренних дел, военно-профессиональная направленность, волевые качества, ответственность, дисциплинированность, соблюдение морально- нравственных норм. Karaychentseva Inna Sergeevna master student Pedagogical Institute Belgorod National Research University Russia, Belgorod LEVEL OF FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF EMPLOYEES THAT ARE GRADUATES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA Abstract: This article discusses the main personal and professional qualities, the level of formation of these qualities among employees of the internal affairs bodies who are graduates of higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in comparison with the level of formation of similar qualities of employees of the internal affairs bodies who graduated from civilian universities, as Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 1 well as a set of measures carried out in higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the development of these qualities. Key words: personal and professional qualities of employees of internal affairs bodies, military professional orientation, strong-willed qualities, responsibility, discipline, observance of moral standards. Высшие учебные заведения системы МВД России специализированы на комплексной подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел, которая также включает развитие личностно-профессиональных качеств будущих офицеров. К основным личностно-профессиональным качествам относятся: военно- профессиональная направленность, волевые качества, ответственность, дисциплинированность, соблюдение морально-нравственных норм. Для диагностики сформированности каждого из перечисленных качеств нами подобраны соответствующие методики. Так, для диагностики развития военно- профессиональной направленности нами выбран диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» В.А. Губина, А.Л. Загорюева, для диагностики развития волевых качеств – опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова, для диагностики развития ответственности – тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) В.П. Прядеина, для диагностики дисциплинированности – опросник «Дисциплинированность» (В.П. Прядеин совместно с Н.В. Воронковой), для диагностики соблюдения морально- нравственных норм – «Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтнического развития» А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. Данные методики были применены в отношении 20 сотрудников, проходящих службу в УМВД России по Белгородской области, окончивших «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина», а также в отношении 20 сотрудников, проходящих службу в УМВД России по Белгородской области, поступивших на службу после окончания гражданского ВУЗа. По итогам исследования выявлено, что степень развития каждого из вышеперечисленных личностно-профессиональных качеств бывших курсантов высшего учебного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 2 заведения системы МВД России оказалась значительно выше степень развития аналогичных качеств их оппонентов. Указанное обстоятельство связано с проведением специализированной комплексной морально-психологической подготовки, проводимой в высших учебных заведениях системы МВД России. Для развития каждого из вышеперечисленных личностно- профессиональных качеств необходимо проведение соответствующих мероприятий. Так, для развития военно-профессиональной направленности, дисциплинированности и ответственности необходимо: - создание для курсантов обстановки, соответствующей реальным условиям службы офицеров, то есть проведение инструктажа перед заступлением в наряд, организация и проведение занятий, совместно с действующими сотрудниками участие в охране общественного порядка, в том числе в период проведения массовых мероприятий (концертов, шествий, выборов) и т.д.; - поощрение творческого и самостоятельного подхода к решению поставленных задач; - постановка задач, принятие решения по которым необходимо в сжатые сроки; - внедрение нестандартных ситуаций, связанных с элементами опасности и риска, в ходе выполнения курсантами поставленных задач, в том числе при недостатке информации; - планирование своей деятельности с распределением очередности выполнения поставленных задач в зависимости от срочности; - при нарушении дисциплины и невыполнении поставленных задач применять меры наказаний, связанные с дополнительными строевыми подготовками, заступлением в наряд, прослушиванием лекций; - организация ситуаций, связанных с частной неудачей, в связи с чем требующих применения дополнительных усилий; - походы в музеи боевой славы; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru - встречи с ветеранами МВД. Для развития волевых качеств необходимо: - мотивировка курсантов к выполнению тех или иных задач, которая может быть связана с похвалой командира, предоставлением большего количества свободного времени, премий и т.д. за те или иные достижения, а также внеочередное заступление в наряд, дополнительная строевая подготовка и т.д. в случае невыполнения поставленных задач; - организация разнообразных немонотонных задач, что возобновляет интерес к той или иной деятельности, например, чередование учебной деятельности с уборкой закрепленной территории и строевой подготовкой; - формирование у курсантов чувства ответственности за выполнение поставленных задач, то есть их поручение конкретному исполнителю; - конкретизация задач и целей, к которым необходимо стремиться для того, что курсанты понимали, к чему необходимо стремиться, не отвлекаясь ненужные действия; - постановка реальных целей, которые являются достижимыми с учетом возможностей конкретного лица к их выполнению, отсутствие объективных и субъективных возможностей к выполнению поставленной задачи притупляет целеустремленность курсанта; - создание соревновательной обстановки, в которой курсант будет стремиться доказать, что он лучше других. Для развития соблюдения морально-нравственных норм необходимо: - чтение классической литературы; - организация благотворительной уборки; - помощь детскому дому или интернату; - помощь приюту для животных или зоопарку; - помощь малообеспеченным семьям или пенсионерам, людям без определенного места жительства. Вышеуказанные мероприятия проводятся в ведомственных ВУЗах системы МВД России. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Таким образом, уровень сформированности личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, являющихся выпускниками высших учебных заведений системы МВД России значительно выше аналогичного показателя сформированности сотрудников органов внутренних дел, окончивших гражданские ВУЗы. Это связано с проводимой в ведомственных высших учебных заведениях специализированной комплексной морально-психологической подготовкой, которая в рамках обычного ВУЗа невозможна. Список литературы: 1. Губин В.А., Загорюев А.Л. Диагностический комплекс Направленность на военно-профессиональную деятельность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. С. 91-95. 2. Шляпников В.Н. Опросник волевых качеств личности (ВКЛ) // Психология общения: Энциклопедический словарь / Учреждение Российская академия образования «Психологический институт». М.: Общество с ограниченной ответственностью «Когико-Центр», 2011. С. 459. 3. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты. Сургут: СурГПУ, 2014. 215 с. 4. Сухих А.В. Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтнического развития // Вестник КемГУ. Психология. 2009. № 3. С. 78-80. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 5