- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ: К.Д. УШИНСКИЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОСНОВОПОЛОЖНИКА
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Марусевич О.Ю.
PDF файл статьиУДК 37.013 Марусевич Ольга Юрьевна аспирантка 1 курса кафедра романо-германской и русской филологии Сочинский государственный университет Россия, г. Сочи e-mail: olya8118484@mail.ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ: К.Д. УШИНСКИЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОСНОВОПОЛОЖНИКА Аннотация: Актуальность проблемы исследования обусловлена важностью многоаспектного и комплексного изучения современного феномена языковой личности педагога как особого типа профессиональной языковой личности педагогического дискурса в лингвориторической парадигме. Ключевые слова: К.Д. Ушинский, языковая личность, педагог, педагогический дискурс. Marusevich Olga Yurievna 1st year postgraduate student, Department of Romano-Germanic and Russian Philology, Sochi State University Russia, Sochi PEDAGOGICAL DISCOURSE IN THE LINGUISTIC PARADIGM: K.D. USHINSKY AS A PROFESSIONAL LANGUAGE PERSON OF THE FOUNDING TEACHER Abstract: The relevance of the research problem is due to the importance of a multidimensional and complex study of the modern phenomenon of the language personality of a teacher as a special type of professional language personality of pedagogical discourse in the linguo-rhetorical paradigm. Key words: K.D Ushinsky, linguistic personality, teacher, pedagogical discourse. Актуальность проблемы исследования обусловлена важностью многоаспектного и комплексного изучения современного феномена языковой личности педагога как особого типа профессиональной языковой личности педагогического дискурса в лингвориторической парадигме. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru В центре внимания исследования теоретических проблем воспитания составляли смысл и суть всей деятельности К.Д. Ушинского в течение последних 15 лет его жизни. Он был первым профессиональным педагогом-теоретиком в России, заложившим основы построения научной педагогики, опирающейся на разносторонние знания о человеке, его телесной организации и духовной жизни. За последние десятилетия во всем мире получили широкое распространение идеи педагогической антропологии, предметом которой является изучение развивающегося человека как объекта и субъекта воспитания. По этим вопросам имеется уже богатейшая литература, появились капитальные обобщающие труды (например, Н. Roth. Paеdagogische Anthropologie. Bde I—II, Hermann Schrodel Verlag KG, Hanover, 1969—1971; имеется обширная библиография). И хотя западные авторы «забывают» об этом упомянуть, мы можем с гордостью констатировать, что родоначальником педагогической антропологии явился именно К.Д. Ушинский, указавший путь научной разработки педагогических проблем. Он поставил и для своего времени на научном уровне решил вопрос о целостном формировании человеческой личности в процессе воспитания [1]. Мы рассматриваем педагогический дискурс как социальную, динамическую и открытую систему, поскольку она характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, социумом, во взаимодействии с которыми система и проявляет свою целостность, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Не следует забывать также о законе эмерджентности, согласно которому любая система всегда сложнее, чем простая сумма ее составляющих. При характеристике педагогического дискурса мы анализируем изучаемый феномен по следующим аспектам: цель, участники, образовательная среда, содержательная составляющая, обстоятельства общения, стилистическая специфика педагогического взаимодействия. Цель педагогического дискурса носит, как и цель образования в целом, трехкомпонентный характер: в профессиональной области - формирование ключевых компетентностей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 2 участников образовательного процесса, в общественной жизни - полноценная социализация личности в обществе, в личностной сфере - становление самоценной личности [3]. Характеристика участников педагогического дискурса включает анализ их статусно-ролевых функций, мотивов, ценностей, профессионально значимых личностных качеств, индивидуальной интерпретации смыслов. Педагогический дискурс формируется и функционирует в образовательной среде ВУЗа. Создание гуманитарной образовательной среды в вузе предполагает обеспечение определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение студентами гуманитарной культуры и стимулирующих собственную культуросообразную деятельность студентов. Обстоятельства общения характеризуются в первую очередь тем, что это общение происходит в рамках определенного социального института, в данном случае - вуза. Стратегия поведения участников дискурса, коммуникативная доминанта, учет социально, культурно, личностно значимых условий и обстоятельств конкретной коммуникативной ситуации определяются типом общения (личностно или статусно-ориентированное), а также целями данного педагогического дискурса. Мы рассматриваем педагогический дискурс не только как продукт деятельности, но и как процесс его создания, который определяется целым рядом внешних и внутренних факторов. Внешние факторы обусловлены социальной и образовательной средой, в которой создается и функционирует педагогический дискурс, а внутренние факторы связаны с личностными качествами и установками субъектов образовательного процесса. Таким образом, факторами создания и функционирования педагогического дискурса выступают, с одной стороны, рефлексивные развивающие механизмы личности, с другой - сама развивающая деятельность и с третьей - социальная и образовательная среда. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 3 В трудах К.Д. Ушинского во-первых, последовательно отстаивается идея о невозможности полноценного развития личности вне приобщения к культурно- исторической традиции. Эта идея актуальна как для педагогики, так и для риторики. Во-вторых, выдающийся педагог был тонким знатоком и ценителем языка, хорошо осознавал значимость слова в деле воспитания и, кроме того, понимал, что язык - главный посредник между каждым новым поколением и поколениями предыдущими [2]. Пристальное внимание К.Д. Ушинского к родному языку вообще и к языковой стороне обучения в частности, приоритетное положение языка в ряду других учебных предметов в его педагогической системе - все это дает повод для того, чтобы перечитать его основные труды под «риторическим» углом зрения и сформулировать следующую рабочую гипотезу: центральные педагогические идеи К.Д. Ушинского имеют риторическую природу; появление этих идей было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, в которой риторика была обязательной составляющей [4]. Список литературы: 1. Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 6. 2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.9. М.-Л.: АПН РСФСР 1948 -1952 Ушинский К.Д СОБР. Пед. сочинений, т 1 СПБ, 1913. 626 с. 3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т 2. М.-Л.: АПН РСФСР 1948 -1952. 655 с. 4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 6. / сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. 528 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 4