- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Назаренко Е.К.
PDF файл статьиУДК 355.58: 351.86 Назаренко Елена Константиновна старший научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Россия, г. Москва e-mail: ekdom2016@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Аннотация: Рассмотрены особенности организация и основные направления ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия в указанной области в муниципальном образовании и организациях, расположенных на его территории. Ключевые слова: гражданская оборона, мероприятия, муниципальное образование, организации, план, муниципальный район. Nazarenko Elena Konstantinovna senior researcher All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia Russia, Moscow FEATURES OF CONDUCTING CIVIL DEFENSE AT THE MUNICIPAL LEVEL Abstract: The features of the organization and the main directions of conducting civil defense, as well as the main activities in this area in the municipality and organizations located on its territory are considered. Key words: civil defense, events, municipal formation, organizations, plan, municipal district. Организация и ведение гражданской обороны в муниципальном районе осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» [1-2]. Вопросы организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях изложены в соответствующем Положении, утвержденным Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 [3], и иными нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны. На их основе разрабатывается соответствующее положение, определяющее организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальном районе и организациях, расположенных на его территории. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) района (организации). План основных мероприятий муниципального района на год разрабатывается управлением ГО и ЧС администрации муниципального района и согласовывается с главным управлением МЧС России по субъекту РФ. План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с управлением ГО и ЧС администрации муниципального района. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории района и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения района, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. План гражданской обороны и защиты населения определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по проведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время. Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории района организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею. Сбор и обмен информацией осуществляются между администрацией муниципального района, организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Администрация муниципального района представляет информацию в правительство субъекта РФ, организации - в администрацию муниципального района (через ЕДДС). Администрация муниципального района в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия: по подготовке населения в области гражданской обороны; по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты; по световой и другим видам маскировки; по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению) ; по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций; по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; по срочному захоронению трупов в военное время; по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Список литературы: 1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 3. Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Назаренко Е.К. Правовые аспекты безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Комплексные проблемы техносферной безопасности. Научный и практический подходы к развитию и реализации технологий безопасности: сб. статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции. 2021. С. 120-121.