- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Шаймарданова А.А.
PDF файл статьиУДК 316.614 Шаймарданова Алия Альфировна студентка 3 курса магистратуры Башкирская академия государственной службы и управление при Главе Республики Башкортостан Россия, г. Уфа e-mail: aliannochkashaymardanova@mail.ru СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ Аннотация: В статье рассматриваются условия для успешной социальной адаптации детей подростков, неконструктивные стили общения и способы их решения. Ключевые слова: социальная адаптация, взаимодействие подростков со сверстниками, конструктивные и неконструктивные стили поведения, модели общения. Shaimardanova Aliya Alfirova 3rd master student Bashkir Academy of public service and administration under the Head of the Republic of Bashkortostan Russia, Ufa CREATING CONDITIONS FOR SUCCESSFUL SOCIAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS AMONG THEIR PEERS Abstract: The article considers the conditions for successful social adaptation of adolescent children, non-constructive communication styles and ways to solve them. Keywords: social adaptation, interaction of teenagers with peers, constructive and non-constructive behavior styles, communication models. Социальная адаптация личности является существенной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. Современное общество очень динамично: меняются экономические и политические ситуации, ценности, на основе которых люди строят отношения друг с другом. Поэтому вопрос социальной адаптации личности и в наше время остается особенно актуальным. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Этот процесс приобретает первостепенное значение в подростковом возрасте, когда ребенок активно социализируется. В этот период происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, приемлемых в социальной среде ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания, самооценки формируется образ «собственного Я», происходит осознание своей социальной принадлежности и социальной роли [1, с. 44]. Ведущей деятельностью подростка, как известно, является общение со сверстниками. Поэтому для данной возрастной группы детей особенно актуальна социализация в сфере общения со сверстниками и осознание своей принадлежности к референтной группе. Для подростка резко возрастает значение коллективных отношений, отношений его товарищей к нему, их оценки его действий [2, с. 417]. Неудачи в общении приводят к внутреннему дискомфорту, который не может быть компенсирован никакими объективными высокими показателями в других сферах их жизни и деятельности. Если ребенок не может найти удовлетворяющую его систему общения, он "покидает" эту систему, часто психологически, а иногда и буквально. Это проявление социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность в себе, агрессивность и чувство низкой ценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты [3, с. 89-100]. На основании исследований Л. Ю. Овчаренко [1, С. 54-56] в области социально-психологической адаптации подростков и собственного опыта мы выделили несколько признаков успешной социализации подростка среди сверстников. Такой ребенок: находится в референтной группе и доволен ею. Нормы и ценности этой группы играют решающую роль в его социализации, в усвоении определенного социального опыта; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 имеет возможность реализовать и выразить себя в групповой деятельности, которая одобряется членами группы и другими окружающими его людьми (соседями, учителями, сверстниками и т. д); имеет признание и высокий статус в группе, умеет считаться с "коллективными интересами", уважает нормы коллективной жизни; умеет устанавливать длительные межличностные контакты с различными людьми, проявлять к ним внимательное отношение; имеет адекватное возрастное представление о себе, о своих способностях, умеет объективно оценивать результаты своей деятельности; имеет широкий спектр моделей поведения, направленных на удовлетворение своих потребностей; умеет конструктивно реагировать на сложную конфликтную ситуацию, обладает эффективными методами психологической защиты. Социализация подростка, усвоение им социального опыта протекает как его все более активное включение в разносторонние отношения со сверстниками, как расширение его связей с окружающим миром. Когда подросток освоил различные способы взаимодействия с подростковой средой, научился успешно удовлетворять свои потребности, не нанося вреда себе и окружающим, то можно с уверенностью сказать, что он успешно социализировался [3, с. 89-100]. Основной проблемой, волнующей родителей детей 9-14 лет, является проблема взаимодействия ребенка со сверстниками. Родители переживают, что их детей не принимают одноклассники, им трудно найти друзей, подростки часто страдают от насмешек со стороны сверстников. Можно выделить несколько неконструктивных форм поведения, которые дети 9-14 лет используют для решения проблем, возникающих в процессе их взаимодействия со сверстниками: Уход от общения. Отсутствие полноценного общения у детей приводит к тому, что дети начинают замыкаться в себе, «прячась» в социальных сетях и компьютерных играх. Виртуальные средства коммуникации часто становятся Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 3 заменой живого человеческого общения. Этот способ коммуникации очень специфичен, он лишен обратной связи и практически исключает взаимодействие. Пребывая в иллюзиях виртуальной дружбы, ребенок не приобретает реальных навыков общения. Еще одним вариантом избегания взаимодействия со сверстниками является изоляция подростка от общения со взрослыми внутри семьи. В этом случае влияние семьи не заменяется влиянием группы сверстников, которая является источником норм поведения и обретения определенного статуса. Ребенок, вместо того чтобы присоединиться к группе сверстников, продолжает находиться под родительской опекой. В результате у подростка отсутствует "чувство взрослости", которое рассматривается возрастной психологией как основное новообразование подросткового возраста, указывающее на отделение подростка, как от мира детства, так и от мира взрослых. Агрессивный стиль поведения или демонстративное "клоунское" поведение. Оскорбления, прозвища, невербальные проявления агрессии, игры на публике становятся для подростка способами помочь завладеть вниманием группы, стать популярным. Кроме того, у детей в этом возрасте еще не сформирована способность эффективно реагировать на агрессию со стороны сверстников. Отсюда рождаются взаимные оскорбления и другие агрессивные реакции. Зависимое поведение «позиция жертвы». Такие дети готовы на все, чтобы их приняли в компанию. Они во всем подражают лидеру, стараются угодить ему, в результате оставаясь брошенными или отвергнутыми. Эта категория подростков часто становится объектом насмешек и оскорблений со стороны своих сверстников. Коррекция неконструктивных стилей поведения возможна при создании особых условий, способствующих социализации подростков. В рамках индивидуальных консультаций совместно с родителями и детьми анализируется поведение подростка и выявляются причины возникновения проблем. При необходимости проводится коррекция детско-родительских Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4 отношений. Если причины трудностей подростка лежат вне семьи, то разрабатываются новые эффективные стратегии поведения ребенка в детском коллективе с учетом его личностных особенностей. На данном этапе разрабатываются новые стратегии поведения детей в режиме группового обучения. Эти занятия создают условия для социальной адаптации подростков среди своих сверстников через обучение их коммуникативным навыкам. Дети в безопасной, специально сформированной среде имеют возможность получать информацию о своих способах взаимодействия с окружающими, преодолевать барьеры в общении, становиться более уверенными в себе. Особое место в тренинге отводится анализу тех качеств, которые мешают и помогают дружбе, освоению новых форм установления контактов. Важным положительным фактором в успешной адаптации детей и подростков, является обсуждение конструктивных способов психологической защиты в ситуациях агрессивного давления сверстников. Список литературы: 1. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. Т. 1. № 13. С. 44–56. 2. Леванова Е.А. Они уже не дети (К вопросу о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп). / Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М: Издательский центр «Академия», 2000. 624 с. 3. Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М. К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 89-100. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru