- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИНЦИП «ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ПЛАТИТ» КАК ВОЗМОЖНАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Махонин Ю.С.
PDF файл статьиУДК 349.6 Махонин Юрий Сергеевич студент 2 курса аспирантуры юридический факультет Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Россия, г. Москва Научный руководитель: Пономарев М.В. кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Россия, г. Москва ПРИНЦИП «ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ПЛАТИТ» КАК ВОЗМОЖНАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду, в контексте принципа «загрязнитель платит». На сегодняшний день такого вида плата выступает как одна их ключевых составляющих экономического механизма в рамках природоохранной деятельности, которая несет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов под контролем государства. Что в свою очередь относит данную тематику к разряду особо актуальной, в связи с сложившейся в Российской Федерации удовлетворительной ситуации в сфере отходов производства и потребления. Ключевые слова: плата за негативное воздействие на окружающую среду, отходы производства, загрязнитель платит, экологическая безопасность. Makhonin Yury Sergeevich 2nd year postgraduate student Faculty of Law Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow Scientific adviser: Ponomarev M.V. candidate of legal sciences, Senior Researcher, Department of Agrarian, Environmental and Natural Resources Legislation Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow THE POLLUTER PAYS PRINCIPLE AS A POSSIBLE EFFECTIVE MEASURE IN WASTE MANAGEMENT Abstract: The article is devoted to the consideration of the mechanism of payment for the negative impact on the environment, in the context of the "polluter pays" principle. To date, this type of payment acts as one of the key components of the economic mechanism in the framework of environmental activities, which is a form of compensation for economic damage from such an impact, produced within the established standards under the control of the state. Which, in turn, classifies this topic as particularly relevant, in connection with the satisfactory situation in the Russian Federation in the field of production and consumption waste. Key words: payment for negative impact on the environment, production waste, polluter pays, environmental safety. В России в главном ее государственном законодательном документе «конституции», закреплено основное фундаментальное право каждого на благоприятную окружающую среду в рамках экологического права. Такое положение дел отражает, насколько осведомлены и понимают всю важность этого вопроса лица, находящиеся в высших эшелонах власти нашей страны. Ведь от сохранения экологической безопасности напрямую зависит благосостояние не только конкретного государства, а всего мира в его обширном проявлении. Однако если обратиться к практике, то вышеупомянутое положение Конституции Российской Федерации отражается скорее только во внешней форме, словесной. За последние 10 лет состояние окружающей среды в России вызвало большие тревожные сигналы. Сам Президент В.В. Путин уже напрямую в последние годы отмечает важность недопущения ухудшения состояния экологии. Так, в связи со всеми этими событиями был издан указ «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», где была отмечена стремительная тенденция ухудшения почв и земель. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 2 В нашей стране ситуация в сфере обращения с отходами остается также особо острой. Система, которая сложилась за последние годы, требует кардинального пересмотра от вопросов захоронения и до применения эффективных методов утилизации, обработки и обезвреживания таких отходов. А также минимизации вреда, причиняемого окружающей среде. По информации данных из открытых источников в Российской Федерации ежегодно образуется примерно около 4млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 55 млн. тонн приходится на твердые коммунальные отходы. Помимо этого происходит рост количества отходов, которые не вовлечены во вторичную хозяйственную переработку, а размещены на полигонах, а также незаконных свалках, что в свою очередь ведет к прямому загрязнению почв. По данному вопросу за последние годы много упомянуто и сказано на высшем уровне. Так, из недавнего важно отметить речь В.В. Путина произнесенную в ходе послания Федеральному собранию 21.04.2021г. А именно, дословно основной тезис по теме статьи звучал следующим образом: «В России бизнес должен оплачивать ущерб, который своими действиями наносит окружающей среде. Такой подход, очень простой. Как он звучит? «Получил прибыль за счет природы — убери за собой». <...> Принцип «загрязнитель платит» должен в полной мере работать и в сфере обращения с отходами, чтобы обеспечить переход к экономике замкнутого цикла». Также глава государства указал на необходимость быстрого принятия закона, в котором будет установлена финансовая ответственность собственников за ликвидацию накопленного вреда, а также и за рекультивацию промышленных площадок. В свою очередь в ноябре 2020 г. вице-премьер В.В. Абрамченко сообщила Путину, «что власти готовят изменения в законодательстве, которые не позволят бизнесу в будущем уходить от выплаты компенсаций за ущерб окружающей среде. Мы исходили из необходимости закрыть лазейку собственникам промышленных предприятий, позволяющую бросать такие предприятия без ликвидации вреда и вывода из эксплуатации», — сказала она. «Ежегодно в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 3 стране образуется более 60 млн. т твердых коммунальных отходов, большинство из которых отправляются на свалки. Это серьезная экологическая нагрузка. В соответствии с поручениями президента пора внедрить принцип «загрязнитель платит», — отметила вице-премьер. Теперь можно перейти к теоретическим основным аспектам по данной тематике. А именно важно отметить, что плата за негативное воздействие на окружающую среду берет на себя ответственность являться одним из особо актуальных экономических рычагов в побуждение природоохранной деятельности хозяйствующими субъектами. Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде выступает как один из ведущих принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды)). Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде также выступает производным от распространенного в международном праве принципа «загрязнитель платит» (polluter pays principle)[1], в котором заложен смысл следующего толка: каждый «загрязнитель» обязан нести расходы на предотвращение ущерба здоровью человека или окружающей среде от его деятельности. Если обратиться к положениям действующего российского природоохранного законодательства, то можно увидеть, что негативное воздействие на окружающую среду описывается как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды в зависимости с ее специфическими атрибутами (физическими, химическими, биологическими и иными) [2, с. 151]. С точки зрения справедливости, является правильным, что расходы на борьбу с загрязнением, обязаны платить те, на кого общество возложило эту плату. Ведь учитывая аспекты норм права на благоприятную окружающую среду каждого человека в обществе, пользователи окружающей среды (в нашем случае Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 4 – загрязнители), будь это производители или потребители, обязаны нести оплату расходов по контролю и борьбе с загрязнением. И с этим нельзя не согласиться, ведь в вышеупомянутых обстоятельствах загрязнители несут ответственность во-первых не только на затраты в борьбе с загрязнением, но и также всего потенциала окружающей среды в слиянии, хоть и возобновляемого (как описано в теории), но все же ресурс этот не бесконечен, истощаем [3, с. 287]. Также важно отметить мнение В.А. Виноградова и Л.В. Солдатовой о том, что «принцип загрязнитель платит» очень распространен и обширно признан большим количеством стран на международном уровне, особенно в контексте толкования: «справедливого распределения затрат на борьбу с загрязнением» [4]. В последнее время в юридической науке особо остро идут противоречия по поводу правовой природы платы за негативное воздействие на окружающую среду [5]. Прежде всего, хотелось бы отметить, позицию Конституционного суда РФ, который отмечает такой платеж как специальный, не имеющий налоговую специфику. Он взимается с хозяйствующего субъекта, для реализации им обязанностей, финансо-правового характера, которые в свою очередь появляются из осуществления такой деятельности, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов под контролем государства. Помимо этого, распространенным мнением является и то, что платеж за негативное воздействие на окружающую среду выступает в роли экологического налога, и берет на себя отдельные его функции. Подводя итог вышеуказанным двум мнениям, все-таки платежи такого плана несут в себе главную задачу, а именно компенсационную составляющую. Но учитывая отмеченную специфику, все же первостепенным при установлении таких платежей, будет являться цель по обеспечению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. С учетом общего интереса в сохранении природы и безопасности экологического характера, а не только как налоговый интерес государства для пополнения казны. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Платеж за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным публично-правовым платежом за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия [6]. Коренные переменны в механизме вышеупомянутой платы, которые произошли в 2016-2017 гг., все равно не смогли определить ее правовую природу, что в свою очередь упростило бы подход в толковании правового регулирования в этой сфере. Но между тем, по итогу изменений, были построены гораздо видимые правила установления и взимания платы как специального платежа, без налоговой специфики, неся в себе основной посыл природоохранной составляющей. Однако основной проблемой на сегодняшний день является то, что целевой характер расходования средств, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, не создает условий для полноценного финансирования природоохранной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но между тем, 08.08.2022 г. Правительство РФ преподнесло позитивные новостные сдвиги по данной тематике. Денежные средства, зачисление которых будет происходить в региональные и местные бюджеты от штрафов за загрязнение природы, теперь будут направляться прямым путем на возмещение экологического вреда. А именно премьер министр РФ М.В. Мишустин объявил следующее: «Правительством подготовлено постановление, которое вводит новый порядок финансирования таких мероприятий из региональных и местных бюджетов, - отметил он, говоря о мерах по защите окружающей среды. - Средства на выявление объектов накопленного вреда, их ликвидацию, восстановление природной среды станут поступать от всех природопользователей, а также от нарушителей за счет штрафов, платежей по искам, добровольного возмещения. Рассчитываем, что внедрение практики Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 6 экологически окрашенных платежей поможет субъектам более ответственно решать природоохранные задачи и быстрее ликвидировать вредные для людей объекты», - резюмировал он. А если конкретно отметить структуру дальнейшего распределения штрафов за экологический вред, то она будет выглядеть следующим образом: 1) устранение уже выявленных точек загрязнения, включая несанкционированные свалки и полигоны с отходами; 2) ликвидация загрязнения водных объектов; 3) восстановление и разведение лесов; 4) проведение мониторинга состояния окружающей среды защита заповедных территорий. Данную новость с ее спецификой можно непобоясь назвать прекрасной. Так как если обратиться к статистике уплаченных штрафов такого характера за 2020 г. можно отметить, что лишь мизерная доля, а именно около 2,5 % от 23млдр. рублей были отданы экологической сфере. Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что такое особо активное внимание сложившееся вокруг преобразований механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду (загрязнитель платит) безусловно, является позитивным шагом в направлении создания действенной системы правового регулирования природоохранной деятельности. Грамотные подходы и научно верные решения при модернизации данного механизма коренным образом должны стимулировать хозяйствующие субъекты встать на путь снижения негативного воздействия на окружающую среду и в первую очередь это должно сопровождаться с их стороны полным соблюдением экологических требований. Список литературы: 1. Декларация конференции ООН по окружающей среде и развитию // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 2. Пономарев М.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности // Журнал российского права. 2018. № 4 (256). С. 150-160. 3. Марьин Е.В. О соотношении принципов платности природопользования и принципа справедливости как базовых принципов современного права // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 4 (20). С. 275-280. 4. Виноградов В.А., Солдатова Л.В. Реализация принципа «загрязнитель платит»: сравнительно-правовой аспект // Правоприменение. 2019. № 4. С. 42-50. 5. Бандорин Л. Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4. С. 31-34. 6. Определение КС РФ от 23 ноября 2017 г. № 2541-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб акционерного общества «МОСГАЗ» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды" и пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2022 https://tribune-scientists.ru 9