- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ЗПР)
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Максимова О.В.
PDF файл статьиУДК 740 Максимова Оксана Владимировна cтудентка магистратуры, Удмурсткий государственный университет Россия, г. Ижевск e-mail: maksimova.oksana@mail.ru РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ЗПР) Аннотация: В данной статье рассматривается проблемы в обучении детей с ОВЗ (ЗПР), а именно низкий уровень произвольного внимания. Проведенное исследование в рамках диссертации позволяет утверждать, что разработанная программа по развитию произвольного внимания доказала свою эффективность. Результаты нашего исследования могут послужить в качестве эффективного методического пособия педагогам-психологам начальных классов. Ключевые слова: развитие произвольного внимания, младшие школьники, ОВЗ (ЗПР), программа. Maksimova Oksana Vladimirovna master student, Udmurt State University Russia, Izhevsk DEVELOPMENT OF ARBITRARY ATTENTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH HIA (ZPR) Abstract: This article discusses the problems in the education of children with disabilities (ZPR), namely the low level of voluntary attention. The conducted research within the framework of the thesis allows us to state that the developed program for the development of voluntary attention has proved its effectiveness. The results of our study can serve as an effective methodological tool for primary school psychologists. Key words: development of voluntary attention, elementary school students, disabilities (ZPR), program. Одним из важных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания, а именно – умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям учителя и контролировать получаемый результат. Произвольное внимание является особой формой психической Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 1 активности каждого человека, необходимым условием всякой деятельности, требующим организованности и точности, поскольку, оно является процессом направленности и сосредоточенности психической деятельности. Л.С. Выготский, анализируя развитие внимания в онтогенезе, отмечает, что «культура развития внимания заключается в том, под влиянием взрослого ребенок усваивает определенные искусственные стимулы – знаки, с помощью которых он далее направляет свое собственное поведение и внимание» [1]. Дети с нарушениями развития свойств произвольного внимания испытывают значительные трудности в обучении, вместе с тем, произвольное внимание является одним из главных показателей общей оценки уровня развития интеллектуального развития ребенка, и важнейшим условием осуществления познавательной деятельности в процессе обучения. И.И. Мамайчук, исследуя личностные особенности детей с ЗПР, отмечает, что, попадая в атмосферу школьного обучения, к ним предъявляются очень сложные требования, и уже в первые недели нахождения в школе, у них можно наблюдать следующие выраженные признаки школьной дезадаптации: [2]. - трудности усвоения ребенком школьной программы; - проблемы в эмоционально-личностной сфере ребенка (тревожность, замкнутость, страхи, повышенная возбудимость, апатия и др.) - нарушения в поведенческой сфере ребенка (избирательное отношение к отдельным предметам и педагогам, конфликты со сверстниками, отказ идти в школу, нетерпеливость, раздражительность, проявление невротических реакций, познавательная инертность на уроках и т.д.) [3]. Чаще всего, эти дети страдают от рассеянности или неразвитости свойств своего произвольного внимания. Поэтому развивать произвольное внимание на ранних этапах младшего школьного возраста также необходимо, как и обучать их письму, счету, чтению, и сделать это возможно посредством специально организованных занятий. Столкнувшись с проблемами обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в начале свой педагогической деятельности, в особенности с низким показателем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 произвольного внимания, было принято решение разработать программу по развитию произвольного внимания. Период и время реализации программы: цикл занятий рассчитан на один учебный год (с ноября 2018 года по апрель 2019 года), были выбраны 2 класса – экспериментальная и контрольная группа (занятия проводились только в экспериментальной группе, чтобы доказать эффективность развивающей программы), каждое занятие проводилось 1 раз в неделю по 40 минут. Всего – 20 занятий. Развивающая программа реализовывалась на базе МКОУ «Школа №47 для детей с ОВЗ» г. Ижевска. На контрольном и на констатирующем этапе эксперимента мы проводили диагностику свойств произвольного внимания с использованием следующих методик: «Запомни и расставь точки», «Найди отличия», «Тест Пьерона- Рузера». Цель программы – развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством специально разработанного комплекса развивающих занятий. Задачи программы: 1) Снятие нервного напряжения, тревожности, повышение уверенности в себе, формирование желания сотрудничать со взрослым и сверстниками. 2) Развитие, таких свойств как, произвольного внимания как концентрация, объем, устойчивость, переключение и распределение. 3) Оптимизация развития зрительного, сенсорного, слухового и моторно- двигательного внимания. 4) Повышение познавательного интереса и познавательной активности у детей, воспитание у них волевых качеств и навыков самоконтроля. 5) Способствование преобразованию негативных поведенческих реакций и переживаний детей на позитивные, повышение мотивации к достижению конечного результата, стабилизация позитивной самооценки. Форма проведения: индивидуально-подгрупповая: первая подгруппа – 6 детей; вторая подгруппа – 6 детей. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Структура каждого занятия: 1) Ритуал приветствия - продолжительность до 2 минут: направлен на снятие эмоционального напряжения у детей, установление доверительного отношения к взрослому и друг к другу, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы. 2) Разминка – продолжительность до 3 минут: включающее в себя кинезиологические упражнения, направленные на синхронизацию работы мозговых полушарий, снижение у детей утомляемости, мышечного напряжения, улучшение их памяти, концентрации внимания и сосредоточенности, способности к произвольному и волевому самоконтролю. 3) Основная часть - состоит из 2-х частей: групповая работа – продолжительность до 20 минут, индивидуальная работа – продолжительность до 10 минут. В процессе групповой работы, занятие за занятием, у детей постепенно развиваются такие свойства произвольного внимания, как концентрация, устойчивость, объем, переключение, распределение и избирательность. Развитие у детей памяти, сближение членов группы. Совершенствуются такие виды внимания, как слуховое, зрительное, сенсорное, и моторно-двигательное внимание. На занятиях осуществляется коррекция и развитие не только произвольного внимания, но и всех познавательных процессов детей: произвольного восприятия, логического мышления, памяти, расширяются и закрепляются знания об окружающем мире. 4) Итог занятия – продолжительность до 3 минут: рефлексия, на котором происходит обсуждение с детьми следующих вопросов: что было для них наиболее запоминающегося, интересного, что понравилось, а что нет. 5) Ритуал прощания – продолжительность до 2 минут: на котором происходит сплочение группы, создание атмосферы единства, группового доверия и принятия. Развивающие занятия проводились в соответствии с календарным планом, составленным на весь учебный. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Каждое занятие обладает гибкой, логически законченной, целостной ограниченной временными рамками структурой, в них представлены практически все рационально сочетающиеся между собой основные элементы образовательного процесса: цель, задачи, содержание, методы, средства, организация. Все занятия разрабатывались и проводились в соответствии следующих основных требований: 1) Учет возрастных особенностей детей. Развитие на протяжении всех занятий сопровождались преимущественно игровым методом, поскольку, в младшем школьном возрасте (а именно у детей 6-9 лет) игра – является по- прежнему ведущим видом деятельности. 2) Учет индивидуальных особенностей. У каждого ребенка свой характер, темперамент, выраженность тех или иных личностных черт и уровень познавательного развития. Каждый ребенок обладает своей степенью активности, уровнем работоспособности, частотой изменчивости настроения, уровнем познавательного интереса и т.д. Поэтому на каждом занятии мы опирались на личностно-ориентированный подход: в процессе как групповой, так и индивидуальной работы было уделено внимание каждому ребенку. 3) Учет дефекта в развитии детей (в нашем случае – ЗПР). Инструкция к какому-либо виду деятельности на занятиях сопровождалась практическим объяснением, то есть в сопровождении показа, демонстрации определенных действий с простой речевой инструкцией. Основная часть каждого занятия осуществлялась по принципу чередования групповой и индивидуальной работы и разнообразных видов деятельности, с использованием как традиционных, так и инновационных психолого-педагогических методов и приемов. Кроме того, учитывая особенности произвольного внимания детей с ЗПР, на каждом занятии динамические и статические, интеллектуальные и двигательные нагрузки чередовались, что способствовало профилактике быстрого утомления, эмоционального истощения, снижения активности и работоспособности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 5 Такие психологические приемы, как похвала, одобрение, создание ситуации успеха, создание момента интриги или соревновательных элементов юмор, сюрпризные и обыгрывание – способствовали положительному эмоциональному настрою, сплочению группы, появлению доверительного и дружеского отношения друг к другу, повышению активности и работоспособности детей, удержанию их интереса и внимания на более длительное время. Все это, в свою очередь, обуславливало повышение результативности различных видов деятельности на занятиях, и успешному решению поставленных развивающих задач. С каждым занятием результаты деятельности детей становились все результативнее, а свойства произвольного внимания постепенно улучшались, это доказывают показатели повторной диагностики, полученные на завершающем этапе реализации развивающей программе. По результатам всего исследования, мы можем сделать вывод, эффективным условием развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР является специально разработанная программа, включающая в себя комплекс развивающих занятий, который базируется на принципах единства диагностики и развития, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; основан на многообразии современных игровых, обучающих и воспитывающих методов, приемов и технологий; направлен на развитие всех свойств произвольного внимания и зрительного, сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания; на развитие памяти, мышления, восприятия, воображения, поскольку, все эти психические процессы взаимосвязаны; на формирование таких личностных качеств, как волевой самоконтроль, саморегуляция поведения и деятельности. Результаты нашего исследования могут послужить в качестве эффективного методического пособия педагогам-психологам начальных классов для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ЗПР, имеющими нарушения в развитии произвольного внимания. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: 1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 2016. 498 с. 2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2015. 220 с. 3. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб.: Речь, 2014. 352 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 7