- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Эльчепаров Р.А., Базров О.А., Демьянченко Ф.Р.
PDF файл статьиУДК 349.6 Эльчепаров Резуан Артурович студент 3 курса, Юридический институт, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва e-mail: toxicuslm@yandex.ru Базров Олег Аланович студент 3 курса, Юридический институт, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва Демьянченко Филипп Русланович студент 3 курса, Юридический институт, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва Научный руководитель: Голоскоков Л.В., доктор юридических наук, доцент, капитан юстиции, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РОССИИ Аннотация: В данной статье проводится исследование особенностей реализации права на получение достоверной информации об окружающей среде. Автором формулируется ряд проблем правоприменительного и законодательного характера. Даётся определение экологически значимой информации. Поднимается вопрос юридической ответственности за правонарушения, связанные с не предоставлением гражданам экологически значимой информации. Автором раскрывается важность соблюдения принципов права в рамках осуществления государственными органами своей деятельности. Ключевые слова: принцип права, окружающая среда, государственный орган, правовая реализация, правовая система, экологически значимая информация, информационная система, юридическая ответственность. Elcheparov Rezuan Arturovich 3rd year student, Institute of Law, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow Bazrov Oleg Alanovich 3rd year student, Institute of Law, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow Demyanchenko Philip Ruslanovich 3rd year student, Institute of Law, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow Scientific adviser: Goloskokov L.V., doctor of legal sciences, associate professor, captain of justice, Head of the Department of Civil Law Disciplines, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE LEGAL PRINCIPLE OF COMPLIANCE WITH HUMAN AND CITIZEN RIGHTS TO RELIABLE ENVIRONMENTAL INFORMATION IN RUSSIA Abstract: This article conducts research on the implementation of the rights to obtain reliable information about the environment. The author interprets a number of problems of law enforcement and legislative nature. The definition of environmentally significant information is given. The question of legal liability for offenses related to environmentally significant information not provided to citizens is raised. The principles of human rights in the framework of state power. Key words: principle of law, environment, state body, legal implementation, legal system, useful information, information system, legal responsibility. Одним из основополагающих элементов каждой отрасли права, как известно, являются её принципы. Они выступают фундаментальным каркасом любого правового института, пронизывая его по диагонали и определяя основные требования к нормам права, которые тот содержит. Принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право и вместе с тем являются отправными пунктами, которые показывают вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы. От степени Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности любой правовой системы [1, с. 82]. Институт экологического права, как и любая другая отрасль российского права, основывается на ряде правовых принципов. Одним из них является принцип соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Данное положение содержится в ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2] , и по своему содержанию дублирует ст. 42 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды [3] . Сущность данного принципа состоит в том, что человек, как существо, неразрывно связанное с окружающей средой, имеет экзистенциальную потребность в информации о её состоянии в целях планирования своей хозяйственной и бытовой деятельности. В зависимости от такой информации человек принимает решения относительно целесообразности осуществления сельскохозяйственной деятельности в том или ином регионе или на том или ином участке земли, выбирает место жительство, заботясь о своём здоровье и здоровье своей семьи, осуществляет при необходимости меры по сохранению элементов флоры и фауны. Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач. Также является очевидной высочайшая важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует реальная опасность причинения вреда здоровью и имущественным интересам большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред [4, с. 98]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Право на получение достоверной информации об окружающей среде является неотъемлемой частью правового статуса человека и гражданина и требует соответствующей реализации и обеспечения со стороны государственных органов. В настоящее время в России существует объёмный банк экологически значимой информации, включающий в себя данные, находящиеся в таких системах как Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, реестры разрешений в соответствии с полномочиями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации государственных кадастрах отходов производства и потребления, данных Росстата в разделе «экология» и иных многочисленных источниках. Данные, находящиеся в вышеуказанных системах представлены в основном в виде громоздких таблиц с зачастую неактуальной информацией (Так, например, на электронном портале Росстата информация относительно совокупных выбросов парниковых газов размещена информация лишь за 2005- 2017 годы) [5]. Помимо того доступ к экологически значимой информации для граждан в ряде случаев затруднен в виду отсутствия соответствующих систем, которые позволили бы его обеспечить. Так, на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» раздел «документы» находится на длительной «разработке», что делает затруднительным получение информации относительно экологических правовых мер, принятых данной службой [6]. Также в законодательстве Российской Федерации на федеральном и региональных уровнях отсутствует закрепление понятия «экологическая информация», что представляет определенную трудность для однозначного определения той или иной информации как экологически значимой. В данной связи мы считаем необходимым предложить следующую формулировку «экологически значимой информации»: сведения о предприятиях, являющихся потенциальными источниками экологической опасности, о качестве окружающей природной среды, о загрязненных природных объектах и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4 состоянии здоровья населения и факторах, представляющих для него угрозу. Мы считаем необходимым закрепить данное определение на законодательном уровне в целях однозначного определения экологически значимой информации, получение которой представляет собой конституционное право человека и гражданина. Следует отметить, что наиболее распространённой формой реализации права человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является ознакомление с материалами, публикуемых и распространяемых в СМИ. Так, в рамках Большой пресс- конференции Владимира Путина, прошедшей 19 декабря 2019 года Президенту Российской Федерации корреспондентом радиостанции «Маяк» Валерием Санфировым было указано на значительную не состыковку в числах относительно сокращения вредных выбросов со стороны России до 2030 года, озвученных в рамках Парижского соглашения (сокращение выбросов на 25- 30%) и числах, озвученных Владимиром Путиным на конференции ВТБ «Россия зовёт!», проходившей 20-22 ноября 2019 года (сокращение выбросов на 60%). В данной связи можно сделать вывод о том, что имеет место недостоверность в федеральных средствах массовой информации относительно экологически значимой информации. Вышеперечисленные обстоятельства приводят к ограничению права человека и гражданина на получение информации о состоянии окружающей среды, что является недопустимым в соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который указывает на то, что информация о состоянии окружающей среды не может быть ограничена. В п.5 этой же статьи также указывается на обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 5 с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. За нарушение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с административным (КоАП РФ Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)) и уголовным (УК РФ Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации) законодательством. Также имущественный и моральный вред, причиненный не предоставлением такой информации может быть возмещен в соответствии со ст.15 ГК РФ. Таким образом, реализация принципа соблюдения права человека на получение информации о состоянии окружающей среды в современных реалиях Российской Федерации имеет ряд определённых пробелов как законодательных, так и правоприменительных. Список литературы: 1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2006. 82 с. 2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 4. Бринчук М.М. Экологическое право: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2010. 98 с. 5. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/# (дата обращения – 12.12.2019 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 6 6. Росприроднадзор. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rpn.gov.ru/dokumenty/ (дата обращения – 12.12.2019 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 7