- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Скорынина Н.П.
PDF файл статьиУДК 34 Скорынина Наталья Петровна студентка магистратуры, Уральский институт управления филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Екатеринбург e-mail: skorynina.natalya@mail.ru РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА Аннотация: В статье рассматриваются факты борьбы с неформальной занятостью населения. Информационную основу исследования составляют данные официальной государственной статистики. Определены ключевые факторы, необходимые для сокращения неформальной занятости, предложены решения, которые должны существенно сократить масштабы неформальной занятости населения. Ключевые слова: труд, нарушения, инспекция труда, трудовой договор, заработная плата. Skorynina Natalia Petrovna master student, Ural Institute of management-branch of the Federal state educational institution of higher education Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg SOLVING THE PROBLEM OF INFORMAL EMPLOYMENT BY THE LABOUR INSPECTORATE Abstract: The article deals with the facts of the fight against informal employment. The information basis of the study is based on official state statistics. The key factors necessary for reducing informal employment are identified, and solutions are proposed that should significantly reduce the scale of informal employment. Keywords: labor, violations, labor inspection, labor contract, wages. С каждым годом неформальный сектор становится активнее и многограннее. Функция неформальной занятости в России на рынке труда многозначна. Основными задачами в сфере социально-трудовых отношений являются легализация теневой занятости, скрытых форм оплаты труда и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 1 повышение уровня заработной платы. В настоящее время неформальная занятость, то есть трудовая деятельность без заключения трудового договора между работником и работодателем, не облагаемая налогами, является нерешенной проблемой. Работники, чья трудовая деятельность не закреплена условиями трудового договора, практически лишены возможности социальной и правовой защиты, получая неофициальную, так называемую «серую зарплату в конвертах». Существенными особенностями неформальной занятости являются: • отсутствие оформленных трудовых отношений с работником по типовой письменной форме; • наличие неофициальных схем и расчетов в наличной форме при оплате труда; • избежание уплаты страховых взносов; • подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера. Отказываясь полностью платить налоги, недобросовестные работодатели предпочитают основную сумму оплаты за труд выдавать нелегально, а скрытые налоги присваивать себе. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды (в том числе на обязательное пенсионное страхование) и налога на доходы физических лиц. Данные организации ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников при уклонении от уплаты обязательных налогов и взносов. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья или затратах на обучение детей и другое. Неформальная занятость ведет в масштабах страны к недополучению страховых выплат, налогов, ограничивая возможность развития государственной социальной политики. С 1 января 2015 года Кодексом Российской Федерации об 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru административных правонарушениях ужесточена ответственность за не заключение трудового договора. Часть 4 статьи 5.27 КоАП [1] в новой редакции предусматривает штрафные санкции для должностных лиц - до 20 000 руб., для юридических лиц – до 100 000 руб. При договоренности на выполнение работ в интересах каких-либо организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц без официального оформления трудовых отношений возникает риск не получить денежное вознаграждение за свой труд вообще или получить его в размере значительно меньшем обещанного. В случае получения травмы при выполнении работ без оформления трудовых отношений или гибели работника, работник или лица, находящиеся на иждивении погибшего (в том числе его дети), не получат гарантированных страховых выплат [4] . С целью работодателя сократить свои расходы за счет применения схемы полуофициального заработка «серая заработная плата» приводит к рискам таких нарушений требований закона, за которые предусмотрены разного рода виды ответственности, начиная от материальной (ст. 234 ТК РФ [2]), административной (ч.ч. 4, 6 ст. 5.27 КоАП РФ) и заканчивая уголовной ответственностью (ст. 199 УК РФ [3]). Повторное совершение аналогичного правонарушения должностными лицами в силу ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ [1] влечет их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а предпринимателям и юридическим лицам могут быть назначены административные штрафы в размере до 40 и 200 тыс. руб. соответственно [5]. На основании ежегодных поручений Правительства Российской Федерации, а также основываясь на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 [6], предусматривающей стратегические задачи по реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества государственной социально-экономической политики по сокращению Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 3 неформальной занятости и легализации трудовых отношений, с 2014 года во всех субъектах Российской Федерации проведена масштабная организационная работа по выстраиванию административных механизмов, налажена система оперативного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, достигнуты существенные результаты в реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений. По состоянию на 31 декабря 2017 года по информации, поступившей от межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации, государственными инспекторами труда было проведено 3 932 надзорно- контрольных мероприятия, выявлены 10 534 человека, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них все легализованы. Следует отметить, что проведение государственными инспекциями труда внеплановых проверок в региональных хозяйствующих субъектах, позволило повысить эффективность информационных и административных мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости. В целях реализации поручений Правительства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на снижение численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность. Основными целями поручений Правительства Российской Федерации являются снижение уровня неформальной занятости трудоспособного населения в субъектах Российской Федерации, а также увеличение поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В целях межведомственного взаимодействия, осуществления мониторинга и координации деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости между Рострудом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно заключаются соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости, с установленными Министерством труда и социальной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4 защиты Российской Федерации показателями. По данным мониторинга Роструда по итогам реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в субъектах Российской Федерации, в 2017 году легализовано более 2 048 тыс. лиц трудоспособного возраста, за которых не поступают взносы во внебюджетные фонды. Сумма страховых взносов, дополнительно поступившая в бюджет в Пенсионный фонд Российской Федерации в ходе реализации комплекса мер по снижению неформальной занятости в субъектах Российской Федерации, составила более чем 35 млрд. рублей [7]. На самом деле решить проблему неформальной занятости без участия самих работников, получающих заработную плату по «серым» схемам, на деле нереально. С неофициальной заработной платой можно и необходимо бороться, но успех данной борьбы зависит от действий самих работников, органов исполнительной власти в области трудовых отношений и надзорных органов. С целью сокращения неформальной занятости также следует информировать общество о необходимости обращения в государственные контрольно-надзорные органы, осуществляющие правопорядок в сфере трудовых отношений, самих работников, получающих заработную плату по «серым» схемам. Для этого, работники должны быть ознакомлены с последствиями неформальной занятости, о своей возможности обратиться за помощью в соответствующие органы – получать информацию из средств массовой информации либо из печатных изданий, электронных носителей правовых систем и др. А также в рамках действий по сокращению неформальной занятости и с целью развития государственной социальной политики в каждом субъекте Российской Федерации следует действовать согласно разработанному плану мероприятий (с учетом взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления, ОНФ, СМИ, заинтересованных лиц и т.д.) по снижению неформальной занятости, утвержденному Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 08.01.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 4. Официальный сайт Роструда [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://git10.rostrud.ru/news/840168.html (дата обращения 10.01.2020 г.). 5. Официальный сайт Роструда [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://git52.rostrud.ru/news/859978.html (дата обращения 10.01.2020 г.). 6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212. 7. Программа комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области трудовых отношений на 2018 год и плановый период до 2020 года, утвержденная приказом Федеральной службы по труду и занятости от 19.07.2018 г. № 407. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 6