- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА БРЯНСКОЙ ДЕРЕВНИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1945 – НАЧ. 1960-Х ГГ.)
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Курчина Н.В.
PDF файл статьиУДК 93/94 Курчина Нина Викторовна, студентка магистратуры 3 курса, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Россия, г. Калуга e-mail: nina.kurchina@yandex.ru Научный руководитель: Кометчиков Игорь Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Россия, г. Калуга РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА БРЯНСКОЙ ДЕРЕВНИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1945 – НАЧ. 1960-Х ГГ.) Аннотация: В данной статье рассматриваются различные проявления праздничной культуры Брянской деревни после Великой Отечественной войны. Внимание уделено росту посещаемости церквей в дни религиозных праздников, изменениям в религиозной праздничной культуре послевоенных лет, отношению властей к проявлениям подобной религиозности. Ключевые слова: Брянская область, религиозный праздник, религиозность, праздничная культура, обряды, Пасха, «икона-свеча». Kurchina Nina Viktorovna, 3rd year master student, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga Scientific adviser: Kometchikov Igor Vyacheslavovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga RELIGIOUS HOLIDAY CULTURE OF THE BRYANSK VILLAGE IN THE FIRST POST- WAR DECADES (1945 - EARLY 1960s) Abstract: The paper explores the various manifestations of the festive culture of the Bryansk village after the Great Patriotic War. Attention is paid to the increase in church attendance during religious holidays, changes in the religious holiday culture of the post-war years, and the attitude of the authorities towards manifestations of such religiosity. Keywords: Bryansk region, religious holidays, religiosity, holiday culture, rituals, Easter, «candle-icon». 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Религиозные праздники как феномен бытовой культуры были прочно вплетены в повседневную жизнь послевоенной деревни. В условиях масштабных перемен в советском обществе, переживающем кризис, появляется необходимость выработать новые формы культурной жизни. Именно праздник в этом случае выступал, как проверенная временем традиция, способствующая консолидации общества и явно отражающая происходящие изменения. В первые два послевоенных десятилетия количество граждан, посещающих церковь в будние дни и воскресенья, оставалось сравнительно небольшим, исключением являлись дни религиозных праздников, на праздновании которых на службах в городах собиралось в среднем по 3 – 6 тыс. человек, в сельской местности по 500—600 прихожан. Религиозный праздник в обновленной советской деревне после войны продолжал оставаться важным событием в крестьянском календаре, «являлся ориентиром, с которым крестьяне соотносили все наиболее важные события своей жизни» [1, с. 41]. Колхозное крестьянство уделяло много внимания внешней, обрядовой стороне культа, поэтому день праздника требовал от них особой подготовки: замены повседневной одежды на более нарядную, наведения порядка в доме, заготовки угощений и кушаний. Самым главным христианским праздником была Пасха, или Воскресение Христово. Вот как описывается в отчете уполномоченного по делам РПЦ подготовка и проведение данного праздника в рассматриваемый период: «В городах Брянске, Бежице, Клинцах и др. задолго продавали вербу. В г. Клинцах перед самым входом в универсальный магазин на главной улице 7 подростков принесли большие пучки вербы и продавали по 6-10 лоз и брали по 45-60 копеек. По ул. Московской г. Клинцах 17 апреля ходили по домам и продавали вербу. В с. Лопатни Клинцовского района 18 апреля в вербное воскресенье в церкви было полно народу. Было много молодых женщин и детей. Церковное богослужение продолжалось до 3-х часов дня. По селу Лопатни дети дошкольного возраста приходили в церковь группами по 10-15 человек. В руках каждого ребенка была верба, перевязанная разноцветными лентами. Взрослое население все праздновало. В колхозе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 «Новый мир» сеялка в этот день не работала… Учитель географии средней Лопатенской школы на совещании агитаторов Сельсовета говорил, что ежедневно перед праздником Пасхой 15-20 учеников пропускают занятия в школе. Они из белой глины делают брикеты и носят их в г. Клинцы, где продают как лучший материал для побелки стен и потолка квартир, побелка печек являлась элементом подготовки к празднику Пасхи… В с. Видовка и во многих других селениях Клинцовского района в день Пасхи даже там, где нет действующих церквей, как символ встречи Христа, стреляли из охотничьих ружей» [2]. Характерной особенностью данного периода являются коллективные невыходы колхозников на полевые работы в дни такого рода праздников. Религиозный праздник, в крестьянском представлении, оставался легальной возможностью, дающей право уклониться от трудовой деятельности в колхозе. Советские крестьяне в дни религиозных праздников (Великих и храмовых) стремились посетить церковь и принять участие в богослужениях, даже если праздник приходился на активный цикл весенне-полевых или уборочных работ, что в свою очередь вызывало крайнее недовольство уполномоченного. Для многих верующих рассматриваемого периода религиозный праздник был не только возможностью для удовлетворения духовных потребностей, но и способом отвлечения от обыденности. В Почепском районе летние и осенние религиозные праздники во многих селах колхозники праздновали по 2-3 дня и на полях колхозов не работали. Председатель Краснорожского сельсовета тов. Моисейченко рассказал, что в четырех колхозах сельсовета, в которые входят 19 селений, в религиозные праздники прогуливается много рабочего времени. «Если это время, израсходованное на религиозные праздники, перевести на трудодни, то получится около 8 тыс. трудодней в году» [3]. В селениях колхоза «Свобода» Выгоничского района церкви нет, но престольный праздник Казанской Божьей Матери праздновали 2-3 дня, оставив в поле неубранной 2,5 гектара картофеля [4]. Не редки были случаи, когда подобное поведение колхозников игнорировалось властью, а в иных случаях в празднованиях Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 3 принимали участие не только рядовые колхозники, но и сами представители сельской советской власти: председатели колхозов и исполкомов сельских Советов, члены партии, те люди, которые должны были демонстрировать своим поведением идеальный образ советского гражданина-атеиста, способствовать распространению советской идеологии, особое место в которой занимало атеистическое мировосприятие. 24 июля 1952 г. газета «Заветы Ильича», орган Рогнединского райкома ВКП (б) и райисполкома, в статье «Прудников празднует» писала: «Неудовлетворительно выполняется план хлебозаготовок, прекращено строительство животноводческих помещений. Несмотря на это председатель колхоза тов. Прудников не принимает никаких мер к усилению темпов уборки и укреплению дисциплины. Например, 19 августа был теплый солнечный день, но на полях колхоза работы никакой не проводилось. Причина в том, что многие колхозники в этот день праздновали религиозный праздник и вместе с этим принимали участие в этом члены правления колхоза. Председатель с.совета тов. Фролов старается умолчать об этих фактах» [5]. В силу разных обстоятельств большинству верующих удавалось посещать храмы только в дни крупных религиозных праздников. Главной причиной этого являлось отсутствия прихода рядом с местом жительства того или иного верующего. В 1950 году второй секретарь Севского района ВКПб тов. Моисеев отмечал, что в воскресенье в церковь с. Севска народу ходить стало меньше, но в Пасху, Троицу, Рождество количество прихожан остается большим, это объясняется тем, что нет церквей ближе Севска, и в эти праздники верующие приходят из далеких населенных пунктов, расположенных на расстоянии более 50-ти километров от Севска. Из этого следует, что большое посещение церквей в эти праздники объясняется не увеличением количества верующих, а увеличением расстояния обслуживая конкретной церкви [6]. По этой же причине в дни православных религиозных праздников, таких как Вербное воскресенье, Благовещение, богослужения иногда совершались в частных домах колхозников села. Несмотря на нехватку сельских церквей в это время, в русских деревнях все еще не была изжита привычка встречи престольных праздников [7, с. 415]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Высокой посещаемость была также в те дни, когда религиозный праздник совпадал с советским. Например, в 1948 г. религиозный праздник Пасха совпал со вторым днем праздника 1-го Мая, следовательно, рабочие, служащие и колхозники имели выходной день. Посещаемость церквей гор. Брянска в этом году достигла 5-7 тыс. человек, было очень много молодежи и детей, многие приходили из соседних районов, где не было церквей. В с. Супонево Брянского района скопилось столько людей, что «невыносимо было подойти к церкви» [8]. Духовенство, стремясь привлечь больше людей в храмы, старательно подходило к организации праздничным богослужений. Ориентируясь на советские реалии и график работы верующих, обряд освящения куличей для их удобства был перенесен на вторую половину дня Страстной субботы. Кроме того, священники часто освящали «партии куличей» (от нескольких десятков до несколько сотен за раз), вместо индивидуальных, чтобы более эффективно использовать время. В г. Брянске в 1953 г. освещение куличей началось в 11 часов дня и продолжилось до трех часов ночи. «Исключительно большое количество с куличами шли от 10 часов вечера до 3 часов ночи. В Петропавловской церкви, да и в Воскресенской куличи несли на головах. Из церкви даже молодые мужчины не выходили, а выталкивались» [9]. В с. Новый Ропск на Пасху за освещением куличей было целое паломничество. В субботу 4 апреля 1953 г. накануне Пасхи в сельском клубе показывали кинокартину «Руслан и Людмила», ее посмотрели только 15 человек. Молодежь была в церкви. Последние три недели перед Пасхой молодежь в клуб не ходила, хотя было объявлено о бесплатных танцах [10]. Традиционным для Брянщины являлось празднование т.н. «иконы-свечи», особенно распространенное в Красногорском, Клинцовском, Новозыбковском районах. Переносная икона-свеча – это икона, которая покупалась за счет верующих и называлась в честь престольного праздника церкви данного прихода. Эту икону-свечу один раз в год переносили из одного дома в другой по желанию верующих. Вечером, накануне праздника, перед тем, как перенести ее в другой дом, священник производил богослужение при большом скоплении Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 5 людей, а после службы устраивал обед с выпивкой. В день праздника производилось такое же многолюдное богослужение в том доме, куда принесли икону-свечу, а после опять устраивался обед. Обед и выпивка устраивались за счет сбора денег с верующих [11]. Подобные иконы имелись в с. Увелье, праздновалась 8 октября в день Архангела Михаила, в с. Кожаны 8 сентября Рождество Богородицы. Особо чтимые иконы-свечи находились в церкви с. Яловки. Несмотря на запрет зарегистрированным священникам этих благочиний со стороны епархии совершать такие богослужения, многие годы все они делали это за вознаграждение и право участвовать в застолье. Интенсивность исполнения обряда была настолько высока, что у части «свеч» молебны служили «самосвяты» [12, с. 247]. Самосвят с. Заборья Покладов совершал требы и молебны около иконы-свечи в с. Перелазы, Дубенец и др. населенных пунктах. Как рассказывал священник с. Заборье: «служба около иконы-свечи продолжает 1,5-2 часа. Народу бывает много» [13]. Празднование «иконы-свети» продолжалось на Брянщине на протяжении всего рассматриваемого периода. Уполномоченный в отчетах высказывал свое недовольство: «Епископ ничего не делает, чтобы прекратить свершение религиозного обряда зарегистрированными священниками иконы-свечи. Свершение этого религиозного обряда не уменьшается. Все зарегистрированные священники Клинцовского, Новозыбковского, Красногорского районов, во главе благочинного Клинцовского благочиннического округа, свершают этот религиозный обряд» [14]. В 1960 т. под давлением уполномоченного по делам РПЦ в Брянской области С. Мелеши правящий архиерей категорически запретил подобные обряды под угрозой перевода священнослужителей за штат [15]. В целом, религиозная активность сельского населения была вызвана не только желанием удовлетворения своих духовных потребностей, но и стремлением сохранить свой образ жизни, который претерпевал значительные видоизменения в связи с пересмотром политики государства по отношению к церкви и религии. Неслучайно наибольшую активность проявляли лица, чья первичная социализация пришлась на дореволюционный период. А социальная Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 6 память, носителями которой они выступали, позволяла крестьянам старшего поколения сделать вывод о том, что своеобразная сельская культура под воздействием советского аграрного проекта разрушается, теряются ее базовые ценности, обычаи и идеалы. Тем самым для большинства крестьян именно участие в религиозных праздниках становилось способом сохранения накопленного социокультурного опыта [16, с. 396-397]. В дни больших религиозных праздников храмы посещали самые разные категории граждан по полу, возрасту и социальному положению. В 1947 г. в с. Творишичах Жирятинского района на престольный праздник Николы, падающий на рабочий день, в церкви собралось около 8 тыс. человек; характерно то, что среди верующих около 30 процентов являлись представителями молодого поколения, начиная с семилетнего возраста, в том числе и учащиеся нач. и НСШ, окружающих сел и деревень [17]. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, самая большая посещаемость церквей в послевоенные годы отмечалась в храмах Брянщины в дни религиозных праздников. Массовое участие советского крестьянства в религиозных праздниках в послевоенное время было обусловлено множеством факторов. Конечно, сила традиций и родительского авторитета являлась одной из причин возросшей религиозной активности, но вовсе не единственной. С одной стороны, на рост религиозности повлияло изменение государственной политики в области религиозных культов, но, с другой стороны, материальные лишения и человеческие потери, вызванные войной, крестьянство стремилось компенсировать традиционным механизмом — обращением к Богу и религии. Советская власть хотела видеть кризис праздничной культуры, спад религиозности, секуляризацию сознания, но статистика посещений церквей в дни религиозных праздников не позволяла полностью в этом удостовериться. Несмотря на все ограничения, активность верующих в период религиозных праздников в городах и на селе Брянщины была весомой. По этой причине государство пыталось отвлечь население от праздников религиозного содержания и заменить их советской гражданской обрядностью. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 7 Распространение «светских обрядов», свидетельствовало также о том, что механическое сокращение сети церквей и количества духовенства не вело автоматически к «отходу населения от религии [18, с. 392] и требовало разработки мер иного характера со стороны государства. Список литературы: 1. Безгин В.Б. История сельской повседневности: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. 88 с. 2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Отчетно-информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за I полугодие 1954 г. Оп. 1. Д.1129. Л. 17-18. 3. ГАРФ. Ф. Отчетно-информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за III квартал 1953 г. Р-6991. Оп. 1. Д.1023. Л. 66. 4. ГАРФ. Ф. Р-6991. Информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за IV квартал 1952 г. Оп. 1. Д.887. Л. 126. 5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за III квартал 1952 г. Оп. 1. Д.887. Л. 89-90. 6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Докладная записка о положении и деятельности церкви и духовенства в области. Оп. 1. Д. 759. Л. 58. 7. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30, № 3–4. С. 408-429. 8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Докладная записка Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову Г.Г. Оп. 1. Д.317. Л. 38. 9. ГАРФ. Ф. Р-6991. Отчетно-информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за I квартал 1953 г. Оп. 1. Д. 1023. Л. 18-19. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 8 10. ГАРФ. Ф. Р-6991. Отчетно-информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за II квартал 1953 г. Оп. 1. Д. 1023. Л. 41-42. 11. ГАРФ. Ф. Р-6991. Докладная записка Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. 1950 г. Оп. 1. Д.627. Л.24. 12. Кометчиков И. В. «Заветы» социализма: трансформация религиозного праздника на селе Центрального Нечерноземья. в середине 1940-х – начале 1960- х гг. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 238- 261. 13. ГАРФ. Ф. Р-6991. Информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за III квартал 1951 г. Оп. 1. Д. 759. Л.93-95. 14. ГАРФ. Ф. Р-6991. Информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Малова А.П. за IV квартал 1951 г. Оп. 1. Д. 759. Л. 123-124. 15. ГАРФ. Ф. Р-6991. Докладная записка инспектора т. Иванова о проверке работы Уполномоченного по Брянской области Мелеша С.П. Оп. 1. Д.1856. Л.2. 16. Хасянов О. Р. Религиозная праздничная культура колхозной деревни в послевоенное десятилетие (на материалах Куйбышевской и Ульяновской областей) // Научный диалог. 2015. № 12 (48). С. 386-399. 17. ГАРФ. Ф. Р-6991. Информационный доклад Уполномоченного Совета по Брянской области Горбачева Д.Н. за II квартал 1947 г. Оп. 1. Д.172 Л.9. 18. Шлихта Н. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950— 60-е гг.) // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. С. 380-407. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 9