- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Щербакова Е.В.
PDF файл статьиУДК 37 Щербакова Елена Васильевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 «Акварель», Россия, г. Старый Оскол e-mail:07.10.2000@mail.ru ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: Статья посвящена проблеме организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, направленной на формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Ключевые слова: формирование, развитие, образование, современные технологии, творческие способности. Shcherbakova Elena Vasilievna educator Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten №72 "Watercolor", Russia, Stary Oskol THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN Abstract: The article is devoted to the problem of organizing educational activities in preschool educational organizations aimed at the formation and development of creative abilities of preschool children. Key words: fformation, development, education, modern technologies, creative abilities. Театр – одна из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности [1]. С античных времен и до нашего времени человечество использовало театр и форты театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Театр – это совершенно особое восприятие окружающего мира, особый «инструмент», воспитывающий культуру чувств, переживаний, дающий опыт эмоционально-целостного отношения к миру. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru В дошкольном возрасте знакомство с театром имеет как всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозоре, интеллекте, так же выявление творческих и индивидуальных способностей ребенка, средствами театрального искусства. В настоящее время ширится круг альтернативных программ развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении, тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным Взрослый, в процессе развития творческих способностей ребенка должен помочь ему, прежде всего, найти и усвоить смысл человеческой духовной жизнедеятельности. Усвоение этого смысла позволит подчинить воспитание и развитие ребенка не предметной, понятийной, а человеческой логике. Такой подход способствует обогащению, углублению детского развития творческих способностей. Это является необходимым условием разностороннего воспитания ребенка, при котором ребенку должен быть предоставлен самый широкий выбор разнообразных деятельностей, среди которых у него появится шанс отыскать более близкую его способностям. Развивать умение ребенка отождествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться) и побудить детей находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимики, жестах, интонациях. В своей практике я использую информационно-коммуникативные технологии в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности [2]: - информационные технологии позволят дополнить содержание и методику работы по театрализованной деятельности, увеличивают возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников. Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 - уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов; - усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Развивать творческие способности детей нужно как можно раньше, начиная с первой младшей группы детского сада, так как в этом возрасте дети больше проявляют свои способности, они открыты для общения и с восхищением воспринимают все новое, что открывает для них детский сад. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театральные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребенка. Разучивание стихов развивает память и интеллект. С точки зрения исполнительской деятельности, дошкольников важно учить пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Одну и ту же фразу или слова можно произнести грустно, сердито, удивленно, предлагая детям игру «Фраза по кругу» (я проснулась или проснулся). Важно чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произнес данную фразу. Творческие игры со словами развивают воображение, пополняют словарный запас. Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю нужно соблюдать несколько правил: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях. Если нужно, не скупиться на похвалу юного актера, но не зато, что он хороший артист, а за то, как выразительно читает текст и вовремя «топнул» ногой. Ведь детский сад – это непрофессиональный театр. Немаловажная роль в развитии творческих способностей ребенка принадлежит также кукольному театру, который развлекает и воспитывает детей, развивает фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой. Первое знакомство с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении воспитателей. Безусловно, что в развитии театральной деятельности огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказок, а также уголок [3]. Где ребенок может побыть один и поработать над ролью перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю. Огромную роль в 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, видеофильмы, аудиокассеты для просмотра и прослушивания сказок. Обеспечение связи детского сада с семьей – очень важная проблема, которую решает дошкольное учреждение. В процессе занятий, подготовки утренников, развлечений через детей целесообразно вовлекать в театральную деятельность их родителей. В наших представлениях родители являются полноправными участниками. Они делают костюмы, исполняют роли, сочиняют тексты, стихи. Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эстетическому развитию детей. Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям больше знаний, научить их, как можно раньше читать, писать, считать, а не способствовать тому, чтобы наши дети чувствовали, думали, творили. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Список литературы: 1. Акулова О. В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание 2005. № 4. С. 24 2. Махнева М.Д. Театрализованные игры в ДОУ, пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ «Сфера» 2001. 125 с. 3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособия для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2001. 44 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru