- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Назаренко Е.К., Глебов В.Ю.
PDF файл статьиУДК 355.58: 351.86 Назаренко Елена Константиновна старший научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Россия, г. Москва e-mail: ekdom2016@yandex.ru Глебов Владимир Юрьевич кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Россия, г. Москва ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Аннотация: Рассмотрены инструменты правового регулирования в области защиты от чрезвычайных ситуаций, связанные с пандемией коронавируса. Выявлены проблемные вопросы регулятивной политики по мере выхода из кризиса. Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, правовое регулирование, защита населения, режим, нормативно-правовые акты, безопасность, пандемия. Nazarenko Elena Konstantinovna senior researcher All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia Russia, Moscow Glebov Vladimir Yurievich candidate of technical sciences, leading researcher All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia Russia, Moscow LEGAL ASPECTS OF ENSURING SECURITY IN A PANDEMIC Abstract: The instruments of legal regulation in the field of emergency protection related to the coronavirus pandemic are considered. Problematic issues of regulatory policy have been identified as we emerge from the crisis. Keywords: emergency situations, legal regulation, protection of the population, regime, regulatory legal acts, security, pandemic. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Мировая эпидемия коронавируса затронула нормативные правовые механизмы борьбы с COVID-19, включающие необходимые регулятивные меры. Сложившаяся в России санитарно-эпидемиологическая и социально- экономическая ситуация, связанная с пандемией, повлекла за собой ряд нововведений в нормативно-правовые акты в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Так, в кратчайшие сроки были приняты изменения в законодательстве [1- 2]. В базовый закон о защите населения от чрезвычайных ситуаций были внесены следующие изменения. К чрезвычайным ситуациям, помимо катастроф, опасных природных явлений, стихийных и иных бедствий природного и техногенного характера были добавлены ситуации, связанные с «распространением заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Также было установлено, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по выполнению функций координационного органа РСЧС, а также право устанавливать режимы функционирования данной системы. Кроме этого, в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера Правительству Российской Федерации предписано предоставлять полномочия при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правил поведения. В соответствии с законодательно принятыми правилами поведения [3], обязательными для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации были расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, выполнять указания руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации; эвакуироваться с при угрозе ее возникновения и применять средства коллективной и индивидуальной защиты. Также, учитывая особенности чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, указанным органам разрешено устанавливать дополнительные правила при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Законодательно введены санкции за несоблюдение новых правовых норм: предупреждение или административный штраф на граждан, должностных лиц, предпринимателей без образования юридического лица, юридических лиц [4]. По вопросу защиты населения от чрезвычайных ситуаций, связанных с пандемией коронавируса, целесообразно учитывать положения международных трудовых норм, применяемых в связи со вспышкой COVID-19. К ним относятся рекомендации и общие требования по организации, охране труда и защите работников, в том числе правового и экономического характера, в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций, разработанные Всемирной организацией здравоохранения и Международной организацией труда [5]. Положения этих документов направлены на всеобщее санитарное и антикризисное просвещение и актуальны для разных категорий (медицинских работников, работодателей, предпринимателей, населения). В целях профилактики и противодействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо проводить обучение правилам самозащиты, использованию специальных средств организации труда, а также правовым, социальным и экономическим нормам жизнедеятельности в условиях пандемии и чрезвычайной ситуации. Учитывая указанные международные нормы по организации, охране труда и защите работников в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций следует разрабатывать механизмы, направленные на: своевременное информирование работников на производственном объекте в случае ЧС и передачу информации в чрезвычайные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 службы; оказание первой медицинской помощи; проведение эвакуации; обучение алгоритму действий по сохранению жизни людей и предотвращению материального ущерба и др. Указанные правовые нормы направлены на обеспечение непрерывной производственной деятельности, на выявление рисков для предприятия в случае кризисной ситуации и выработке стратегии по их минимизации. Ответные меры на пандемию COVID-19 в зарубежных странах заключались в том числе в срочном принятии целого ряда связанных с кризисом нормативных правовых актов. Ряд стран переориентировали кадровые ресурсы на развитие немедленного реагирования на кризис и отказ от инструментов и практики нормативного управления, в том числе от функций нормативного надзора. Администрации стран корректировали регулирующую практику, чтобы снизить нагрузку на регулируемые субъекты, включая гибкость в отношении административных правил и правоприменения нормативных актов, особенно в отношении предоставления товаров первой необходимости. Устаревшие нормативные меры были отменены в случаях, когда они препятствовали предоставлению спасательных мер, испытаний или средств индивидуальной защиты. Использовались всесторонние консультации с заинтересованными сторонами на этапе реагирования на кризис, использовали целый ряд методов целенаправленного взаимодействия для информирования о различных обоснованиях, лежащих в основе их ответных мер. Одной из наиболее важных проблем, стоящих перед инструментами регулирования в будущем, является способность разрабатывать новые, своевременные меры реагирования на быстро меняющиеся экономические, технологические условия и условия общественного здравоохранения, а также необходимость обеспечения устойчивости системы регулирования к будущим системным угрозам. Цифровые технологии, основанные на мобильных приложениях, искусственном интеллекте и больших данных, предоставляют Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 4 политикам потенциальные возможности для решения проблем, связанных с пандемией, и выбора правильных регулятивных (или нерегулируемых) мер реагирования. Однако эти технологии могут порождать проблемы, связанные с конфиденциальностью и индивидуальными правами, и все они могут извлечь выгоду из идей, разработанных в области нормативной политики и нормативного управления. Список литературы: 1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Конвенция № 155 и Рекомендации №164 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» Международной организации труда (приняты в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru