- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Смольянинова М.О.
PDF файл статьиУДК 376.5 Смольянинова Мария Олеговна студентка 2 курса бакалавриата, физико-математический факультет Воронежский государственный педагогический университет, Россия, г. Воронеж e-mail: smol.mariya2002@gmail.com ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы осуществления педагогического взаимодействия с одаренными детьми. Описаны особенности обучения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем интеллектуального развития. Изучены и определены профессиональные и личностные качества, необходимые педагогу для качественного взаимодействия с одаренными школьниками. Ключевые слова: обучение, одаренность, одаренные дети, младший школьный возраст, педагогическая работа. Smolyaninova Maria Olegovna 2nd year bachelor student, Faculty of Physics and Mathematics Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh PECULIARITIES OF TRAINING GIFTED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE Abstract: The article is devoted to the problem of pedagogical interaction with gifted children. The features of teaching children of primary school age with a high level of intellectual development are described. The professional and personal qualities necessary for a teacher for high-quality interaction with gifted schoolchildren have been studied and determined. Key words: education, giftedness, gifted children, primary school age, pedagogical work. Младший школьный возраст- этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет [1, с. 23]. Данный период жизни ребенка связан с важнейшим этапом его жизни—началом обучения в школе. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Одаренные дети любят сложные задания и стремятся выполнить их сами, легко справляются с познавательной неопределенностью. По мнению Богоявленской «Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы» [2, c. 33]. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д. Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие» [2, c. 34]. Ввиду особенностей одаренных детей младшего школьного возраста, процесс осуществления их образования стоит рассматривать в контексте особого подхода к обучению и воспитанию. Для того, чтобы педагогический процесс с одаренными детьми осуществлялся наиболее результативно, педагог должен обладать творческим мышлением, быть инициативным, уметь работать с новыми образовательными технологиями, составлять и подбирать сложные, нетиповые задания, интересный материал для обучения, а также обладать умением легко вырабатывать и использовать новые, оригинальные подходы к решению задач, без препятствий отказываясь от привычных, не соответствующих задаче. Главнейшей целью обучения детей является обеспечение условий для развития способностей и задатков учащегося, его саморазвития и самовоспитания. Обучение младшего школьника, опережающего в развитии своих сверстников должно осуществляться на основе общих принципов, позволяющих всесторонне развить способности ребенка [3, с. 100]: принципа развивающего и воспитывающего обучения, принципа индивидуализации и диф- ференциации обучения, принципа учета возрастных возможностей, Ведущий принцип обучения одаренных – обогащение интеллектуальной, трудовой, эстетической, физической и моральной культуры учащихся [4, с. 99]. Существуют различные стратегии обучения одаренных детей, которые Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 позволяют обеспечить максимальную успешность данного процесса ускорение, углубление, обогащение и проблематизация [5, с. 87]. Процесс обучения одаренных детей также должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В зависимости от возникающей у ребенка потребности, необходимо применение компьютеризованных средств обучения в процессе обучения. При разработке учебных программ следует также учитывать особенности одаренных младших школьников. Они должны отличаться от программ для детей с нормальными уровнем развития по: содержанию, процессу, требуемому результату и среде обучения. С одаренными учащимися используются различные формы работы, помогающие раскрыть их способности: творческие мастерские, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, научное общество учащихся, конкурсы, интеллектуальный марафон, предметные недели, научно- практические конференции, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам и тд. Обучение одаренных детей – сложный процесс, требующий учета индивидуальных особенностей ребенка, применения особых методов, форм, принципов обучения, позволяющих ускорить развитие способностей школьника. Педагог, обучающий одаренных детей, должен иметь особые компетенции, которые помогут полностью раскрыть потенциал ребенка, такие как гибкость в поведении, инициативность, умение работать с новыми образовательными технологиями и др. Список литературы: 1. Бегиева Б.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. № 26. С.22-25. 2. Богоявленская Д.Б. Одаренность: рабочая концепция // Библиотека «Одаренные дети». 2002. С.30-35. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3. Майнагашева Е.Н. Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2017. № 19. С. 99-101. 4. Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С. 97-101. 5. Дубасенюк А.А. Стратегии обучения одаренных детей // Одаренный ребенок. 2011. № 2. С. 85-92. 6. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. М.: Владос-пресс, 2003. 352 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 4