- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Абросимова М.А., Некрасова И.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э., Лехова М.А.
PDF файл статьиУДК 378 Абросимова Мария Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Некрасова Ирина Викторовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: ira.vaz2109@mail.ru Чегулова Анастасия Андреевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Бердникова Карина Эрфановна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Лехова Марианна Александровна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания толерантности в юношеском возрасте в условиях СПО, тем особенностям воспитательного процесса, которые связаны как с возрастным периодом юношества, так и с обучением в профессиональном заведении. Ключевые слова: толерантность, юношеский возраст, СПО, воспитательный процесс. Abrosimova Maria Alekseevna 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Nekrasova Irina Viktorovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Chegulova Anastasia Andreevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Berdnikova Karina Erfanovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Lekhova Marianna Alexandrovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN ADOLESCENCE Abstract: The article is devoted to the problem of tolerance education in adolescence in the conditions of vocational education, those features of the educational process that are associated with both the age period of youth and training in a professional institution. Key words: tolerance, adolescence, SPO, educational process. В настоящее время в связи с нарастанием процессов глобализации, либерализации и демократизации общества, остро встаёт вопрос о включении воспитания толерантности как одного из направлений образовательно- воспитательного процесса. В английском языке толерантность – это способность и готовность без протеста воспринимать другую личность; во французском - уважение свободы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 мыслей, поведения, политических предпочтений другого человека; в переводе с китайского – великодушие к другим и т.д. [2]. Толерантность особенно необходима по отношению к особенностям различных народов, религий, к иным взглядам и привычкам. Особенно это личностное качество необходимо развивать в юношеском возрасте, когда человек понимает, что ему необходимо работать, общаться, обучаться с разными людьми, у которых разные представления о добре и зле, любви и семье, вере и морали, которые имеют иерархию ценностей, отличную от его иерархии. При этом важно уметь, как защищать свои ценности, так и принимать и уважать ценности Другого. Уважительное отношение к другому человеку, независимо от его взглядов, мировоззрения и установок возможно выработать лишь при условии успешного самоопределения в жизни, в том числе и профессионального. Поэтому важно в условиях СПО формировать у обучающихся не только компоненты профессионального самоопределения, но и такие личностные качества, которые будут способствовать развитию толерантности. Согласно возрастной психологии, юношеский возраст - это завершающий этап вторичной социализации, главной задачей которого является выбор профессии, а основными новообразованиями являются личностное и профессиональное самоопределение. Как раз в рамках личностного самоопределения и формируется толерантность. При этом можно формировать знания о существовании различных народов и культур, уважительное отношение к ним, спокойное, терпимое отношение к их обычаям, традиции, культуре. Однако, анализ исследований показывает, что у многих современных юношей и девушек существует настороженное отношение к представителям других наций, к людям с иными взглядами, к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; к сложности и неопределенности окружающего мира, отсутствие чётких представлений о таких понятиях как «я и другие», «терпение» и «терпимость» и пр. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Тем не менее, существуют предпосылки (самосознание и сформированная эго-идентичность, эмпатия, способность воспринимать новое, умение проявлять гибкость и готовность к изменениям), которые способствуют развитию толерантного сознания в юношеском возрасте. Список литературы: 1. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2014. 112 c. 2. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология: научно-практический журнал. 2013. № 3. С. 51-52. 3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб.пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2014. 175 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 4