- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Абросимова М.А., Некрасова И.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э., Лехова М.А.
PDF файл статьиУДК 378 Абросимова Мария Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Некрасова Ирина Викторовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: ira.vaz2109@mail.ru Чегулова Анастасия Андреевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Бердникова Карина Эрфановна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Лехова Марианна Александровна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: Данная статья посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания в среднем профессиональном образовании. Нравственное воспитание, осуществляемое в процессе социализации, является последовательным расширением и укреплением ценностно-смысловой сферы личности, формирует способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: воспитание, духовное воспитание, нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, поведение, социум, социокультурные ценности, личностное развитие. Abrosimova Maria Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Nekrasova Irina Viktorovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Chegulova Anastasia Andreevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Berdnikova Karina Erfanovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Lekhova Marianna Alexandrovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION Abstract: This article is devoted to the issue of spiritual and moral education in secondary vocational education. Moral education, carried out in the process of socialization, is a consistent expansion and strengthening of the value-semantic sphere of the individual, forms the ability of a person to evaluate and consciously build, on the basis of traditional moral norms and moral ideals, attitudes towards oneself, other people, society, the state, the Fatherland, the world as a whole . Key words: education, spiritual education, moral education, spiritual and moral education, behavior, society, sociocultural values, personal development. В настоящее время нравственному воспитанию на всех ступенях образования уделяется большое внимание. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Воспитание – это процесс формирования личности, который призван помочь человеку войти в общество, в современный мир. Воспитание и образование тесно переплетены между собой и воспитание, по сути, осуществляется уже непосредственно в образовательном процессе. Воспитывает всё – как педагог входит в кабинет, как пишет на доске, как ведёт лекцию или семинарское занятие, как он здоровается с ученикам, как мастер включает станок или протирает его тряпочкой после работы, как другие значимые взрослые относятся к своему труду, трудовой деятельности, своим трудовым и профессиональным обязанностям, - является ли для них возможность трудиться одной из самых важных ценностей или нет. Воспитание - «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Воспитание –работа с социокультурными ценностями, с отношениями человека к себе, к другим, к миру, с тем, что позволяет обучающемуся усовершенствовать и развивать себя, ставя критерием оценки совесть [2]. Мы считаем, что одной из отличительных особенностей нравственного воспитания является то, что его нельзя выделить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика, нравственных идеалов, протекает в процессе многогранной, повседневной деятельности человека, в различных отношениях, в которые он вступает в разных ситуациях с другими людьми. Процесс становления личности и ее нравственной сферы не ограничивается временными рамками, продолжается и видоизменяется всю жизнь. Нравственное воспитание - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Таким образом, воспитание в СПО призвано на развитие личности обучающегося, направлено на его личностное и профессиональное самоопределение, формирование ценности труда не только как одной из социокультурной ценности нашего народа и всей мировой цивилизации, но и как ведущей мировоззренческой установки и формирование потребности в трудовой деятельности на благо общества и страны, формирование не только устойчивой положительной внутренней мотивации труда и трудовой деятельности, но и широких социальных мотивов её. Т.е. воспитание в СПО несёт в себе не только глубокую нравственную направленность, но и духовную. В таком свете можно говорить о большой роли СПО в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Главной задачей современного педагога в организации воспитательного процесса является поддержка обучающегося в СПО на основе личностного развития, самопознания, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Специфика образовательного процесса в СПО заключается в том, что выпускник должен обладать набором профессиональных компетенций, моральных качеств, трудолюбия, самоотдачи, стремления принести пользу обществу трудовой деятельностью в выбранной им области. Список литературы 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Народное образование 2016. № 3. С. 4-12. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru