- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Кокурина А.Ю., Полякова Е.Д.
PDF файл статьиУДК 373.24 Кокурина Ангелина Юрьевна студентка 4 курса бакалавриата, факультет психологии и педагогики Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: kokurinaayu@std.mininuniver.ru Полякова Елизавета Дмитриевна студентка 4 курса бакалавриата, факультет психологии и педагогики Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье приводится научно-теоретический и методический анализ проблемы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Выделены методы формирования пространственных представлений у старших дошкольников. Особое внимание обращается на использование дидактических игр. Определены обучающие и игровые задачи для старших дошкольников, решаемые с помощью данных видов игр, игровые правила их проведения. Авторы подчеркивают, что интерактивный характер дидактических игр вызывает у детей особый настрой и усиливает стремление к познанию. Данная позиция подтверждается сравнительными результатами исследования. У детей на контрольном этапе исследования выявлена положительная динамика сформированности пространственных представлений по всем исследуемым параметрам. Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольник, пространственные представления, игровые технологии, дидактические игры Kokurina Angelina Yurievna 4th year bachelor student, Faculty of Psychology and Pedagogy Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod Polyakova Elizaveta Dmitrievna 4th year bachelor student, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Faculty of Psychology and Pedagogy Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod THE USE OF DIDACTIC GAMES IN THE FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN Abstract: The article presents a scientific, theoretical and methodological analysis of the problem of the formation of spatial representations in older preschool children. The methods of forming spatial representations in older preschoolers are highlighted. Special attention is paid to the use of didactic games. The educational and game tasks for senior preschoolers, solved with the help of these types of games, and the game rules for their implementation are determined. The authors emphasize that the interactive nature of didactic games causes a special mood in children and strengthens the desire for knowledge. This position is confirmed by the comparative results of the study. At the control stage of the study, the positive dynamics of the formation of spatial representations in all the studied parameters was revealed in children. Key words: preschool education, senior preschooler, spatial representations, game technologies, didactic games. Формирование пространственных ориентировок является основой интеллектуального развития ребенка, а также имеет самостоятельное значение, поскольку целостное и всестороннее восприятие отношений в пространстве необходимо для формирования у ребенка знаний в детском саду, в школьный период и в различных видах деятельности. Пространственная ориентировка – деятельность, которая включает в себя выявление местоположения, формы и величины предмета, а также изменение положения предметов относительно друг друга, своего тела и относительно других предметов в окружающей действительности [1, с. 57]. Задачи, содержание, формы и методы формирования пространственных представлений у старших дошкольников, конкретизированные соответственно возрастному этапу развития ребенка, включены во все комплексные программы дошкольного образования и достаточно широко представлены в различных исследованиях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Учеными обосновывается огромное значение игры как ведущего вида деятельности для дошкольника. Именно игре отдается наиболее значимая роль в процессе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры помогают решать определенные задачи обучения, в том числе и по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста. Это происходит за счет того, что обучающая задача скрывается от ребенка за игровыми действиями [2, с. 138]. Поэтому в образовательный процесс рекомендуется включать дидактические игры, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников. Использование дидактических игр данной направленности придает процессу обучения занимательность, открытость и целенаправленность. Цель исследования – теоретическое и экспериментальное изучение развивающего потенциала дидактических игр в процессе формирования пространственных представлений у старших дошкольников. Материалы и методы исследования – анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент. Результаты исследования и их обсуждение Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к пространственной ориентировке через дидактические игры, стараются самостоятельно выполнять задания, принимая решения и объясняя свой выбор. Следует отметить, что предлагаемые дидактические игры направлены на решение комплекса образовательных, воспитательных и игровых задач. Образовательные, воспитательные задачи: - формирование и закрепление представлений о пространственных направлениях, освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки; - создание оптимальных условий для развития речевой активности детей, умения обозначать пространственные отношения словесно; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru - развитие внимания, мышления, умения следовать правилам и инструкции взрослого; - воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками, стремления к правильному выполнению заданий, др. Игровые задачи, реализуемые в процессе игры детьми: - искать предметы, ориентируясь по заданному маршруту; - рисовать объект в определенном пространственном положении, следуя словесной инструкции; - прохождение лабиринтов, др. При отборе и разработке комплекса дидактических игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников мы учитывали основные требования, предъявляемые к дидактическим играм (рис. 1). Дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающей действительности, доступной дошкольникам Дидактическая игра должна обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей Дидактическая игра должна позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания Материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам Рисунок 1. Требования к дидактическим играм В процессе формирования пространственных представлений у старших дошкольников, участвующих в эксперименте, были использованы дидактические игры, рекомендованные в пособиях О. Дьяченко, Т.И. Ерофеевой, Л.А. Венгера, З.А. Михайловой, Л.В. Артемовой, Т.А. Шорыгиной, Т.А. Мусейибовой и др. [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 4 В процессе эксперимента у детей закреплялись умения ориентироваться в пространстве «на себя». С этой целью использовались дидактические игры: «Путаница», «Части тела». Для упражнения в определении пространственного положения «от себя» и «от других предметов» были использованы дидактические игры и упражнения: «Магазин», «Назови соседей», «Отгадай, кто, где стоит», «Художники», «Где звенит колокольчик?». Специально подобранные дидактические игры на закрепление умения определять расположение предметов относительно друг друга способствовали пониманию детьми пространственных отношений, существующих между различными объектами. Такими дидактическими играми были: «Что изменилось?». Также формировали умения ориентировки на плоскости. При организации работы были внедрены такие дидактические игры, как «Водители» и комплекс авторских игр «Лабиринты». Для закрепления умения двигаться в заданном направлении были использованы дидактические игры «Корабли», «Секреты». В процессе эксперимента был разработан комплекс авторских дидактических игр «Лабиринты» по формированию пространственных представлений у старших дошкольников. Контроль педагога за исполнением игровых действий детьми осуществлялся на основе методов стимуляции детской деятельности (поощрение, пример, проявление радости в случае правильного выполнения игровых действий, др.) [10, с. 112]. Диагностика проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №116» в г. Дзержинск Нижегородской обл. В эксперименте принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста. Максимальное количество баллов – 18 ребенок получает при выполнении всех диагностических заданий. Распределение детей по уровням сформированности пространственных представлений производится по шкале: – высокий уровень – 15-18 баллов; – средний уровень –10-14 баллов; – низкий уровень – 9 баллов и меньше. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Сравнительный анализ, проведенный на контрольном этапе, показывает положительную динамику сформированности пространственных представлений у детей экспериментальной группы. Обобщенные данные по всем исследуемым параметрам свидетельствуют, что, по сравнению с констатирующим экспериментом, высокий уровень увеличился в 4 раза, средний уровень уменьшился почти в 2 раза, низкий уровень не выявлен. В контрольной группе у детей значимых различий не выявлено: незначительно (в 1,5 раза) увеличился высокий уровень и уменьшился низкий уровень, средний уровень практически не изменился. После обучения дети проявляли больший интерес к использованию дидактических игр и изучению пространственных ориентировок. Отметим повышение самостоятельности при выполнении заданий, стремление объяснить свой выбор. Дети старались давать четкие ответы, правильно употребляя пространственные термины в различных видах деятельности, что свидетельствует о качестве усвоения пространственных понятий и отношений. Заключение Таким образом, полученные данные подтверждают эффективность внедрения в образовательный процесс дидактических игр при формировании пространственных представлений у старших дошкольников. Список литературы: 1. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи. СПб.: «Детство-пресс», 2013. 176 с. 2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучение дошкольников. М.: Лига, 2015. 550 с. 3. Дьяченко О. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 2013. 62 с. 4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997. 175 с. 5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 2011. № 3. С. 12-14. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 96 с. 7. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 96 с. 8. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. 80 с. 9. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. СПб., 2014. 235 с. 10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект. 2002. 160 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 7