- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИЕРОТОПИИ КАК ЧАСТИ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Гагина Е.С.
PDF файл статьиУДК 304.444 Гагина Екатерина Сергеевна студентка 1 курса магистратуры, исторический факультет Астраханский государственный университет, Россия, г. Астрахань e-mail: katyafomicheva98@list.ru МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИЕРОТОПИИ КАК ЧАСТИ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ Аннотация: В статье рассмотрены понятия сакральное пространство, иеротопия, иерофания, профанное, представлены примеры сакральных пространств, выявлены различия между сакральным пространством и иеротопии, так же рассмотрены методологии изучения в современной исторической науке сакрального пространства, выделены методы исследования и их этапы. Ключевые слова: сакральное пространство, иеротопия, иерофания, обожествление, методология, культ, верования, религия. Gagina Ekaterina Sergeevna 1st year master student, faculty of history Astrakhan State University, Russia, Astrakhan METHODOLOGY OF STUDYING HIEROTOPIA AS A PART OF SACRED SPACE IN MODERN HISTORICAL SCIENCE Abstract: The article discusses the concepts of sacred space, hierotopia, hierophany, profane, presents examples of sacred spaces, identifies differences between sacred space and hierotopia, also examines the methodology of studying sacred space in modern historical science, identifies research methods and their stages. Key words: sacred space, hierotopia, hierophany, deification, methodology, cult, beliefs, religion. Широко распространенный термин «сакральное пространство» не мог в полной мере соответствовать задаче, поскольку имеет слишком общий характер, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 описывая практически всю сферу священного. Несколько лет назад было предложено новое понятие — «иеротопия». Сам термин происходит из сочетания греческих слов «иерос» (священный) и «топос» (место, пространство, понятие), т.е. священное место. В чем заключается разница между понятием сакрального пространства и иеротопии? Для начала разберем определение иеротопии, затем дадим определение термину «сакральное пространство». Суть понятия может быть сформулирована следующим образом: иеротопия — это создание сакральных пространств, рассмотренное как особая форма реализации, а также как объект аналитического действия, в котором выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества [1, с. 2- 5]. Наибольшую проблему в иеротопии составляет определение «сакрального», которое предполагает «Божие присутствие». Выдающийся антрополог Мирче Элиаде, посвятивший ряд книг сакральному, ввел специальную категорию «иерофания». Это означает – всякое внедрение священного в пространство [2, с. 236-259]. Приобщение к священному, соотнесение с ним, определяет замысел пространственного образа. Итак, переходим к определению «сакральное». Р. Кайуа пишет: «Сакральное – это то, что противостоит профанному. Последнее в свою очередь происходит от существительного «профан», который в переводе с латинского означает «лишенный святости, осквернённый, не допущенный в храм» [3, с. 115]. Термин «сакральное» в современном понимании был введен в оборот только в ХХ веке, до этого ученые использовали термины «святое», «священное» (sacred – 14 в., sacral – 1882). Очевидно, что сакральное и священное синонимы, однако в научном языке стали использовать термин «сакральное», чтобы избавиться от дополнительных значений «религиозный», «церковный». Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками – флажками, лентами, изображениями и другими Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого [4, с. 23]. Другой пример сакрального пространства – храм. Третьим примером сакрального пространства может быть небожественное место, а больше похоже на культурный памятник. Например, Вечный огонь, скульптура в городе-герое Волгограде – Родина-мать. В первом случае, определенные места имеют реальную магическую силу, во втором – человек сам наделил место, которое связано с Богом, сакральным смыслом, ну а в третьем – человек наделяет сакральным смыслом место, которое не связано с Богом. Сакральное пространство города показывает развитие и особенность религии, культуры. Так чем же отличается иеротопия от сакрального пространства? Иеротопия – священное пространство, т.е. оно создается с помощью иерофании (обожествления). Сакральное пространство более широкое понятие, нежели иеротопия. Если во втором случае имеется ввиду место, которое наделено сверхъестественной божественной силой, то к первому относится как иеротопия, так и светский культ. Исследование сакральных пространств основано на определённых принципах. К основным принципам изучения сакральных пространств стоит отнести следующие: 1. последовательности, 2. оптимизации, 3. системности, 4. наглядности 5. достоверности. Одним из ключевых принципов исследования сакральных пространств является принцип оптимизации, который определяет временные и пространственные параметры объекта исследования. Т.е. изучение сакрального пространства через динамику явления, изменения объекта во времени [5, с. 456- 459]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Важным этапом исследования является составление алгоритма и выбор методов исследования. Традиционно выделяют четыре этапа: 1. подготовительный, 2. аналитический, 3. синтетический, 4. итоговый. Следует отметить, что традиционными в исследованиях сакральных пространств является общенаучные подходы: исторический, системный, синергетический, а также географический. [2, с. 123]. Особое внимание следует уделить разработке методики исследования. При исследовании сакральных пространств применяются общенаучные методы. Из общенаучных наиболее универсальным является системный подход, поскольку общественно-географические исследования религиозной сферы по своей сути являются комплексными [5, с. 127-130]. К. Мезенцевым и Ю. Когатько было выделено четыре этапа исследования: – теоретический (формирование концепции исследования); – оценочный (анализ георелигиозной ситуации, оценка факторов влияния на неё и возникновения сакральных пространств); – аналитический (исследование георелигиозных систем и изучение сакральных пространств); – конструктивный (проведение религиозно-географического районирования территории и обоснование путей совершенствования использования сакральных пространств). Таким образом, исследования сакральных пространств наиболее целесообразно проводить, используя принцип последовательности, в четыре этапа: подготовительный (теоретический), полевой (оценочный), камеральный (аналитический) и конструктивный. Во время каждого этапа необходимо использовать определённый набор исследовательских методик Cписок литературы: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 52. С. 60-77. 2. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 457 с. 3. Забияко А.П. Сакральное // Культурология. XX век: Энциклопедия / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. Т. 2. СПб.: ФАИР-Пресс, 1998. 446 с. 4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1996. 768 с. 5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М: Прогресс, 1989. 616 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 5