- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МЕТОДА
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Гагина Е.С.
PDF файл статьиУДК 372.893 Гагина Екатерина Сергеевна студентка 1 курса магистратуры, исторический факультет Астраханский государственный университет Россия, г. Астрахань e-mail: katyafomicheva98@list.ru СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МЕТОДА Аннотация: В данной статье рассматривается проблема становления творческого мышления на уроках истории. Дается определение творческого мышления. Продуктом исследования является создание учебно-методического комплекса по теме учебного занятия посредством проводимой игры. Ведь игра лежит в основе учебно-познавательной задачи. Так же представлен учебно- методический комплекс учебного занятия для обучающихся 9 классов по УМК А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России XX- начало XXI века» Ключевые слова: творчество, творческое мышление, урок-игра, Гештальтисты, нестандартное мышление, учебно-методический комплекс. Gagina Ekaterina Sergeevna 1st year master student, faculty of history Astrakhan State University, Russia, Astrakhan FORMATION OF CREATIVE THINKING IN HISTORY LESSONS USING THE GAME METHOD Abstract: This article discusses the problem of the formation of creative thinking in history lessons. The definition of creative thinking is given. The product of the research is the creation of an educational and methodological complex on the topic of an educational lesson through a game. After all, the game is at the heart of the educational and cognitive task. Also presented is an educational and methodical complex of training sessions for students of grades 9 in the UMK A.A. Danilov, L.G. Kosulina, M.Y. Brandt "History of Russia XX- the beginning of the XXI century" Key words: creativity, creative thinking, lesson-game, Gestaltists, non-standard thinking, educational and methodical complex. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Творческое мышление является составной частью человеческого интеллекта. Будучи еще детьми, мы начинаем думать творчески. Любая ситуация была для нас новой и требовала столь же нового, а именно творческого разрешения. По мере выделения психологии в самостоятельную науку, творческое мышление становится объектом ее изучения. А. Бен сказал, что для творческого мышления необходима борьба устоявшихся ассоциаций. Начало непосредственному изучению творческого мышления положила гештальтпсихология. Представители Вюрцбургской школы «психологии мышления» (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Дж. Дьюи рассматривал творческое мышление как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи, как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности [1, с. 3-5]. Э. Фромм понимает под творческим мышлением способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи [2, с. 372]. В толковом словаре русского языка Сергей Иванович Ожегов дает такое определение творчеству: «Это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Творческое мышление - это мышление творца, это психическая деятельность по созданию качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. В современном словаре по психологии под творчеством понимается деятельность, активность субъекта, итогом, результатом которой является репродукция, воссоздание материально-духовных ценностей, продуктов, произведений литературы, живописи, музыки и других видов искусства, культуры, архитектуры, науки [3. с. 384]. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Итак, анализируя и синтезируя вышесказанное, можно смело сделать вывод, что «Творческое мышление – это способность решать встречающиеся задачи нестандартно, т.е. творчески, это значит не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно». Одной из главных задач образования является развитие и воспитание людей с нестандартным мышлением, которые в будущем направят свой креатив и творчество на благо своей стране. Необходимость развития творческого воображения и креативного мышления школьников по истории обусловлена социальным заказом общества и отражена в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Развивать творческую компетентность - значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать критичностью, быстротой, вариативностью, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания. Таким образом, перед педагогами стоит цель развития творческих способностей и креативного мышления учащихся. Опыт работы по развитию творческого воображения представлен С.А. Зубок, которой разработаны все блоки урока. Автором разработаны все блоки урока [4. с. 11-14]. Это урок – обобщение, где применяются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия учащихся. В ходе работы формируется творческое мышление, пространственное воображение и изобретательность. На уроке используются нестандартные задания для развития творческого воображения учащихся. Урок-игра–это урок, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда целый класс становится творческим коллективом. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Продуктом исследования является создание учебно-методического комплекса по теме учебного занятия посредством проводимой игры. Ведь игра лежит в основе учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, обучающиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала. Учителя предметники проводят большую методико-дидактическую подготовку учебного занятия игровой формы. С помощью игры формируется логика, внимание, развивается память. Все потому что в игре присутствует состязательный интерес, у обучающихся на подсознательном уровне просыпается «эго» и функции запоминания и внимания увеличиваются, т.к. целью обучающихся является стать первыми в своем классе. В игре обязательно должны присутствовать правила, задания, нацеленные на решения поставленных педагогом задач. И.Я. Лернер выделяет методы, связанные с формированием творческой деятельности: эвристический и исследовательский. Исходя из этого, выделяет такие типы творческих заданий: конструирование, проектирование, планирование, проведение эксперимента, решение поисковых задач. А.В.Хуторской выделяет следующие типы творческих работ учащихся: исследование (эксперимент, исторический анализ), сочинение (стихи, сказки, трактаты), художественное произведение (выставка, композиция), зрелищное произведение (спектакль, сценка), педагогическое произведение (викторина, игра). Анализ предложенных типов творческих заданий позволяет охарактеризовать их как задания, способствующие развитию воображения учащихся, логики, критического, образного мышления. Ученики, выполняющие задания творческого уровня, проявляют изобретательность, гибкость мышления [5. с. 3-10]. В практике школьного обучения можно выделить наиболее распространенные типы творческих заданий по истории: 1. составление викторины, игры о теме; 2. создание рисунка; 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3. создание иллюстрации, макета по теме; 4. написание эссе «представьте себя в роли…» 5. составление речи, интервью с историческим персонажем; 6. «оживление» картины; Далее будет представлен учебно-методический комплекс учебного занятия для обучающихся 9 классов по УМК А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России XX- начало XXI века» [5. с. 57-69] по теме «Духовная жизнь Серебряного века», который рассчитан на одно учебное занятие. Обучающиеся делятся на группы, и каждая группа путем жребия выбирает себе одно из представленных ниже заданий. На следующий урок, каждая команда презентует свои задания перед другими командами. Тема Задание Способ Планируемый Наименован ие игрового результат игровой деятельност метода и Углубление групповой Мозговой Наука Составить кроссворд из знаний, развитие штурм 10 слов (5 по мыслительной и творческой горизонтали, деятельности 5 по вертикали) групповой Мозговой Развитие Литература Подготовить критического проект штурм мышления «объединение умение двух эпох», в котором синтезировать будут полученную информацию и представлены черты переформатирова современност ть ее. и и черты духовной жизни Серебряного века. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Музыка, балет, театр, кинематогра ф групповой Ролевая игра Расширение познавательного кругозора путем изучения дополнительной информации. Подготовить и представить сценку «пять минут из жизни великих», где театрализован о будет показан отрывок из жизни музыканта (актера, сценариста, режиссера и т.п.) Серебряного века. Таким образом, в процессе обучения истории в школе у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных сфер жизни. Именно в процессе изучения истории возможно развитие творческого воображения, в рамках изучения которой новые материалы и новые задачи смогут дать толчок к творчеству. Развитие творческих способностей на уроках истории способствует формированию и развитию личностных качеств, обучающихся: ответственности, инициативности, креативности, изобретательности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социально-экономических реалиях. Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому. Cписок литературы: 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1. Боголюбова Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. М.: Дрофа, 2020. 567 с. 2. Горохова О.А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя // Преподавание истории в школе. 2014. № 5. С. 11-14. 3. Гугнина О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2018. № 3. С. 51-55. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,1986. 239 с. 5. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX- начало XXI века. Учебное издание. 9 класс. М.: Просвещение, 2010. 384 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 7