- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АГРЕССИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Гагина Е.С.
PDF файл статьиУДК 159.92 Гагина Екатерина Сергеевна студентка 1 курса магистратуры, исторический факультет Астраханский государственный университет, Россия, г. Астрахань e-mail: katyafomicheva98@list.ru АГРЕССИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ Аннотация: в статье рассмотрены защитные механизмы личности, в частности проявление агрессии у детей школьного возраста. Так же дана классификация и виды агрессии. Для выявления агрессивности детей среднего школьного возраста был проведен тест агрессивности по опроснику Л.Г. Почебут, в результате которого можно сделать заключение о принадлежности агрессии к механизмам личности. Ключевые слова: психология, личности, психология защиты личности, психические механизмы, агрессия, выявление агрессии школьников. Gagina Ekaterina Sergeevna 1st year master student, faculty of history Astrakhan State University, Russia, Astrakhan AGGRESSION AS ONE OF THE MECHANISMS OF PERSONALITY Abstract: The article discusses the protective mechanisms of personality, in particular the manifestation of aggression in school-age children. The classification and types of aggression are also given. To identify the aggressiveness of children of secondary school age, an aggressiveness test was conducted according to the L.G. Pochebut questionnaire, as a result of which it is possible to conclude that aggression belongs to the mechanisms of personality. Key words: psychology, personality, psychology of personality protection, mental mechanisms, aggression, identification of aggression of schoolchildren. Проявление агрессии детей – вербальная и физическая активность, которая направлена на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Но как распознать агрессивного ребенка, если внешние признаки отсутствуют? Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Агрессивное поведение проявляется у детей всех возрастов. Изначально агрессия — это способ выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Далее он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. [1, с. 151] Выделяют следующие группы причин агрессивности: Семейные отношения. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания. Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка. Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Социально-биологические факторы. Выраженность агрессии определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчики больше склонны к агрессии, т.к. им нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи». Ситуационные факторы. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Необходимо упомянуть о классификации агрессивного поведения. Общепринятая классификация выглядит так: Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. [2, с. 65]. Для выявления агрессивности детей среднего школьного возраста был проведен тест агрессивности по опроснику Л.Г. Почебут [3, с. 368-370] у обучающихся 7 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 4». Опираясь на результаты данного теста можно выявить насколько ученики агрессивны и путем беседы определить, связана ли данная агрессия с защитой себя. Тестирование проводилось с помощью школьного психолога по следующим шкалам: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия. Обучающиеся в течении 20 минут отвечали на 40 вопросов. По итогу их результаты можно увидеть в диаграмме (рис 1.рис 2.) Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал. Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления. Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах. Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде. Ключ для обработки теста: номер утверждения Тип агрессии Нет Да ВА 1, 2, 9, 10, 25, 26, 33 17 3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34 27 ФА ПА 5, 12, 13, 21, 29, 35, 36 20 6, 14, 15, 22, 30, 37, 38 23 ЭА 7, 8, 16, 24, 32, 39, 40 31 СА Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал. Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале. Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам. Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения. [3, с. 368-370] В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 33 испытуемых (17 девочек и 16 мальчиков). Было предложено ребятам писать на листочках только пол, что послужило наиболее точному анализу ответов. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Итак, результаты можно увидеть в следующем виде: Рис.1 Девочки СА ВА 5% ЭА 33% 29% ФА ПА 12% 21% ВАФАПАЭАСА Среди ответивших девочек средний балл по шкалам равен: ВА-19, ФА-7, ПА-12, ЭА-17, СА-3 Рис.2 Мальчики 13% 35% 25% 27% ВАФАПАЭА Среди ответивших мальчиков средний балл по шкалам равен: ВА-25, ФА-19, ПА-18, ЭА-9, СА-5 Опираясь на средний балл ответивших, можно сделать вывод, что проявление агрессии у обучающихся среднего школьного возраста как у мальчиков, так и у девочек преобладает вербальная агрессия, на втором месте у мальчиков физическая агрессия, а у девочек эмоциональная, и на последнем у обоих это самоагресссия. После тестирования с учениками была проведена беседа психолога, итогом которой стал ответ на поставленный нами вопрос в исследовании «Является ли агрессия одним из защитных механизмов личности?» Из 100% обучающихся 7 «Б» класса, 6%, а это 2 человека (мальчика) проявляют агрессию первые, т.к. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 5 бояться, что станут изгоями в классе. На основании этого можно сделать вывод, что проявление агрессии – один из видов психологической защиты личности. Cписок литературы: 1. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. 151 с. 2. Романова Е.С. Исследование механизмов психологической защиты при девиантном поведении // Росс, психиатр, журнал. 1998. № 3. С. 63-68. 3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Спб: Речь, 2000. 507 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 6