- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМАТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ПОЗИТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Чеботарева И.Н.
PDF файл статьиУДК 371.3 Чеботарева Инна Николаевна студентка магистратуры Московская международная академия Россия, г. Москва e-mail: inna9592@mail.ru ПРОБЛЕМАТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ПОЗИТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Аннотация: Статья посвящена актуальной на все времена теме - детское образование в формате дошкольного обучения иностранному языку, влияние и значимости педагога на результат образовательной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. В работе акцентируем внимание на проблемы, которые связаны с особенностями детской психики и восприимчивости к изучению иностранных языков. Проблемы касаются способности детей, на фоне еще не сформировавшейся осознанности в образовательном процессе, восприятия и усвоения чужеродного языка и его структур, задачи и подход к работе педагога для получения результата. Ключевые слова: дошкольное образование, иностранный язык, педагог, дети. Chebotareva Inna Nikolaevna master student Moscow International Academy Russia, Moscow THE PROBLEMS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRESCHOOL CHILDREN. THE INFLUENCE OF THE TEACHER ON THE POSITIVE RESULT OF PRESCHOOL FOREIGN LANGUAGE TEACHING Abstract: The article is devoted to the topic that is relevant at all times - children's education in the format of preschool foreign language teaching, the influence and significance of the teacher on the result of educational activities in working with preschool children. In the work, we focus on the problems that are associated with the peculiarities of the child's psyche and susceptibility to learning foreign languages. The problems relate to the ability of children, against the background of not yet formed awareness in the educational process, perception and assimilation of a foreign language and its structures, tasks and approach to the work of a teacher to obtain results. Keywords: preschool education, foreign language, teacher, children. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Актуальность настоящего исследования соотноситься с развитием цивилизации, возможностями для путешествий, улучшением благосостояния населения планеты и открытием границ между странами, что создает актуальную задачу - необходимость найти способ коммуникации, для людей из разных стран, говорящих на разных языках. Так как мир многоязычен и невозможно ожидать, чтобы все люди признали только один язык, что привело бы к культурной катастрофе и обезличиванию народов, что отметил более ста лет назад А.А. Потебня «Если бы объединение человечества по языку и вообще по народности было возможно, оно было бы гибельно для общечеловеческой мысли, как замена многих чувств одним, хотя бы это одно было не осязанием, а зрением. Для существования человека нужны другие люди; для народности — другие народности» [1]. В связи с этим человечество пошло по разумному пути «освоения» других культур. Знание как минимум одного иностранного языка становится обычным и даже необходимым навыком современного человека. Значимость иностранных языков в образовательном процессе мы можем видеть на примерах школ, с углубленным изучением иностранного языка, высших учебных заведений, а так же, набирающих популярность, дошкольных образовательных учреждениях с акцентом на изучение иностранных языков, - «В настоящее время престиж учебного заведения во многом определяется тем, ведется ли в нем обучение иностранному языку, и если да, сколько иностранных языков изучается и с какого возраста. Это относится не только к школам, но и к дошкольным учреждениям» [2]. Но каков наиболее логичный и разумный возраст для начала обучения иностранному языку и есть ли? Динамика развития, ритм научных открытий и политической нестабильности в мире заряжает человека желанием обеспечить гарантию безопасности, стабильности себе и своим детям, в связи с чем возраст, когда человек начинает обучатся новому значительно молодеет. Так, раньше изучение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 иностранного языка могло начинаться с 3-5 класса школы, то сейчас родители стараются приобщить своего ребенка к урокам иностранного языка как можно раньше. «Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке» [3]. Но обратимся к опыту зарубежных стран, так в Китае родители могут приводить детей 2-х летнего возраста на пол дня в так называемый baby class - класс малышей. Есть ли смысл в таком раннем привлечении ребенка к образовательному процессу и, порой, насильственному отлучению от привычной обстановки, - так как такой опыт не редко сопровождается истериками детей на протяжении нескольких недель, а порой и месяцев, пока родители не приходят забирать детей из садика, как результат ранней сепарации с матерью. В высказывании К.Д. Ушинского можно увидеть следующее мнение: - «Жизнь ребенка в семье, где раскрывающаяся душа его получает первые и самые сильные впечатления, только развивает далее врожденные задатки характера. Кто не знает, как сильно действует на характер ребенка пример и влияние родителей, тем более что этот пример и влияние находят уже подготовленную для себя почву?» [4] А так же другое высказывание – «Взаимодействие с педагогом и сверстниками и принятие ролей лидера, подчиненного, партнера позволяет ребенку усвоить смысл сотрудничества, овладеть способностью брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность, быть уверенным в своих силах и возможностях. Все это в итоге не только закладывает основы становления речевой деятельности, но и формирует познавательную и социальную активность дошкольника» [5]. Отсюда можно сделать вывод о современной ситуации развития детей младшего возраста - если родителей заменить на воспитателя детского сада и его сверстников, то большую часть времени ребенок будет получать необходимую ему заботу, любовь и ласку и видеть пример, который он должен получить от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3 родителей, в совокупности с образовательным процессом, но уже от чужого ему человека - то есть воспитателя. Эта мысль говорит, что имеет смысл приобщать ребенка к образованию даже до достижения 5 летнего возраста, так как ребенок готов и способен обучатся, но акцент проблемы в таком случае смещается уже не на возраст, а на работника дошкольного образовательного учреждения, его компетенцию и умение работать с маленькими детьми. В описании работы французского детского сада, рассказывается о решении проблемы плачущих детей: - «Ругать и кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень бережно и ласково. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на руки и утешат либо отвлекут каким-нибудь интересным занятием» [6]. Получается, не всегда проблема может возникнуть из-за некомпетентности работника детского сада - так если в группе из трех воспитателей и 7 учеников - трое будут плакать, успокоить каждого индивидуально просто не будет возможным, а образовательный процесс будет не полноценным из-за шума и отсутствия концентрации у других детей. Все вышесказанное говорит о том, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть не просто работник, но человек действительно любящий свою работу. Во-первых - для заботы о плачущем ребенке не подойдет воспитатель не чувствующий сострадания, не понимающий серьезность психологического состояния в моменте у ребенка. Воспитателю, которому нужно работать с маленькими детьми необходимо быть терпеливым и заботливым. Но это все антропогенный фактор, направленный на установление контакта с ребенком, как это можно помочь образовательному процессу? Может ли особое поведение педагога воспитателя повлиять на процесс образования и обучения иностранному языку детей 3-4 лет? Мною был проведён эксперимент в двух группах детей одинакового возраста. Задача эксперимента была в отслеживании влияния отношения воспитателя к детям на их результаты в обучении. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru В эксперименте участвовали 2 группы детей одинаково возраста и уровня владения языком. Формат эксперимента - педагог разделил модель повеления в группах: Группа номер 1 - при посещении этой группы преподаватель держался любезно, но сдержано. На уроках присутствовали игры, “дай пять” контакт с ребенком при правильном ответе, но не было “ничего личного и ничего лишнего”. Группа номер 2 - в этой группе педагог вел себя открыто, радушно, проявлял большую увлечённость с личным интересном, нежели просто милый преподаватель. Особенностью эксперимента было введение традиции объятий с детьми - после утренней разминки и warm up, преподаватель садился и спрашивал детей: - Кто хочет обнимашек? - демонстративно обнимая себя руками. Таким образом дети стирали границы боязни чужого человека и кому было одиноко, после утренней разлуки с родителями поднимали руки. Когда преподаватель тянул к ним руки в ответ, дети радостно бежали и улыбались. После объятий практически все переставали плакать, если такие были и более увлеченно вникали в учебный процесс. После одной недели эксперимента, была явная разница в успеваемости между группами, группа номер 1 была менее заинтересована в процессе обучения и иностранный язык был абсолютно неинтересен, так же преподавателю было сложнее найти способы увлечения детей. Для групп номер 2, наоборот, преподаватель ввел утренние обнимашки на постоянной основе, так как дети сами уже были заинтересованы в этом «ритуале», на основе этого, педагог начал просить детей сказать фразу: - I want hug! Перед тем как обняться, и фразу: - I can hug - после. Что значительно пополнило словарный запас детей этого возраста и «сдвинуло» их образовательный процесс. На основе проведённого эксперимента, можно сделать вывод, что возраст, бесспорно влияет на изучение иностранного языка для детей дошкольно возраста, но педагогический подход и вовлеченность работника учреждения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 5 играет не меньшую роль, а порой даже может мотивировать, либо демотивировать участника образовательного процесса. Так же стоит учитывать объект работы - так как дети требуют совершенного другой подход нежели школьники младших классов или подростки. Список литературы: 1. Потебня Л.Л. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 616 с. 2. Родина Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. М.: Владос, 2010. 301 с. 3. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38-42. 4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 115 с. 5. Вронская И. Методика раннего обучения английскому языку: учебное пособие. СПб.: КАРО, 2015. 330 с. 6. Ильин Г.Л. Системы дошкольного образования в европейских, азиатских и американских странах: сравнительный анализ: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 62 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 6