- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2022"
Автор(ы) статьи: Некрасова И.В., Абросимова М.А., Барсукова А.Е.
PDF файл статьиУДК 377 Некрасова Ирина Викторовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Абросимова Мария Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Россия, г. Нижний Новгород e-mail: mma152nn@mail.ru Барсукова Анастасия Евгеньевна студентка 4 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ПОНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Данная статья посвящена вопросу понятия воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Содержанием воспитания являются социокультурные ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Цель воспитательного процесса – переход базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры. Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, ценности, воспитанник. Nekrasova Irina Viktorovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Abrosimova Maria Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Barsukova Anastasia Evgenievna 4th year bachelor student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THE CONCEPT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION Abstract: This article is devoted to the issue of the concept of the educational process in institutions of secondary vocational education. The content of education is socio-cultural values stored in cultural, family, religious, ethnic, social traditions and transmitted from generation to generation. The goal of the educational process is the transition of basic values into personal value meanings and guidelines. Key words: upbringing, educational process, values, pupil. В настоящее время существует заказ государства и общества на воспитание социально активного человека, патриота, гражданина своей страны, человека, имеющего опыт здорового образа жизни и способного компетентно решать проблемы разного уровня. Практика показывает, что процесс создания концептуальных моделей воспитательных систем непрост и требует определенного уровня методологической компетентности руководителей и педагогов. Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися. По мнению Е.В. Бондаревской, «конечный результат воспитания –это самобытный личностный образ человека» [1]. С.Л. Братченко, Миронова М.Р. выделяют в числе признаков зрелой личности целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность [2]. Таким образом цель воспитателя определяется тем, что видит в «себе» воспитанник, как он представляет свои достижения, самоизменения в ценностно- смысловых отношениях. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru Процесс – это «разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий, явлений». Воспитательный процесс – разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, это педагогическая деятельность воспитателя, направленная на развитие личности обучающихся. Содержанием воспитания являются социокультурные ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Цель воспитательного процесса – переход базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры. Процесс перехода базовых ценностей в личностные требует включения воспитанника в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности (когнитивный компонент воспитанности), определения собственного отношения к ней (эмоционально-ценностный компонент воспитанности), формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике (деятельностный компонент воспитанности). Именно это и является воспитательным процессом. Таким образом, под воспитательным процессом мы будем понимать разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие личности обучающихся, и состоящее в переходе базовых ценностей общества в личностные ценностные смыслы и ориентиры воспитанника, при этом происходит формирование когнитивного компонента, эмоционально-ценностного компонента и деятельностного компонента воспитанности. Список литературы 1. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. М.: АСТ-пресс, 2010. 247 с. 2. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии, 2011. № 4. 84 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru