- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2022"
Автор(ы) статьи: Круглова Н.О.
PDF файл статьиУДК 34.096 Круглова Наталья Олеговна студентка 2 курса, кафедра гражданского права и процесса, Институт экономики, управления и права, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Россия, г. Москва e-mail: dudkinanatalya@gmail.com Научный руководитель: Коссов Иван Александрович кандидат юридических наук, доцент Институт экономики, управления и права, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Россия, г. Москва e-mail: ilogery@yandex.ru ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты локального нормотворчества, в том числе определение локального нормотворчества, правовое регулирование нормотворческого процесса в организации, а также результаты проведенного автором исследования локального нормотворчества в организации, проблемы, возникающие при локальном нормотворчестве. Ключевые слова: правовое регулирование, локальное нормотворчество, локальный нормативный акт. Kruglova Natalya Olegovna 2nd year student, Department of Civil Law and Procedure, Institute of Economics, Management and Law, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow Scientific adviser: Kossov Ivan Aleksandrovich candidate of legal sciences, associate professor Institute of Economics, Management and Law, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow LEGAL REGULATION OF LOCAL REGULATION IN THE ORGANIZATION 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article discusses the theoretical aspects of local rule-making, including the definition of local rule-making, the legal regulation of the rule-making process in an organization, as well as the results of the author's study of local rule- making in an organization, problems arising from local rule-making. Key words: legal regulation, local rule-making, local normative act. Развитие общественных отношений во всех сферах общественной жизни вовсе не означает необходимость регулирования их в полном объеме на законодательном уровне. В ряде сфер общественных отношений законодательство устанавливает необходимость регулирования отношений между ограниченным кругом субъектов путем саморегулирования и самоуправления в таком круге, которыми могут быть определенное предприятие, организация, их работники и т.д. Теория права не содержит однозначного подхода к понятию локального нормотворчества. Ряд авторов ассоциируют локальное нормотворчество исключительно с необходимостью регулирования общественных отношений в области трудовой деятельности. Так, А.А. Клишас указывает, что локальное (корпоративное) нормотворчество является процессом издания правовых актов для регулирования трудовых отношений в рамках определенного предприятия или организации [1, с. 294]. Названный автор справедливо отмечает, что организация вправе самостоятельно определять общественные отношения, нуждающиеся в регулировании локальными актами, и для этого нет необходимости, чтобы имелось указание в законе. Если же рассматривать нормотворчество как разновидность правотворчества, то здесь необходимо отметить, что это полномочие является делегированным, поскольку государство позволяет создавать локальные акты определенным субъектам, не находя необходимости осуществлять государственное регулирование [2]. Реализуя нормотворческие функции уполномоченные субъекты создают различного рода локальные акты, к числу которых относятся уставы, положения, регламенты, стандарты и т.д. К актам, созданным путем локального Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 2 нормотворчества могут предъявляться дополнительные требования для вступления их в силу, например государственная регистрация устава общества с ограниченной ответственностью, но эти требования устанавливаются не для всех локальных актов. Локальный акт представляет собой внутриорганизационный акт, содержащий нормы права, действие которых ограничено как полномочиями субъекта (издавшего акт), так и организацией, в которой такой акт принят. Локальный акт обеспечивает регулирование отношений между участниками в той или иной организации. Правовая доктрина на текущий момент не содержит общепризнанного подхода для определения понятия нормотворчества. Мнения ученых, изучающих теорию права, ввиду объемности и сложности рассматриваемого явления расходятся. Для рассмотрения понятия локального нормотворчества следует обратиться к раскрытию правовой природы локального нормативного акта, ввиду чего следует обратиться к теориям, рассматривающим локальный нормативный акт. Содержание теорий носит дискуссионный характер, что указывает на отсутствие однозначного подхода к рассматриваемой правовой категории. Существует несколько теорий, раскрывающих локальные правовые акты. Достаточно подробно они были раскрыты в работе Е.Ю. Калюжнова [3]. К числу таких относят: 1) нормативную теорию, имеющую деление на ряд концепций. Основой этих концепций является ряд критериев, к числу которых относится количественный показатель круга лиц, на которых распространяются нормы («опубличенность» регуляторов); концепция, основанная на нормативисской теории, концепция локальных норм, концепция корпоративных норм, концепция поднормативного регулирования, социальной автономии, а также законодательная; 2) правореализационную теорию, содержащую в себе договорную концепцию и сделочную; 3) фактовую (от русс. «факт») [3]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru Локальное нормотворчество осуществляется в постоянном взаимодействии с публичным нормативным регулированием общественных отношений, чем обеспечивается реализация общих параметров правовых взаимоотношений. Однако, весь комплекс общественных отношений назвать полностью сложившимся невозможно, поскольку имеются не только области, не урегулированные вообще, но и общественные отношения, регулирование которых обеспечено недостаточно. При этом регулирование таких отношений нормами законодательства нецелесообразно, поскольку нет в этом необходимости на публичном уровне. При реализации законодательных норм в их содержание закладывается указание на необходимость регулирования правоприменителем отдельных вопросов посредствам принятия локальных нормативных актов, что одновременно указывает и на исполнение таким правоприменителем правил, установленных в таких актах. Локальные акты, созданные организацией, могут регулировать любую сферу отношений внутри юридического лица, которая нуждается в регулировании и в отношении которой отсутствуют законодательные акты, обеспечивающие регулирование данной сферы. Проведенное исследование позволило выявить следующие признаки локальных нормативных актов: - содержат локальные нормы; - распространяют действие на локальную сферу; - специфические субъекты нормотворчества, уполномоченные на то в силу своего положения, и могут не иметь на это указание в законодательстве; - специфический процесс нормотворчества, который может позволить участвовать в нормотворчестве множество заинтересованных субъектов (например, при разработке и утверждении коллективного договора); - имеют подзаконный характер; - не обязательность принятия актов; - гибкость в применении к конкретным условиям исходя из специфики деятельности юридического лица. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru Кроме того, проведенное исследование в рамках анализа деятельности управляющей организации, занятой в сфере управления многоквартирными домами, показало, что в наибольшей мере локальное нормотворчество реализуется для регулирования трудовых отношений. При этом полностью отсутствуют локальные акты в сфере социального партнерства, коллективный договор, поскольку деятельность названной организации направлена исключительно на получение прибыли, а локальное нормотворчество обеспечивается так сказать «необходимым минимумом», в области индивидуальных трудовых отношений, охраны труда. Между тем, например, коллективный договор может стать эффективным инструментом мотивации работников к повышению производительности труда путем включения в него таких гарантий, которые будут наиболее востребованы в коллективе работников предприятия. Установление в коллективном договоре дополнительных мер стимулирования материального или нематериального характера позволят в значительной степени говорить о положительной динамике такой мотивации, и установление таких мер в коллективном договоре приобретает их обязательный характер, аналогично нормам права. В качестве мер материального характера может быть предусмотрена, например, оплата проезда в общественном транспорте по городу до места работы, а в качестве мер нематериального характера, влияющих на мотивацию работников к повышению производительности труда, может быть, приобретение дополнительного медицинского полиса добровольного страхования работника или повышение комфортабельности рабочих мест работников, достигших определенные результаты и т.д. Необходимость в правовом воздействии путем правового регулирования и является предпосылкой локального нормотворчества в любой организации. Так, Д.В. Малиенко справедливо отметил, что уполномоченный на создание локальных норм субъект не имеет обязанности по их созданию, но государством наделен правом по их созданию [4]. В связи с этим, следует отметить, что одной из проблем в правовом регулировании локального нормотворчества является то, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 5 что нормы, содержащиеся в законодательных актах, лишь косвенно указывают субъекту на возможность осуществления нормотворческой деятельности по созданию локальных норм, что актуально для многих организаций, чья цель направлена исключительно на получение прибыли. Локальное нормотворчество является источником создания локальных норм обеспечивающих включение в систему внутренних документов юридического лица актов, способных регулировать складывающиеся общественные отношения. В ряде случаев локальное нормотворчество может осуществлять только уполномоченное лицо и такое полномочие не может быть передано другому лицу. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Гражданского кодекса РФ [5] учредители (участники) юридического лица наделяются правом на утверждение регулирующих корпоративные отношения документов, которые не являются учредительными. Таким образом, законодатель закрепил для учредителей (участников) юридического лица полномочие на издание любых локальных актов (кроме учредительных) тем самым уполномочив на локальное нормотворчество. Такое полномочие не может быть передано ни одному другому лицу, а следовательно изданные локальные акты другими лицами могут быть признаны незаконными, поскольку приняты не надлежащим лицом или органом. Локальное нормотворчество является инструментом, направленным на совершенствование и эффективность деятельности любого юридического лица. Эти цели наиболее желаемы для тех, кто занимается коммерческой деятельностью. По мнению Е.Ю. Калюжнова, в основе процесса локального нормотворчества должна находится концепция нормотворчества, которой стоит придерживаться уполномоченному лицу, создающему локальные нормы [3, с. 89]. Концепция нормотворчества должна заключаться в содержании отношений, которые нуждаются в правовом регулировании, поскольку именно таким образом можно достичь цели регулирования. Создание особых правил, которые будут использоваться в каждой схожей ситуации, обеспечивает единообразное Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 6 поведение участников отношений, складывающихся в обществе, в связи с осуществлением коммерческой деятельности. Локальное нормотворчество зачастую является недооценённой деятельностью уполномоченных субъектов со стороны самих же субъектов, поскольку не используется ими в качестве способа регулирования отношений, на которые можно воздействовать путем издания локальных актов, а выводы, сделанные в процессе настоящего исследования, только подтверждают данное утверждение. Как уже отмечалось, такое положение в большей степени связано с тем, что уполномоченный субъект зачастую и не осведомлен о наличии у него такого полномочия. Достижение эффективности реализации полномочий по принятию локальных актов возможно лишь путем внутреннего самосознания уполномоченного субъекта, который является движущей силой направленной на развитие деятельности юридического лица, увеличение прибыли и т.д. Субъект, занимаясь коммерческой деятельностью, должен осознавать, что решение некоторых задач возможно в том числе путем урегулирования отношений в результате разработки и принятия локальных нормативных актов. Список литературы: 1. Теория государства и права: учебник / под ред. А. А. Клишас. М.: Статут, 2019. 512 с. 2. Пирогов Е.Ю. Понятие и значение локального правотворчества в системе правового регулирования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 387-393. 3. Калюжнов Е.Ю. Теоретико-правовые основания правил техники локального нормотворчества: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград. 2015. 220 с. 4. Малиенко Д.В. Локальные нормативно-правовые акты в механизме правового регулирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 2. С. 53-57. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 8