- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИКУМА
Статья опубликована в журнале за "Июль 2022"
Автор(ы) статьи: Мельников В.А., Лисьева Е.В.
PDF файл статьиУДК 377.5 Мельников Вадим Анатольевич преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово e-mail: v.melnikov@coopteh.ru Лисьева Евгения Викторовна, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИКУМА Аннотация: Статья посвящена опыту применения технологий «мобильного обучения» в образовательной среде техникума. В статье проанализированы применяемые технологии «мобильного обучения» в процессе обучения студентов ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум». А также рассматриваются вопросы включения возможности применения мобильных технологий в процесс обучения при разработке методических документов. Делается вывод, что мобильное обучение должно занимать более весомую роль в современной педагогике. Учитывая современное развитие «мобильных» технологий, преподаватели повсеместно должны внедрять в процесс обучение использование «специализированных» мобильных приложений, социальных сетей, мессенджеров и т.д., что позволит не только повысить взаимодействие студентов и преподавателей, но и даст толчок развитию разработки «специализированных» мобильных приложений, в том числе для реальных отраслей экономики. Ключевые слова: мобильное обучение, электронное обучение, дистанционные технологии, цифровая образовательная среда, мобильные технологии, мобильные приложения, мессенджеры, социальные сети, техникум. Melnikov Vadim Anatolyevich teacher Kemerovo Cooperative College Russia, Kemerovo Listyeva Evgeniya Viktorovna, teacher Kemerovo Cooperative College Russia, Kemerovo Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 1 EXPERIENCE OF USING MOBILE APPLICATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE TECHNICAL SCHOOL Abstract: The article is devoted to the experience of using "mobile learning" technologies in the educational environment of the technical school. The article analyzes the applied technologies of "mobile learning" in the process of teaching students of the Kemerovo Cooperative Technical School. The issues of including the possibility of using mobile technologies in the learning process when developing methodological documents are also considered. It is concluded that mobile learning should play a more significant role in modern pedagogy. Taking into account the modern development of "mobile" technologies, teachers everywhere should introduce the use of "specialized" mobile applications, social networks, messengers, etc. into the learning process, which will not only increase the interaction of students and teachers, but also give impetus to the development of "specialized" mobile applications, including for real sectors of the economy. Key words: mobile learning, e-learning, distance learning technologies, digital educational environment, mobile technologies, mobile applications, messengers, social networks, college. Не секрет, что Covid-19 внес ограничения, и изоляция граждан привела к росту использования мобильных приложений для доставки еды, лекарств, одежды, других непродовольственных товаров. При этом оплата курьерам, коммунальных услуг осуществлялась благодаря «мобильным» банкам. Обучающиеся с помощью мобильных приложений слушали лекции, при помощи социальных сетей взаимодействовали с преподавателями, получали от них задания при помощи мобильного приложения виртуальной обучающей среды «Moodle» решались задачи, тесты, просматривались лекции. Все это стало доступно благодаря быстрой эволюции мобильных устройств и разработки мобильных приложений, из-за этого изменился не только образ жизни, но и образ мышления современных людей. Многочисленные социальные исследования показывают, что в среднем современный человек в течение дня касается своего телефона от 70 до 150 раз [1]. Около 80% людей практически сразу после пробуждения, примерно впервые 15 минут, проверяют телефон на наличие непрочитанных сообщений, сверку времени, просмотра социальных сетей и отключения будильника [1]. Мобильный телефон уже практически вытеснил, из обихода современного человека бумажные газеты, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 2 журналы, книги, а также будильник и часы. За завтраком, по пути на работу или учебу даже во время работы или учебы мы проверяем социальные сети, слушаем музыку, аудиокниги. В настоящий момент молодые люди слабо представляют себе жизнь без мобильного телефона. Так, согласно социологическому опросу проводимого Научно-образовательным порталом IQ, 70% опрощенных детей подтвердили, что они во время занятий пользуются смартфоном для общения в социальных сетях, игр, прослушивания музыки, и поиска информации нужной для выполнения задания [2]. Причем согласно проводимому опросу, это были совершено разные вопросы, о целях использования мобильного телефона. Тем самым при помощи смартфона подростки совмещают несколько задач одновременно, зачастую в процессе поиска информации студенты учатся отсеивать информацию и находить правильные ответы, в том числе путем общения друг с другом в социальных сетях. Преподаватель, по сути, выступает арбитром, который оценивает результат поиска информации и уже потом правильность ответа, и подачу информации. Причем на наш взгляд отрицать важность смартфона в повсеместной жизни весьма глупо. Какую бы профессию не выбрать, смартфон стал неотъемлемой частью работающего человека. Так, к примеру, водитель использует смартфон как навигатор, рацию для связи с диспетчером, юрист как органайзер или в качестве блокнота, а также для поиска правовой информации, зачастую в судебном процессе возникает необходимость проверить актуальную редакцию статьи федерального закона, а поскольку доступа к компьютеру с установленной справочно-правовой системой в судебном заседании нету, выручает мобильный телефон. При этом на наш взгляд запрет на использование смартфона во время занятий в настоящий момент является неактуальным и должен быть пересмотрен образовательными учреждениями, поскольку современный молодой человек живет в режиме многозадачности, а жизнь не разделяется на «онлайн» и «офлайн», смартфон неотъемлемая часть его жизни. И после окончания образовательного учреждения он не прекратит использовать смартфон как «помощника» для выполнения поставленных перед ним работодателем задач. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Тем самым смартфон из «игрушки», с взрослением человека превращается в «помощника» и чем раньше мы сможем объяснить подростку способ использования мобильного телефона для «благих» целей, тем быстрее он будет обучаться. Если не углубляется в значение слова обучение, то по своей сути, обучение это в первую очередь приобретение новых навыков, а преподаватель своего рода наставник, ментор, т.е. более опытный член общества, который делится своим опытом. В связи, с чем становиться актуальным вопрос об интегрировании в образовательный процесс не только мобильных технологий, то есть по своей сути способ передачи информации студенту, но и новых дисциплин, либо существенно переработанных действующих предметов с уклоном на современные потребности будущих специалистов. Так согласно наблюдением при проведении занятий в техникуме студенты использовали свой телефон: - для обмена информации между собой; - для фотографирования текста книг, заданий, исправлений в тетради, доски, слайдов, скриншота статей нормативно правовых актов и т.п.; - для записи лекции, как на видео, так и аудио; - для записи лекций в заметки или в сообщения в социальные сети; - для поиска информации в интернете; - для просмотра или прослушивания лекций; - для перевода иностранного текста; - для записи домашнего задания. Следовательно, преподаватели должны менять форму подачи информации студенту и для этого на наш взгляд преподаватель должен в процессе обучения применять мобильный телефон и мобильные приложения. При проведении занятий по праву социального обеспечения в ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум» (далее – техникум) студентам рекомендуется установить на свой смартфон бесплатное мобильное приложение СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», поскольку в указанной отрасли права 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru отсутствует, какой-либо кодифицированный акт, и это позволяет студенту оперативно искать ту или иную норму права, необходимую для решения ситуационных задач или ответа на вопросы. Указное мобильное приложение позволяет экономить не только бумагу и время для поиска информации, но и учит студента использовать в своей будущей профессии справочно-правовые системы. Кроме того, при проведении деловой игры, для подготовки ответа на обращении граждан студенты зачастую использовали мобильные приложения СПС «Консультант Плюс» или «Гарант» для поиска нужной нормы нормативно- правового акта, и перепечатывали с телефона на компьютер с использованием текстового редактора установленного на компьютере. Зачастую студенты для подготовки к практическим занятиям в виду отсутствия компьютера, ноутбука, устанавливают на свои смартфоны текстовые редакторы, приложения позволяющие создавать, просматривать, редактировать презентации. Также в техникуме для обучения студентов применяется виртуальная обучающая среда Moodle, которая имеет мобильное приложение. В связи, с чем студентам также рекомендуется установить на свой смартфон мобильное приложение Moodle, для решения тестов, задач, прочтения лекций, просмотра видео-лекций и т.д. Мобильное приложение Moodle имеет практически идентичные функции, что и веб-приложение, что позволяет использовать его во время занятий вне зависимости от наличия компьютеров в аудитории. Мобильное приложение «Moodle» успешно применяется при проведении рубежного контроля по предметам «Право социально обеспечения», «Трудовое право», «Налоговое право» «Уголовное право», «Основы уголовного права», «Уголовный процесс». Студенты решают итоговые тесты по пройденным темам, при этом оценивание происходит автоматически самим приложением, а преподавателю остается только выставить оценки в журнал. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru Во время дистанционного обучения преподаватели техникума для взаимодействия со студентами помимо Moodle, использовали мессенджеры WhatsApp, Vider и социальные сети. При этом и после снятия ограничений, преподаватели продолжают использовать мессенджеры и социальные сети для взаимодействия со студентами, как для сообщения дополнительной информации по преподаваемым предметам, так и консультирования студентов по поводу выполнения домашних работ, курсовых работ. Мобильные приложения, установленные на смартфон преподавателя, такие как почта Mail.ru, Moodle, WhatsApp, Vider, VK позволяют оперативно проверять выполненные практические задания, сообщать студентам их ошибки, давать домашние задания, взаимодействовать во время внеурочных занятий и т.д. Во время проведения интегрированного урока по теме «Государственное пенсионное обеспечение. Выслуга лет» проводимого в рамках музейного урока «Все мы в праве знать о праве» и экспозиции «300 лет на страже правопорядка» Кузбасского краеведческого музея в виду отсутствия доступа к тетрадям, студенты для ответов на вопросы по теме «Выслуга лет» использовали мобильные приложения Moodle, СПС «Консультант Плюс» и «Гарант», указанные приложения позволили сделать урок мобильным в прямом смысле этого слова. На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что мобильное обучение неразрывно связано электронным обучением и использованием дистанционных технологий в современной педагогике [3, с. 367], в виду цифровизации экономики, мобильный телефон становиться неотъемлемой частью жизни любого гражданина, в том числе, преподавателей и студентов, мобильные приложения позволяют улучшить качество образования, сделать его более гибким, доступным, в какой-то степени позволяет индивидуализировать образование, предложит студенту разные способы получения знаний, дает определенную свободу выбора, позволяет заинтересовать его, для него это Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 6 привычный способ получения информации. Мобильное обучение позволяют, находит выходы, казалось бы, из неразрешимых ситуаций, такие как ограничения, вызванные Covid-19, мы можем долго сокрушаться о том, что дистанционные технологии вредят образованию, не позволяют «качественно» обучить студентов, но давайте представим, что в 2020 году не было бы мобильных телефонов, не были бы разработаны мобильные приложения Moodle, Zoom, Mail.ru, WhatsApp, Vider, VK и др., процесс образования просто бы остановился на полтора года? Как бы происходил процесс взаимодействия преподавателей и студентов? На наш взгляд, это вопросы, не требующие ответа. Следовательно, современному педагогу необходимо подстраиваться под тенденции и изменения во взаимодействия учителя и ученика, менять саму форму подачи, использовать все доступные способы подачи информации, в том числе мобильный телефон и мобильные приложения. Образовательным учреждениям следует интегрировать в образовательный процесс не только использование мобильных технологий, но и определить перечень мобильных приложений, которые рекомендуются для использования преподавателям и студентам, а также разработать методические рекомендации по их использованию и обучить педагогических работников. Разработка мобильных приложений на наш взгляд позволят также внедрить в образовательную среду технологии бережливого производства, так разработка мобильного приложения заменяющий бумажный или электронный веб-журнал позволит значительно, сократить время преподавателя на его заполнение, ему не понадобиться заходить на веб-страницу для его заполнения или заполнять его собственноручно. Список литературы: 1. Номофобия: чем обернется для человечества зависимость от гаджетов [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/11/19/zavisimost- ot-gadzhetov.html (дата обращения: 30.06.2022 г.). 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 2. Как смартфон помогает учиться [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://iq.hse.ru/news/201190162.html (дата обращения: 30.06.2022 г.). 3. Мельников В.А. Современное состояние «Мобильного обучения» // Научно-практический журнал «Трибуна ученого». 2021. № 12. С. 365-368. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 8