- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2022"
Автор(ы) статьи: Карапетян Г.Т.
PDF файл статьиУДК 339.9 Карапетян Грета Тиграновна студентка 1 курса магистратуры, экономический факультет Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: karapetyan.greta@yandex.ru СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: В данной статье выделены основные проблемы, присущие системе государственного финансового контроля В Российской Федерации. Автором предложены пути их преодоления Ключевые слова: контроль и аудит, государственный финансовый контроль, бюджетная политика. Karapetyan Greta Tigranovna 1st year master student, Faculty of Economics South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Rostov-on-Don IMPROVEMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION IN ORDER TO ENSURE THE IMPLEMENTATION OF BUDGET POLICY Abstract: This article highlights the main problems inherent in the system of state financial control in the Russian Federation. The author suggests ways to overcome them Key words: control and audit, state financial control, budget policy. На сегодняшний день условием существования процветающего и сильного государства и защиты интересов граждан является контроль качества реализации бюджета РФ, а также рациональное использование государственного имущества. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Сегодня, можно констатировать факт, что имеющаяся система государственного финансового контроля характеризуется рядом проблем, что делает вопрос ее совершенствования весьма актуальным. Предполагается, что использование передовых информационных технологий в процессе проведения выездных или камеральных проверок со стороны органов государственного финансового контроля в значительной степени повысит показатели эффективности контрольных органов. Однако процесс цифровизации требует комплексной модернизации деятельности органов исполнительной власти, что на сегодняшний день не представляется возможным ввиду наличия правовых, экономических и административных барьеров. Поэтому механизмы проведения контрольных мероприятий, выявления нарушений в финансово-бюджетной сфере требуют разработки новых методов и принципов финансового контроля. В этой связи предлагается внедрение некоторых инновационных решений. В частности, использовать технологию распределенных реестров или же «блокчейн». Применимо к Счетной палате Российской Федерации данная технология может быть использована для создания единой базы данных информационных систем, которая отличается повышенным уровнем безопасности, а также для анализа информации о совершаемых транзакциях в режиме реального времени, что в значительной степени упростит процесс проведения контрольных мероприятий [3]. К основному преимуществу данной технологии относят тот факт, что преобразованные в битовую строку текстовые или медиа файлы не могут подвергаться изменению без отражения соответствующей ошибки. Таким образом, внедрение данной технологии позволит в значительной степени увеличить скорость обработки, полученной в результате контрольных мероприятий информации, повысить ее надежность за счет того, что данные, преобразованные в хэши невозможно беспрепятственно изменить. Не мало важной мерой повышения эффективности будет возможность предоставления доступа к базе данных другим государственным органам власти, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 2 в чьи полномочия также входит осуществление либо содействие в проведении мероприятий внешнего финансового контроля [1]. Эксперты отмечают, что отсутствие единого реестра ревизионных мероприятий, проведенных различными госструктурами в качестве одной из основных проблем снижения показателей эффективности в сфере обнаружения правонарушений в бюджетной сфере. Для решения данной проблемы предлагается создать единый реестр контрольных мероприятий, проводимых различными органами государственного финансового контроля. В системе финансового контроля также актуальна проблема взаимодействия с другими органами государственной власти. В целом система внешнего государственного финансового контроля характеризуется большим количеством посредников, что порождает ряд существенных проблем. Общей проблемой для органов государственного финансового контроля является низкий уровень компетенции государственных гражданских служащих, обусловленный отсутствием комплексной системы первичной подготовки и дальнейшей переподготовки кадров. Необходимость в формировании эффективной системы повышения квалификации служащих органов государственного финансового контроля связана с рядом факторов [2]: - активными реформами финансового законодательства; - повышением уровня латентности совершаемых правонарушений в сфере экономики; - разработкой новых информационных систем, которые активно применяются в процессе выявления правонарушений, проведения контрольных мероприятий в отношении объектов финансового контроля. Еще одним деструктивным фактором, препятствующем эффективной работе органов государственного финансового контроля является наличие коллизионных норм законодательства. Так, действующее законодательство не предусматривает возможности отклонения обращений недобросовестных граждан. Данная ситуация создает условия для злоупотребления полномочиями Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 3 органа государственной власти со стороны субъектов бюджетного процесса с целью устранения конкурентов и занятия лидирующего положения на рынке. Зачастую такие обращения являются необоснованными и по результатам проверок не выявляется факт правонарушения со стороны объекта финансового контроля. Таким образом, оказывается, что орган государственного финансового контроля безрезультатно затрачивает средства и время. С целью предотвращения возможности использования административного ресурса органов государственной власти недобросовестными гражданами следует законодательно закрепить порядок отказа в рассмотрении обращений, поступающих неоднократно от одного и того же гражданина или юридического лица и не находящих подтверждения по результатам контрольных мероприятий. Таким образом, система государственного финансового контроля обусловлена наличием существенных проблем, что негативно сказывается на показателях эффективности ключевых органов государственной власти, осуществляющих внутренний и внешний финансовый контроль. Отсутствие единой законодательной базы, определяющей место и статус каждого органа государственного финансового контроля порождает множество проблем в процессе осуществления контрольно-ревизионных мероприятий, отражения статистических данных и т.д. В настоящее время первоочередным этапом развития системы государственного финансового контроля должна стать разработка Федерального закона «О государственном финансовом контроле». Данный нормативный акт должен включать следующие разделы: «Общие положения о государственном финансовом контроле», «Основные принципы государственного финансового контроля», «Субъект и объект финансового контроля», «Нормативное правовое регулирование финансового контроля». Реализация предложенных мер совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в совокупности с принятием соответствующего Федерального закона будет способствовать значительному повышению эффективности обнаружения, пресечения правонарушений в сфере бюджетных правоотношений. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Список литературы: 1. Ильясова У.Н. Оценка эффективности государственного финансового контроля // Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов РФ: сб. статей Второй Всероссийской научно-практической конференции.2017. С. 204-209. 2. Лошаков А.Ю. Основные проблемы на пути к развитию системы государственного финансового контроля в Российской федерации // Финансы и учетная политика. 2019. № 6 (10). С. 14-18. 3. Швагла М.В. Проблемы развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // Кронос: экономические науки. 2019. № 2 (24). С. 32-33. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022 https://tribune-scientists.ru 5