- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНТЕРНЕТ-БУЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Кульбацкая Е.Р.
PDF файл статьиУДК 159.9.07 Кульбацкая Екатерина Романовна студентка 3 курса факультет педагогики, психологии, коммуникативистики Кубанский государственный университет, Россия, г. Краснодар e-mail: k.kulbackaya@mail.ru Научный руководитель: Рунаева Анна Ильинична доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный университет, Россия, г. Краснодар ИНТЕРНЕТ-БУЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Аннотация: Статья посвящена острой социальной проблеме, как кибербуллинг – преследование в интернете различными сообщениями, которые могут содержать насмешки, оскорбления, грубые и (или) обидные высказывания. Кибербуллинг (cyberbullying) получил свое название от английских слов cyber – это все, что связано с интернетом, и bullying от слова bull «бык», в данном случае переводится с английского, как травля, приставание. Ключевые слова: кибербуллинг, подростки, интернет, агрессивность, тревожность, жертва, агрессор. Kulbatskaya Ekaterina Romanovna 3rd year student Faculty of Pedagogy, Psychology of Communication Studies Kuban State University, Russia, Krasnodar Scientific adviser: Runaeva Anna Ilinichna Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University, Russia, Krasnodar INTERNET BULLYING: THE ESSENCE AND FORMS OF MANIFESTATION IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT Abstract: The article is devoted to an acute social problem, such as cyberbullying – harassment on the Internet by various messages that may contain ridicule, insults, rude and (or) offensive statements. Cyberbullying (cyberbullying) got its name from the English words cyber – this is everything connected with the Internet, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 1 and bullying from the word bull "bull", in this case translated from English as harassment, molestation. Key words: cyberbullying, teenagers, Internet, aggressiveness, anxiety, victim, aggressor. Кибербуллинг – важная проблема современного общества. Он появился с развитием технология. Стоит отметить, что Россия входит в десятку стран, в которых происходит кибертравле среди детей подросткового возраста. Исследование Brand Analytics показало, что в России агрессивное поведение в Интернете присуще детям в возрасте от 14 до 19 лет. Понятие кибербуллинга впервые появилось во второй половине 1990-ых гг., его ввел канадский педагог Билл Белси. Кибербуллинг – хулиганские действия в сети Интернет. Это намеренные оскорбления, угрозы жизни и здоровью человека, а также сообщение компрометирующей информации об этом человеке с помощью современных средств коммуникации. Чаще всего буллинг в сети идет продолжительный период времени. Агрессоров бывает несколько человек, они могут действовать как от своего лица, так и анонимно, принося осознанный вред человеку в сети. На данный момент вопрос кибербуллинга очень актуален. Его изучением занимаются довольно большое количество отечественных исследователей таких, как А.А. Баранов, Е.А. Бенгина, Андреева А.О. и другие. Главной целью кибербуллинга выступает ухудшение эмоционального состояния жертвы и/или разрешение ее отношений с окружающими людьми. Кибербуллингом могут выступать как игриво-шуточные формы поведения, так и психологический виртуальный террор, доводящий до суицида. Кибербуллинг возник в результате перехода общения в Интернет-среду. Для его осуществления используются мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети, блоги, различные существующие в данный момент чаты и т.д. Через все эти средства о человеке распространяют конфиденциальную информацию, распространяют различные сплетни, которые портят репутацию. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Жертвами кибербуллинга становятся неуверенные в себе подростки, иногда те дети, которые отличаются в культурном аспекте или же ведут себя нагло. Кибербуллинг может быть прямым и косвенным. Прямой кибербуллинг – это открытые нападения на ребенка с помощью звонков и сообщений. Косвенный – процесс травли происходит с помощью посторонних людей: взлом социальных сетей, рассылка сомнительной информации, благодаря которой можно разрушить коммуникативное поле подростка. В настоящее время существует несколько видов кибербуллинга: 1. Флейминг и троллинг. Флейминг – это замечания, сделанные в грубой форме, вульгарные сообщения, унижающие комментарии, оскорбления. Это нельзя назвать полноценным процессом травли. Флейминг, скорее, относится к вспышке гнева, которая в последствие может перерасти в травлю. Троллинг – спокойные намеренные провокационные сообщения, которые призваны вывести жертву из равновесия. Ее вовлекают в психологическую игру, стараются подловить в ответ, высмеять перед другими участниками обсуждения или общения. 2. Хейтинг. Это полноценная травля в сети Интернет. Обычно ей являются массовые, несущие негативный характер комментарии, направленные в адрес конкретного человека от группы людей, выражающий открыто свою неприязнь в виде оскорблений. Такое чаще всего случается с публичными люди, которые позволяют себе высказывания на «остро» стоящий вопрос в обществе. 3. Харассмент. Домогательства с сексуальным подтекстом или кибератаки, спланированные, целенаправленные. Зачастую приходят не только от знакомых людей, но и с фейковых аккаунтов. Одной из форм харассмента может быть распространение личных фото и видео от бывшего партнера. 4. Киберсталкинг. Тоже является одной из форм харассмента. Запугивание жертвы с помощью различных электронных коммуникаций, рассылая 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru сообщения, в которых содержится прямая угрозы физическому благополучию подростка, его безопасности. 5. Диссинг. Распространение клеветы, очернения репутации подростка. Агрессор рассылает о ребенке унижающие или ложные сведения, слухи, фото или видео, которые наносят вред репутации. 6. Фрейпинг и кетфишинг. Фрейпинг – это анонимный намеренный буллинг. Происходит с помощью взлома аккаунта, публикации в профиле нежелательного контекста от имени жертвы. Кетфишинг – вид травли, который осуществляется путем создания идентичного аккаунта жертвы для распространения нежелательной информации. 7. Аутинг. Буллинг путем разглашения персональных данных ребенка. Публикации о доходах и расходах, интимные фотографии, которые похищают из компьютер и телефонов. Также аутинг может быть в форме угрозы опубликовать личную информацию подростка. 8. Социальная изоляция или бойкот. Жертву игнорируют или исключают из общих чатов, переписок и т.д. Поводы для бойкота в подростковом возрасте могут быть самыми незначительными: отличие во внешности, речи, вкусах на музыку и прочее. 9. Грифинг. Сюда относят травлю подростков в многопользовательских играх. Гриферы в течение игры специально пытаются задеть или унизить отдельного пользовать. 10. Угроза физической расправы. Открытые или завуалированные угрозы жизни и здоровью ребенка. В таких случаях подростка могут провоцировать на встречу или обещать выследить. Причинами кибербуллинга могут служить самые различные факторы. Чаще всего он возникает из-за желания агрессора самоутвердиться, добиться признания окружающих его сверстников. Иногда причиной травли других становится чувство собственной неполноценности, низкая самооценка и закомплексованность. В таком случае кибербуллинг для агрессора – Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4 приемлемый способ компенсации собственной неполноценности. У него есть возможность создать идеальный образ собственного «Я». Иногда причиной кибербуллинга становится страх ребенка самому стать жертвой травли, поэтому он вынужден примкнуть к сильной группе, проблемы в семь, неумение разрешать конфликты в силу возрастных особенностей, индивидуальные особенности (внешние отличия) и даже развлечение. Следующие факторы становятся толчками для возникновения кибербуллинга: 1) стремление подростка к превосходству. Для детей это может стать борьба за социальный статус в той или иной группе сверстников; 2) субъективное чувство неполноценности, комплексы – ряд психологических и эмоциональных ощущений подростка, которые проявляются в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходстве других детей над ним; 3) зависть, скрытое соперничество. Ребенок хочет победить, но не чувствует, что справится с конкурентом; 4) месть – это действия, которые производит подросток из-за желания ответить на реальную, иногда мнимую несправедливость, которая была причинена ему ранее; 5) развлечение. Иногда кибербуллинг начинает с невинной шутки над другим человеком, которая перерастает позднее в самовозвышение за его счет. Таким образом, кибербуллинг включается в себя довольно широкий спектр различных поступков подростков. Это могут быть, как и безобидные шутки, перерастающие в преследование и травлю, так и жестокое поведение со стороны агрессора, доводящее жертву до суицида. Список литературы: 1. Makri-Botsari E., Karagianni G. Cyberbullying in Greek adolescents: The role of parents // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Рр. 3241-3253. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 2. Olweus D. Hakkekyllinger og skoleboller. Forskning om skole-mobbing, Oslo: Cappelen, 1989. 250 р. 3. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., Горинов В.В. Агрессия и психическое здоровье. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 460 с. 4. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон Агрессия. СПб.: Питер пресс, 1997. 330 с. 5. Андреева А.О. Манипулирование в сети Интернет // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей). Магнитогорск: МаГУ, 2015. С. 21-28. 6. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейн. отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 с. 7. Баранов А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Психология. Педагогика. Философия. 2015. № 3. С. 5-8. 8. Бенгина Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Вестник университета. Современные тенденции в психологии. 2018. № 2. С. 153-156. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 6