- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Маргозина Д.Н.
PDF файл статьиУДК 330.341 Маргозина Дарья Николаевна студентка магистратуры менеджмент образования и социальной сферы, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Россия, г. Ярославль е-mail: sch071-Margozina@yandex.ru СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ Аннотация: Образовательный процесс- это совокупность процессов, направленных на решение задач воспитания, образования в соответствии с государственным образовательным стандартам. Взаимодействие – центральное звено образовательного процесса, которое характеризуется наличием субъектов и взаимным воздействием друг на друга. В статье рассматриваются основные субъекты образовательного процесса. Ключевые слова: взаимодействие, социальное явление, субъект, образовательная организация. Margozina Daria Nikolaevna master student management of education and social sphere, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky Russia, Yaroslavl SUBJECTS OF SCHOOL AND FAMILY INTERACTION Abstract: The educational process is a set of processes aimed at solving the tasks of upbringing, education in accordance with state educational standards. Interaction is the central link of the educational process, which is characterized by the presence of subjects and mutual influence on each other. The article discusses the main subjects of the educational process. Key words: interaction, social phenomenon, subject, educational organization. Взаимодействие школы и семьи – это процесс, который характеризуется: 1) наличием субъектов взаимодействия, 2) взаимным воздействием друг на друга. Характеристика субъектов взаимодействия школы и семьи приведена в таблице 1: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Таблица 1 – Субъекты взаимодействия школы и семьи [1]. Школа Семья Директор – создает условия для Учащиеся - это лицо, осваивающее эффективного взаимодействия образовательную программу начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012] Каждый индивидуален. Заместитель директора - налаживает Родители - важные участники работу и результативное процесса, являются заказчиками, и в то же время создают в семье среду, взаимодействие структурных благоприятствующую обучению и подразделений организации, контролирует их деятельность в воспитанию детей. Основная функция рамках своих функциональных современной семьи – воспитательная обязанностей. [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012] ВР – завуч по воспитательной работе УВР - завуч по учебно- Каждый индивидуален. воспитательной работе Классный руководитель–выполняет функции организатора школьной жизни класса, посредника в различных ситуациях, куратора, который осуществляет посредничество между разными субъектами взаимодействия. Эффективность процесса зависит от личностных качеств и коммуникативных способностей. Учитель (предметник) - учитель, который является специалистом в одном конкретном предмете. Эффективность процесса зависит от обратной связи с родителями в рамках преподаваемого предмета. Психолог и социальный педагог (деятельность строго регламентирована законом) - оказывают социально- педагогическую и педагогическую помощь субъектам взаимодействия. Являются связующим звеном в решении проблем, возникших у всех Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 2 сторон образовательного взаимодействия: родителей и детей, классных руководителей и учителей- предметников. Формальные и неформальные институты могут быть формами родительского управления школой [2]. И в том и другом случае родители выступают не просто как внешние клиенты, но и как субъекты влияния на образовательную организацию. Действия родителей могут проявляться в различных сферах – от финансовой помощи до представления интересов школы на различных уровнях (управляющий совет). Характеристика формальных и неформальных институтов, в которых родители выступают субъектами влияния на школу, приведена в таблице 2: Таблица 2 – Характеристика формальных и неформальных институтов. в в а * т О с я о О х и с я и * ц и й и к а в и ы ч с т т ы н о ь н н с л е м р е ч е л е е м о щ о т в м н с р у и а б и и л о к р д о р о п о б п о о П П Д С С у р с Формальные институты + + + + + + + Неформальные институты - - - - - +/- - Примеры полномочий в управлении образовательной организацией*: Формальные институты: всесторонняя помощь школе, организация и проведение внеурочной и досуговой деятельности, участие в различных комиссиях (например, комиссия по питанию) и т.д. Неформальные институты: участие в родительских чатах, неформальные комментарии и беседы в группах и сообществах, всевозможные отзывы, инициативные обращения, участие в опросах, проводимых как школой, так и сторонними организациями (центр оценки и контроля качества образования и т.д.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru а р у т к у р т с , я и х р а р е И я и ч о м о н л о П 3 Примеры родительских сообществ: Формальные институты: попечительский совет, управляющий совет, совет отцов, общешкольный родительский комитет, классный родительский комитет [3]. Неформальные институты: родительский чат в социальных сетях. На основании изложенного, можно заметить, что неформальные институты сводятся в основном к внешней деятельности школы. Однако именно такая сторонняя оценка может являться важной (например, показатель ее конкурентоспособности) [4]. Предполагается, что формальные институты обладают большими возможностями в принятии управленческих решений совместно с администрацией школы. Для достижения эффективного результата необходимо использовать индивидуальный подход, а вектор такого взаимодействия должен быть направлен в одну сторону, на реализацию общих целей. Слаженная работа позволяет рождаться осознанным четким и, главное, нужным школе решениям. Например, работа Управляющего совета, который становится местом встречи администрации, родителей и обучающихся: благодаря такому союзу достигается консолидация интересов всех участников образовательного процесса. Список литературы: 1. Бочкарева А.Г. Система внутришкольного управления и продуктивная деятельность учителя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 44. С. 335-339. 2. Вавилова А.Что решается на уровне школы? / А. Вавилова; беседовала С. Кириллова // Управление школой. 2012. № 9. С. 44-49. 3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: учебно-методическое пособие / под общ. ред. И. В. Васютенковой. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2011. 130 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4. Витвицкая Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2002. 138 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 5