- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЕНКА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Прокопенко А.В.
PDF файл статьиУДК 376.3 Прокопенко Анастасия Викторовна студентка 5 курса бакалавриата направление подготовки «Дошкольное образование» Тюменский государственный университет Россия, г. Тюмень e-mail: anastasya.prokopenko@mail.ru Научный руководитель: Соловьева Е.А., кандидат педагогических наук, доцент Тюменский государственный университет Россия, г. Тюмень ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЕНКА Аннотация: В представленной статье рассматривается специфика развития речи у детей, воспитывающихся в специализированном доме ребенка, представлены результаты сформированности речевого развития у детей сирот по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье до внедрения программы по развитию речи детей раннего возраста, воспитывающихся в специализированном доме ребенка с использованием пальчиковых игр. Апробация программы показала положительный результат, в связи с чем, мы можем говорить об эффективности систематической работы по развитию речи с использованием пальчиковых игр с детьми раннего возраста, воспитывающихся в специализированном доме ребенка. Ключевые слова: ранний возраст, дети воспитывающиеся в доме ребенка, развитие речи, пальчиковые игры. Prokopenko Anastasia Viktorovna 5th year bachelor student field of training "Preschool education" Tyumen State University Russia, Tyumen Scientific adviser: Solovieva E.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor Tyumen State University Russia, Tyumen 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru HOME FINGER GAMES AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT FOR YOUNG CHILDREN BROUGHT UP IN A SPECIALIZED CHILDREN'S Abstract: The article discusses the specifics of speech development in children brought up in a specialized orphanage, presents the results of the formation of speech development in orphans compared with children brought up in a family before the introduction of a program for the development of speech of young children brought up in a specialized orphanage using finger games. The testing of the program showed a positive result, and therefore, we can talk about the effectiveness of systematic work on speech development using finger games with young children brought up in a specialized children's home. Key words: early age, children brought up in a child's home, speech development, finger games. Раннее детство (период от одного года до трех лет) является особым периодом в жизни ребенка. В первую очередь, это связано с развитием речи как центрального звена процесса развития ребенка в раннем детстве. Здесь речевое развитие ребенка направлено на совершенствование понимания речи взрослого и формирование собственной активной речи. В период раннего детства мозг ребёнка созревает быстрее всего. По достижению ребёнком трёхлетнего возраста в основном заканчивается овладение ребёнком основами устной речи, далее происходит лишь её совершенствование [5, с. 14]. Уровень развития речи детей, воспитывающихся в домах ребенка, значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье, связано это по большей части с тем, что ребенок, оторванный от матери, помешенный в сиротское учреждение не имеет близкого взрослого и получает необходимое общение и ласку лишь в режимные моменты или через целенаправленную работу педагогов. Самым близким взрослым для ребенка в закрытом детском учреждении является воспитатель, от которого зависит эмоциональное благополучие ребенка, для этого воспитатель должен создать благоприятные условия, способствующие появлению звуковой активности в ходе эмоционально-речевого общения [6, с. 48]. Дети оставшиеся без попечения родителей, дети из социально- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 2 неблагополучных семей имеют некоторые особенности: сниженная эмоциональность, медленный темп обучения и развития, задержка в развитии познавательной деятельности, по характеру поведения дети из дома ребенка значительно отличаются от детей, воспитывающихся в семье [6, с. 48-49]. Также у детей, воспитывающихся в домах ребенка, помимо отставания в развитии речи, прослеживается отставание в развитии мелкой моторики [3, с. 13- 19]. Причинами отставания в развитии мелкой моторики может являться множество факторов. 1. Недоношенные дети [1, с. 1-4]. 2. Внутриутробное алкогольное воздействие на плод [2, с. 598-609]. Пальчиковые игры и упражнения являются уникальным средством развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры способны расширять кругозор и словарный запас ребенка, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. «Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется» [9, с. 198]. Пальчиковые игры являются действенным средством развития мелкой моторики, имея при этом обучающие и развивающие функции. Воздействие на мозг ребёнка пальчиковыми играми как средством развития активизирует мозговую деятельность, развивает не только речь, но и мышление, память, 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru внимание [10, с. 94; 4, c. 193]. Одни пальчиковые игры знакомят ребёнка с названиями самих пальчиков и частей тела; другие - предполагают изучение счета. Происходит формирование понятий: право – лево, низко – высоко в процессе пальчиковой игры при задействовании обеих рук. В пальчиковых играх основные персонажи – это различные, знакомые детям животные, такие как: мышка, лисичка, зайчик или ежик. Такие персонажи знакомы детям, легко воспринимаются и вызывают детский интерес [8, с. 6]. Также стоит отметить, что пальчиковые игры позволяют не просто провести с ребенком время, но и подарить ему теплое общение, ту ласку, которой ребенку не хватает в условиях проживания сиротских учреждений. В.А. Доскин, З.С. Макарова разделяют речь детей второго года жизни на ее основные компоненты, а именно «Понимание речи» и «Активная речь». Перед внедрением разработанной нами программы по речевому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка с использованием пальчиковых игр, была проведена диагностика НПР детей по интересующим нас линиям развития в контрольной и экспериментальной группах, где экспериментальная группа-это и есть дети воспитывающиеся в доме ребенка. Диагностика проводилась по методике В.А. Доскина, З.С. Макаровой, сравнивая показатели по таблице нервно-психического развития детей, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной [5, с. 51]. После проведения диагностики, проводится качественно-количественная оценка психического развития детей раннего возраста и присваивается группа развития. Результаты диагностики отображены на рисунке 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4 8 6 4 2 0 Понимание речи Активная речь 7 8 6 5 5 6 4 3 4 2 2 2 2 1 1 2 00 00 00 00 0 4 группа 3 группа 5 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 3 группа 4 группа 5 группа развития развития развития развития развития развития развития развития развития развития Дети дома ребенкаДети из семьи Дети дома ребенкаДети из семьи Рис. 1. Результаты констатирующей диагностики понимания речи и активной речи детей раннего возраста из дома ребенка и из семьи по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 7.02.2022-28.02.2022) По итогу сравнительного анализа в контрольной и экспериментальной группах на рисунке 1. можно заключить, что развитие понимания речи у детей из дома ребенка не соответствует их возрасту, в то время как два ребенка из семьи соответствуют возрасту в понимании речи, 7 детей из семьи отстают в развитии на один эпикризный срок, 4 ребенка из дома ребенка и один из семьи отстают на два эпикризных срока, 4 ребенка из дома ребенка отстают на три эпикризных срока в понимании речи и 1 из дома ребенка отстает на четыре эпикризных срока. Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие понимания речи у детей из семьи находится на более высоком уровне, чем у детей из дома ребенка. По итогу сравнительного анализа на рисунке 1. можно заключить, что развитие активной речи у детей из дома ребенка не соответствует их возрасту, в то время как два ребенка из семьи соответствуют возрасту развития активной речи по карте НПР, 5 детей из семьи отстают в развитии на один эпикризный срок, два ребенка из дома ребенка и три из семьи отстают на два эпикризных срока, 6 детей из дома ребенка отстают на три эпикризных срока и один ребенок из дома ребенка отстает в развитии активной речи на четыре эпикризных срока. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие активной речи у детей из семьи находится на более высоком уровне, чем у детей из дома ребенка. Диагностика НПР явления «Речь» у детей второго-третьего годов жизни по карте нервно-психического развития детей, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной [5, с. 51]. Результаты диагностики представлены на рисунке 2. Развитие речи 7 6 6 5 5 4 3 3 2 2 2 2 1 00 00 0 2 группа 5 группа 4 группа 3 группа 1 группа развития развития развития развития развития Дети дома ребенкаДети из семьи Рис. 2. Результаты констатирующей диагностики развития речи детей раннего возраста по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 7.02.2022- 28.02.2022) По итогу сравнительного анализа на рисунке 2 можно заключить, что развитие речи у детей из дома ребенка не соответствует их возрасту, в то время как два ребенка из семьи по карте НПР соответствуют возрасту речевого развития, пять детей из семьи отстает в развитии на один эпикризный срок, 2 ребенка из дома ребенка и 3 ребенка из семьи отстают в развитии на два эпикризный срока, 6 детей из дома ребенка отстают на три эпикризных срока и 4 ребенка из дома ребенка отстают в развитии речи на четыре эпикризных срока. Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие речи у детей из семьи находится на более высоком уровне, чем у детей из дома ребенка. Таким образом, развитие речи детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка отстает на два, три и четыре эпикризных срока. Отсюда следует, что Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 6 необходимо проводить целенаправленную работу по развитию речи для трех подгрупп возрастом с 1 года 3 мес, с 1 года 6 мес. и с 1 года 9 мес., а для этого нужен специально подобранный комплекс пальчиковых игр и занятий. В ходе формирующего эксперимента мы опирались на гипотезу, если: - будут комплексно применяться разные виды пальчиковых игр: Игры- манипуляции, сюжетно-пальчиковые игры, пальчиковые игры с элементами самомассажа. - использовать принцип усложнения пальчиковых игр в соответствии с возрастом детей и для каждого эпикризного срока развития; - речь воспитателя при работе с ребенком будет четкая, эмоциональная, интонационно-выразительная; - учитывать этапы развития речи детей, характерные для каждого эпикризного срока развития, то процесс развития речи детей раннего возраста, воспитывающихся в специализированном доме ребенка, будет результативным в виде повышения уровня развития речи на два эпикризных срока за период реализации программы (с 1.03.2022 по 30.04.2022). Программа формирующего эксперимента опубликована на педагогическом сайте «Альманах педагога» 22.06.2022 [7, с. 144]. Программа рассчитана на полгода с ноября по апрель месяц включительно. Мы апробировали программу в течении двух месяцев в рамках преддипломной практики. На протяжении месяца пальчиковых игр в каждой подгруппе проводилось по четыре. Одна включена в занятие по речевому развитию и три в режимных моментах. Стоит отметить, каждая пальчиковая игра проводится в течении месяца ежедневно. Одна в первой половине дня, вторая во второй. Т.е. одна игра проводится с первого дня месяца по последний. Вторая игра перешла с предыдущего месяца и проводится 1, 2 неделю. С 3,4 недели вводится новая игра, которая также переходит на следующий месяц. В занятия включаются пальчиковые игры уже хорошо известные детям. Итого, за период реализации Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 7 программы было проведено семь пальчиковых игр в трех возрастных подгруппах, учитывая возрастные особенности на каждом возрастном периоде развития ребенка. Работа проводилась в соответствии с календарно-тематическим планированием (см. Таблицу 1). Таблица 1 Календарно тематическое планирование пальчиковых игр за период реализации программы Приемы Тема Пальчиковая Дата Время игра проведения Весенняя «Медвежата С 1.03.2022 по 1. Постукивание Ежедневно во прогулка и пчелы» 9.03.2022 подушечками пальцев; второй половине 2. Круговые движения (признаки дня кистями рук. весны, одежда. «Коза» 2.03.2022 1. Пощипывание от НОД «Козочка и 9.03.2022 кошечка» В ходе периферии к центру. занятия 16.03.2022 23.03.2022 1. Самомассаж (хлопки в «Тапки» С 1.03.2022 по Ежедневно в ладоши). первой половине 31.01.2022 дня «Весна», 1. Круговые движения «Кошки- С 21.03.2022 по Ежедневно во «Домашние мышки» 17.04.2022 второй половине кистями рук; птицы и их 2. Поглаживание основания дня детеныши». пальцев. «Барашки» 6.04.2022 НОД «Барашек и 1. Круговые движения кистями рук. курочка» В ходе 13.04.2022 20.04.2022 занятия. 27.04.2022 «Мой домик» С 1.04.2022 по Ежедневно в 2. Движения в право-лево кистями рук. первой половине 30.04.2022 дня «Пирожочки» С 17.04.2022 по 1. Постукивание Ежедневно во второй половине 30.04.2022 подушечками пальцев; дня 2. Самомассаж (ребром ладони постукивание по столу). 3. Пощипывание от периферии к центру. После апробации программы по развитию речи детей раннего, воспитывающихся в доме ребенка с использованием пальчиковых игр была проведена контрольная диагностика. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 8 8 6 4 2 0 Диагностика НПР явления «Речь» компонентов «Понимание речи» и «Активная речь» у детей второго-третьего годов жизни по карте нервно- психического развития детей, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной [5, с. 51]. Результаты контрольной диагностики отображены на рисунке 4. Понимание речи Активная речь 7 5 6 4 3 33 4 333 2 2 2 1 1 0 0 00 00 0 0 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 1 группа развития развития развития развития развития развития развития развития развития развития Дети дома ребенкаДети из семьи Дети дома ребенкаДети из семьи Рис. 3. Результаты контрольной диагностики понимания речи и активной речи детей раннего возраста из дома ребенка и из семьи по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 4.05.2022-13.05.2022) По итогу сравнительного анализа контрольного этапа эксперимента (Рис. 3) можно заключить, что развитие понимания речи у детей из дома ребенка не соответствует их возрасту, в то время как три ребенка из семьи соответствуют возрасту в понимании речи, 4 ребенка из дома ребенка и 5 детей из семьи отстают в развитии на один эпикризный срок, 3 ребенка из дома ребенка и два из семьи отстают на два эпикризных срока, 3 ребенка из дома ребенка отстают на три эпикризных срока в понимании речи. Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие понимания речи у детей из семьи, как и прежде находится на боле высоком уровне в отличие от детей из дома ребенка, но также прослеживается и положительная динамика. По итогу сравнительного анализа на рисунке 3. можно заключить, что развитие активной речи у детей из дома ребенка не соответствует их возрасту, в то время как один ребёнок из семьи соответствуют возрасту развития активной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 9 речи по карте НПР, три ребенка из дома ребенка и семь детей из семьи отстают в развитии на один эпикризный срок, три ребенка из дома ребенка и два из семьи отстают на два эпикризных срока, 3 ребенка из дома ребенка отстают на три эпикризных срока и один ребенок из дома ребенка отстает в развитии активной речи на четыре эпикризных срока. Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие активной речи у детей из семьи, как и прежде находится на боле высоком уровне в отличие от детей из дома ребенка, но также прослеживается и положительная динамика. Динамику можно проследить, проведя сравнительный анализ результатов в обоих группах на констатирующем и контрольном этапах (см. Рис. 5., Рис.6.) Понимание речи 7 8 5 6 4 4 3 3 3 3 4 2 2 1 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Констатирующая Констатирующая Контрольная Контрольная диагностика ЭГ диагностика КГ диагностика ЭГ диагностика КГ 1 группа2 группа3 группа развития4 группа5 группа Рис.4. Сравнительный анализ результатов диагностики развития понимания речи детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 4.05.2022- 13.05.2022) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 10 Активная речь 7 8 6 5 6 3 3 3 3 4 2 2 2 2 1 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 Констатирующая Контрольная Контрольная Констатирующая диагностика ЭГ диагностика КГ диагностика ЭГ диагностика КГ 1 группа2 группа3 группа развития4 группа5 группа Рис.5. Сравнительный анализ результатов диагностики развития активной речи детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 4.05.2022- 13.05.2022) Итак, в ходе сравнительного анализа на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по компоненту «Понимание речи» (Рис.4.), было выявлено: в экспериментальной группе возраст развития увеличился у 8 человек на один эпикризный срок, в то время, как в контрольной группе у 3 человек понизился на один эпикризный срок, у 4 результат остался без изменения и у 3 повысился на один эпикризный срок. В ходе сравнительного анализа на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по компоненту «Активная речь» (Рис. 5.), было выявлено: в экспериментальной группе возраст развития увеличился у 4 человек на один эпикризный срок, у 2 на два эпикризных срока, в то время, как в контрольной группе у 2 человек понизился на один эпикризный срок, у 6 результат остался без изменения и у 2 повысился на один эпикризный срок. Диагностика НПР явления «Речь» у детей второго-третьего годов жизни по карте нервно-психического развития детей, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. 11 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru Печорой, Г.В. Пантюхиной [5, с. 51]. Данные, полученные в ходе контрольной диагностики отображены на рисунке 6. Развитие речи 7 8 6 4 3 4 2 2 1 1 2 0 00 0 2 группа 1 группа 5 группа 3 группа 4 группа развития развития развития развития развития Дети дома ребенкаДети из семьи Рис. 6. Результаты контрольной диагностики развития речи детей раннего возраста по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 4.05.2022-13.05.2022) По итогу сравнительного анализа на рисунке 6. можно заключить, что развитие речи у детей из дома ребенка не соответствует их возрасту, в то время как один ребенк из семьи соответствуют возрасту развития речи по карте НПР, три ребенка из дома ребенка и семь детей из семьи отстают в развитии на один эпикризный срок, три ребенка из дома ребенка и два из семьи отстают на два эпикризных срока, 3 ребенка из дома ребенка отстают на три эпикризных срока и один ребенок из дома ребенка отстает в развитии речи на четыре эпикризных срока. Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие речи у детей из семьи, как и прежде находится на боле высоком уровне в отличие от детей из дома ребенка. Динамику можно проследить, проведя сравнительный анализ результатов в обоих группах на констатирующем и контрольном этапах (см.Рис.7). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 12 Развитие речи 7 8 6 5 6 4 3 3 4 2 2 2 2 2 1 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 Констатирующая Контрольная Контрольная Констатирующая диагностика ЭГ диагностика КГ диагностика ЭГ диагностика КГ 1 группа2 группа3 группа4 группа5 группа Рис. 7. Сравнительный анализ результатов диагностики развития речи детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах по карте нервно-психического развития Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (nэ=10, nк=10, 4.05.2022-13.05.2022) Итак, в ходе сравнительного анализа на констатирующем и контрольном этапах эксперимента явления «Речь» (Рис. 7), было выявлено: в экспериментальной группе возраст развития увеличился у 3 человек на один эпикризный срок, у 2 на два эпикризных срока и у пяти результат остался без изменения в то время, как в контрольной группе у 2 человек понизился на один эпикризный срок, у 6 результат остался без изменения и у 2 повысился на один эпикризный срок. Эффективность реализации программы по речевому развитию с использованием пальчиковых игр помог рассчитать метод математической обработки данных (расчет U-критерия Манна-Уитни). Данные полученные при математическом расчете на констатирующем и контрольном этапе эксперимента отображены в Таблице 2. Таблица 2 Сравнительный анализ результатов по U-критерию Манны-Уитни на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольной и экспериментальной группах Расчет U-критерия Манна-Уитни (р<0,05). Uкр=23 13 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4,5 19,5 2 16,5 Этап эксперимента Понимание речи Активная речь Развитие речи Констатирующий 3 Контрольный 18,5 Данные, полученные при расчёте, говорят нам о том, что различия уровня признака в сравниваемых группах как на констатирующем, так и на контрольном этапе эксперимента статистически значимы, но сравнивая показатели, мы можем проследить положительную динамику. Статистический расчет говорит нам об эффективности реализации программы по развитию речи с использованием пальчиковых игр, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Список литературы: 1. Bos A.F., Van Braeckel, Hitzert M.M., Tanis J.L., Roze E. Development of fine motor skills in preterm infants // Developmental Medicine And Child Neurology. 2013. Volume 55. Рp. 1-4. 2. Doney R., Lukas B.R., Jones T., Howat P., Sauer K., Elliott E.J. Fine Motor Skills in Children Wiht Prenatal Alcohol Exposure or Fetal Alcohol Spectrum Disorder // Journal of developmental and behavioral pediatrics. 2014. Volume 35. Issue 9. Pp. 598-609. 3. Белалов В.В. Михайлова А.A. Кондакова Ю.М. Куличенко А.М. Павленко В.Б. Взаимосвязь показателей развития детей раннего возраста и их особенности у детей-сирот // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. 2017. С. 13-21. 4. Васильева В.С. Николаева И.И. Пальчиковые игры как средство развития устной речи у детей младшего дошкольного возраста // Электронный научный журнал. 2015. № 1 (1). С. 191-195. 5. Доскин В.А., Макарова З.С. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей педиатров. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. 375 с. 14 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 6. Красовская И.Р. Развитие речи у детей младенческого возраста через взаимодействие со взрослым в условиях дома ребенка // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. С. 48-53. 7. Программа по развитию речи детей раннего возраста, воспитывающихся в специализированном доме ребенка с использованием пальчиковых игр. Методическая разработка / сост. А.В. Прокопенко. Тюмень: 2022. 145 с. 8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. 1 т. М.: Педагогика,1979. 560 с. 9. Чусовитина И.Ф. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2020. № 11 (301). С. 198-201. 10. Янус А.Н. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста // Педагог. 2020. С. 92-99. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 15