- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Снежко Н.А.
PDF файл статьиУДК 72.033 Снежко Николай Александрович студент Донской государственный технический университет Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: kola19981@mail.ru Научный руководитель: Кольстет О.А. Доцент кафедры «Архитектурная реставрация, реконструкция и история архитектуры» Донской государственный технический университет Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: helgarostov@bk.ru ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности архитектуры в период правления Екатерины II. Ключевые слова: Екатерина II, история архитектуры, архитектура в период правления Екатерины II. Snezhko Nikolai Alexandrovich student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Kolstet O.A. Associate Professor of the Department "Architectural Restoration, Reconstruction and History of Architecture" Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don FEATURES OF ARCHITECTURE DURING THE REIGN OF CATHERINE Abstract: This article discusses the features of architecture during the reign of Catherine II. Key words: Catherine II, history of architecture, architecture during the reign of Catherine II. На протяжении всего периода развития в Российской империи, неоготика имела динамичное развитие. На раннем этапе она придерживалась эклектики, а Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru II 1 к более позднему, сформировалась как устойчивое понятие «русская псевдоготика». В целом, сам характер этого стиля можно определить, как художественно-эстетический, то есть неоготика применялась в строительстве и интерьерах зданий как декоративный элемент, в то же время эффективный для решения ряда утилитарных задач. Неоготический стиль стал прямым следствием свойственного мировоззрению романтиков противопоставления «прозаической действительности» и «поэтической мечты». Готика в свое время произвела революцию, создала нечто новое в зданиях Средних веков, тем самым наиболее точно отразила мысль и идеал своего времени. Соборы отражали устремленность постройки и человека в небо, к Богу. Неоготика, что значит Новая готика, стала олицетворением крылатой фразы «все новое – это хорошо забытое старое». Действительно этот стиль по внешнему виду практически схож с традиционным стилем готики, однако, по-новому воссозданный. К основным чертам неоготики можно отнести следующее: каркасный свод в основе, ажурные детали, витражи в окнах, зубчатые стены. Родиной неоготики считается Великобритания, и благодаря английской короне неоготика стала востребована во многих странах. Неоготика была важнейшей составляющей викторианского стиля и носила название «Возрождение готики», поэтому в течении многих лет Королева Виктория активно вела строительные работы в метрополии и колониях в этом стиле. В России неоготика получила свое активное развитие во времена правления Екатерины II, хотя до этого особо востребована не была. По этому поводу есть несколько версий. Одна из них состоит в том, что готический стиль казался русским людям достаточно мрачным и непривлекательным, ведь при строительстве использовался темный камень, а в самой архитектуре присутствовала массивность и резкие детали. Екатерининская неоготика в России представляла собой экзотическую декорацию, в которую были привнесены национальные русские формы. Общий интерес к средневековому наследию привел к соединению в архитектуре русских и европейских черт. Это касалось и материалов, которые использовались в 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru строительстве. Если белый камень и кирпич был чужд европейской готике, то для «русской», было вполне естественным сочетанием. Таким образом, в Екатерининской неоготике были смешаны элементы европейского стиля и московского барокко: для нее характерны красные кирпичные фасады с декором белого цвета, включающим стрельчатые арки, зубцы, башенки, а также элементы древнерусского зодчества. Также следует заметить, что неоготика оказалась довольно толерантным стилем по отношению к другим направлениям. Она могла сочетаться с формами, которые, в принципе, не имели к готике никакого отношения. Первым неоготическим проектом принято считать дворец Царицыно, (а точнее, некоторые его корпуса), построенный В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, для Екатерины Великой. В целом это оказалась попытка подражания готике в стиле и деталях, но не в принципах построения. Архитекторы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков при создании этого сооружения, заимствовали детали из разных стилей. Острые шпили и красный кирпич у готики, стрельчатые окна у английской неоготики, украшения из белого камня у барокко, а колонны и симметрию у классицизма. Еще одним из первых строений в русской архитектуре в неоготическом стиле принято считать «Адмиралтейство» в Екатерининском парке Царского села, построенное В.И. Нееловым в 1773-1777 гг. Это архитектурное строение явилось отзвуком моды на разные стили небольших построек в садово-парковых ансамблях Европы. Следующий пример Екатерининской неоготики в России – это здания в Петергофе, в частности капелла в парке «Александрия», украшенная декоративными элементами из чугуна. Церковь Николая в Коломенском районе села Старки (Черкизово) была построена в 1759-1763 гг. по проекту архитектора В.И. Баженова под надзором местного архитектора. Основу художественного образа церкви составляет высокий двусветный четверик, к которому с запада примыкает приземистая трапезная. Он перекрыт сомкнутым сводом, над которым высится глухой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 3 деревянный барабан, обшитый железом и увенчанный высоким шпилем. Храм однопрестольный, увенчан шпилем, стены украшены псевдоготическими арками, нишами и пирамидами-пинаклями. Над входом – портик тосканского ордера, с севера и юга идут ложные аркады. Владимирская церковь в Раменском районе города Быково была построена в 1789 году. По наиболее распространенной версии, ее проект принадлежал В.И. Баженову, по другой – М.Ф. Казакову или А.Н. Бакареву. Овальная, с двумя симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками, церковь сохранила связь с древнерусской архитектурой и с классицистическими традициями. Церковь Николая Чудотворца в Пушкинском районе села Царево была построена в 1812-1815 гг. и отличается уникальным редким фризом, изображающим сцены из Евангелия. Размеры храма и в наше время представляются немалыми: высота большого шпиля с крестом составляет 55 метров, а внутри, высота купола от пола до верхней точки свода – 33 метра. 1814- 1815 гг. скульптором Г.Т. Замараев был выполнен скульптурный барельеф на фризе храма. Рассмотрим особенности применения стиля неоготики в Ростове-на-Дону. Одноэтажная застройка неоготической направленности представлена в Нахичевани домом священника Погоса Бедельянца и в Ростове-на-Дону – особняками О.Я. Соловьевой и П.И. Роевой. Элементы неоготики проявились в легкой стрельчатости оконных проемов, многоярусных стрельчатых фронтонах, треугольных щипцовых завершениях ризалитов. В архитектуре двух-трехэтажной жилой застройки архитектурные элементы неоготики можно выявить в доходных домах П.И. Степаненко, М.Л. Гурьева, А.Е. Дорохиной, И. и В. Дьяковых, Е.В. Васильева, Э.Э. Эсина, жилом доме на пересечении ул. Станиславского и пер. Ворошиловский, жилом доме Ф. Юркова, доме братьев Мартын и в ряде других объектов городского исторического центра. В кирпичном декоре рассматриваемых зданий присутствует вертикальная устремленность неоготической эклектики, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4 полуциркульные окна, треугольные стрельчатые завершения форм, сложная готическая рустовка, многоуровневые карнизные пояса с сухариками. Выбор неоготической стилистики диктовался как вкусами заказчиков, так и пристрастиями архитекторов, получивших в своём профессиональном мировоззрении определённый стилистический камертон. В неоготической стилистике, сочетающейся с другими направлениями эклектики, работали Н. М. Соколов, А. Х. Закиев, В. В. Попов и др. На особенности проявления стиля в жилой застройке города влияли национальные особенности заказчиков, их принадлежность к многочисленным диаспорам, населявшим Южную столицу. Подводя итог вышеизложенному, в заключении можно констатировать, что на протяжении всего периода развития в Российской империи, неоготика имела динамичное развитие. На раннем этапе она придерживалась эклектики, а к более позднему, сформировалась как устойчивое понятие «русская псевдоготика». Элементы неоготики использовались как в «чистом» виде, определяя стилистическую пластику фасада, так и в сочетании с множеством других иностилевых заимствований, пришедших, прежде всего, из романского стиля и неоренессанса, реже – из классицизма. В поздних проявлениях неоготические тенденции отражаются в архитектуре сдержанных, лишенных сложного кирпичного декора, архитектурных формах северного модерна. Список литературы: 1. Людмирская А.В. Неоготика в архитектуре малоизвестных жилых зданий г. Ростова-на-дону, Актуальные проблемы науки и техники: 2021. 107 с. 2. Рябинина Е.В. Архитектурные памятники подмосковья в стиле неоготики (16-18 веков), Молодые ученые России. Пенза: 2021. 171-176 с. 3. Яковлева Л.В., Солодовникова Н.В., Вершинская Г.М. Становление и специфика развития неоготического стиля, Colloquium-journal № 19-3 (43): 2019. 12-15 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 5 4. Яковлева Л.В., Вершинская Г.М., Корженко О.М. Своеобразие неоготического стиля в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10-2 (88). С. 99-102 . Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 6