- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Петрова М.Л.
PDF файл статьиУДК 159.922 Петрова Мария Львовна студентка 3 курса, Институт педагогики психологии и социальных технологий Удмуртский государственный университет Россия, г. Ижевск e-mail: marianikolpetrova@yandex.ru Научный руководитель: Кондаурова Ольга Петровна кандидат психологических наук, Удмуртский государственный университет Россия, г. Ижевск ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА Аннотация: Статья посвящена эмпирическому исследованию уровня тревожности подростков – воспитанников детского дома. На основе эмпирических данных была разработана коррекционная программа, в основу которой легли занятия фелт-терапией (терапией шерстью). Ключевые слова: тревожность, подростковый возраст. Petrova Maria Lvovna 3 year student Institute of Pedagogy of Psychology and Social Technologies Udmurt State University Russia, Izhevsk Scientific adviser: Kondaurova Olga Petrovna candidate of psychological sciences, Udmurt State University Russia, Izhevsk STUDY OF THE ANXIETY LEVEL OF TEENAGERS EDUCATED IN THE CONDITIONS OF THE CHILDREN'S HOUSE Abstract: The article deals with an empirical study of the level of anxiety of adolescents - pupils of an orphanage. On the basis of empirical data, a correction program was developed, which was based on the practice of Felt therapy (wool therapy). Key words: anxiety, adolescence. http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 1 Эмпирическое исследование было направлено на выявление уровня тревожности подростков – воспитанников детских домов и её коррекции с помощью специально-разработанной программы, в основу которой легли занятия фелт-терапией. В ходе теоретического анализа диссертации мы выявили, что основной контингент учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют подростки. Их общее физическое, психическое развитие значительно отличается от сверстников, живущих в семьях. Постоянное пребывание ребенка вне семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Тревожность является характеристикой эмоционально- чувственной сферы данных детей и подразумевает проявление астенических эмоций, причины, появления которых часто не осознаются. Под общей тревожностью принято понимать общее эмоциональное состояние ребенка. Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности в учебных ситуациях принято рассматривать как школьная тревожность. Показатель тревоги, вызванной оценкой своей внешности и своих возможностей по сравнению со сверстниками, в психологии называется самооценочной тревожностью. Под межличностной тревожностью подразумевается тревожность, связанная с общением со сверстниками и взрослыми людьми. Исследование проводилось на базе одного из детских домов ПФО. Выборку составили 20 воспитанников 14-15 лет, из которых - 10 мальчиков и 10 девочек. Для исследования нами были подобраны методики, соответствующие нашему представлению об объекте исследования: Тест изучения школьной тревожности Филлипса и Методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша. 2 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 Результаты диагностики «Шкала тревожности Кондаша» [1] показали, что у большинства подростков наблюдается нормальный уровень общей тревожности, однако есть подростки с высоким уровнем общей тревожности и с несколько повышенный уровнем общей тревожности, с показателем «чрезмерное спокойствие» по данному показателю ребят не было выявлено. Чуть-чуть иначе обстоят дела со школьной тревожностью [2]. В этом случае нормальный уровень был выявлен у меньшей части подростков. Высокий уровень был выявлен у 40 % всех исследуемых, а также имеются подростки с несколько повышенным уровнем школьной тревожности. Ребят с чрезмерным спокойствием не было выявлено. Нормальный уровень самооценочной тревожности имеет большая часть ребят, однако выявлены ребята с высоким и несколько повышенным уровнем самооценочной тревожности. Ребята страдающие очень высоким уровнем самооценочной тревожности отсутствуют, также, как и по показателю чрезмерное спокойствие. Также хочется обратить внимание на ряд следующих моментов. Прежде всего, наибольшее количество страхов у подростков рассмотренного возраста (14-16 лет), связаны со школой, общением с учителем, директором, а также разнообразными оценочными ситуациями, особенно при публичной оценке (ответ у доски, экзамены и др.). Именно в этих случаях у большинства наблюдается высокий уровень тревожности. По показателям «Межличностной тревожности» мы видим, что ребят с очень высоким уровнем не наблюдается, но есть ребята с высоким и несколько повышенным уровнем межличностной тревожности, и у одного ребенка выявлено чрезмерное спокойствие. Согласно полученным данным сильный страх и беспокойство респондентов вызывает: - мысль о предстоящей сдаче экзаменов (у 10-ти учащихся); - когда учитель неожиданно задает вопрос (у 9-ти учащихся); - после контрольной учитель называет отметки (у 8-ми учащихся). 3 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 Что касается вопросов, относящихся к определению уровня самооценочной тревожности, то здесь обращают на себя внимание страхи, связанные со сравниванием себя с другими (выявлено у 8-ми респондентов) и с будущим, эта ситуация крайне неприятна 9-ти воспитанникам детского дома. Такого рода страхи характерны для воспитанников подросткового возраста, ведь в ближайшем будущем им предстоит выпуститься из стен детского дома, и начать самостоятельную жизнь. Также очень сильное беспокойство у 5-ти подростков вызывает, когда что-то не получается, грозит провал или предстоит важное, решающее дело. Также согласно полученным данным подростками не приятны следующие ситуации: когда на них смотрят, как на маленьких (крайне не приятны 6-ти учащимся); когда их критикуют, в чем-то упрекают (5-ти ученикам); когда за спиной они слышат смех (5-ти учащимся) и больше всего переживаний вызывает ситуация - выступать перед большой аудиторией (9-ть человек). Указанные страхи и беспокойство связаны, прежде всего со становлением «Я», обретением новой социальной позиции и характерны для многих детей подросткового возраста. Как говорит И. Кон, важнейшим новообразованием этого возраста является чувство взрослости – это новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение, которого подросток ещё не достиг. Хочется отметить, что исследуемые подростки - воспитанники детского дома активно включились в экспериментальное исследование и с большим удовольствием отвечали на вопросы методик. С ответами не спешили, если сталкивались со сложностями в выборе ответа, не стеснялись и задавали вопросы. Что показывает на искренность детей при ответе на вопросы. По результатам методики «Тест уровня школьной тревожности Филлипса», мы наблюдаем, что большая часть воспитанников имеет средний уровень общей тревожности в школе, однако у 35 % воспитанников наблюдается повышенный уровень общей тревожности в школе, однако с высоким уровнем воспитанники отсутствуют. Такие показатели свидетельствуют о том, что исследуемые нами подростки, находясь в школе, склонны переживать http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 4 тревожность в различных сталкиваемых ситуациях в разной степени выраженности: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. У большинства подростков наблюдается нормальный показатель в проживании социального стресса, но есть ребята с повышенным уровнем, а с высоким уровнем данного фактора ребята отсутствуют. Это говорит, о том, что школьные требования, трудности не травмируют психику подростков данной категории, что создаёт благоприятные условия для нормальной работы, развития в процессе обучения, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Страх ситуации проверки знаний был выявлен у 15 % исследуемых, также обнаружены подростки с повышенным и нормальным уровнем тревожности. В показателе проблемы и страхи в отношении с учителями большая часть подростков имеет нормальный уровень, но имеются дети и с повышенным уровнем. Высокий уровень не наблюдается ни у одного воспитанника. Высокий уровень Фрустрации потребности в достижении успеха выявлено у одного воспитанника, имеются подростки с повышенным уровнем данного показателя и средний уровень. Фрустрации потребности в достижении наблюдается у большинства подростков, живущих и в семьях. То есть, в процессе обучения они сталкиваются с причинами, которые мешают в достижении успеха. Однако, при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи учителей и сверстников, от этой тревожности вполне возможно избавиться. Большая часть исследуемых имеет средний уровень в показателе «Страх Самовыражения», повышенный уровень выявлен у 20 % воспитанников, с высоким уровнем данного показателя ребят не было выявлено. Этот факт свидетельствует о том, что среди опрашиваемых подростков есть те, которые переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия, но среди опрашиваемых, их меньшинство. Одна третья часть исследуемых подростков имеет страх не соответствовать ожиданиям окружающих, то есть, эти дети боятся раскрыться потому, что переживают, как http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 5 они будут выглядеть в глазах других. Здесь наблюдается некий диссонанс - с одной стороны, их волнует мнение окружающих о них, но с другой – это вызывает у них страх, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также их положение среди сверстников, что для подростка данной категории является очень травмируемым. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально- напряженными, что обусловлено возрастными особенностями. У нескольких ребят наблюдается повышенный уровень, и у 45% - нормальный уровень данного показателя. Проанализировав полученные результаты, оказалось, что у 7 исследуемых подростков наблюдается высокий уровень тревожности почти по всем показателям, с которыми в дальнейшем была проведена работа по разработанной нами коррекционной программы, в основу которой легли занятия фелт-терапией. Список литературы: 1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с. 2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 6 http://tribune-scientists.ru