- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Каспарова К.Р.
PDF файл статьиУДК 347.9 Каспарова Кристина Рауфовна студентка 2 курса магистратуры юридический факультет Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: kra_300@mail.ru Научный руководитель: Цечоев В.К. доктор юридических наук, профессор, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Россия, г. Ростов-на-Дону СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются предложения по совершенствованию медицинского права в Российской Федерации. В процессе исследования были выявлены необходимые для жизнедеятельности человека и развития отрасли изменения в регулируемой отрасли. Ключевые слова: медицинское право, право, исследование, здоровье, легимность, пандемия. Kasparova Kristina Raufovna 2nd year master student Faculty of Law Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Tsechoev V.K. doctor of legal sciences, professor, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 1 IMPROVEMENT OF MEDICAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article considers proposals for improving medical law in the Russian Federation. During the study, the changes in the regulated industry necessary for human life and industry development were identified. Key words: medical law, law, research, health, legality, pandemic. Последствия пандемии 2020 года и выход темы здравоохранения на первый план мировой повестки способствуют необходимости изменения и совершенствования системы медицинского права в целях предоставления гражданам государства комплексного медицинского обеспечения, а также сохранение и гарантирование их прав и свобод в соответствии с нормами основополагающих документов – Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинское право, как отрасль права является одной из основополагающих отраслей, так как помимо регулирования деятельности в сфере здравоохранения, медицинское право также регулирует и права человека, что является одним из основ конституционного строя в нашей стране. В целях совершенствования в данной статье предлагаются пути ее совершенствования. В целях настоящей статьи используется наукометрический метод, позволяющий объективно оценивать преимущества и недостатки, образующиеся на стыке научных областей перспективных направлений. Подбор и выборка публикаций для исследования проводится на базе платформ Web of science, научной электронной библиотеки (E-library), Scopus, Google Scholar. Помимо научнокометрического метода также используются качественные оценки пользования медицинского права и смежных с ним отраслей. Академик Т. И. Заславская объяснила негативное отношение к закону влиянием многолетней тоталитарной системы, которая изменила общество в России и привела к тому, что «сегодня мы представляем собой народ с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 2 полностью разрушенным правовым сознанием» [1, с. 28]. Без восстановления его не может быть продвижения к демократии, выход один — в политической воле, воспитании жизни по законам. Правовая неопределенность губит правосознание [2, с. 21]. Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин говорит о том, что «право — это не абсолютный регулятор...», «... в отдельных случаях “активизм” в правовом поле даже полезен». Возникает вопрос: так что же есть абсолютный регулятор для народа, как не закон его государства? Соглашаясь с тем, что «активизм» необходим и полезен в процессе обсуждения проекта закона, заметим, что после его принятия и утверждения Президентом РФ следует решительно перейти к его исполнению на всех уровнях, ибо он стал абсолютным регулятором права [3, с. 11]. Проведение государственной политики в области здравоохранения с последующим внесением изменений в отрасль медицинского права как основного регулятора должно быть направлено на возвращение к принципам централизованного управления в системе здравоохранения. Для этого есть несколько предложений [4, с. 18]. Во-первых, государственная система здравоохранения в настоящее время является самой оптимальной по соотношению цена-качество. При минимальных затратах, вложенных в медицину, такая форма медицины дает максимальную отдачу. Опыт строительства сначала земской, затем советской, а после и английской систем подтверждает это положение. Во-вторых, опытом земских реформ, строительством советской системы доказано, что централизованная система здравоохранения в отличие от страховой или частной более действенна во время экономических кризисов. Возвращение к централизации управления должно осуществляться исходя из опыта ошибок прошлого. Поэтому условия, при которых медицина была бы поставлена в полную зависимость от государственного финансирования, должны быть исключены. Для этого в дополнение к государственной стоит также развивать общественную модель медицины. Тем более, что опыт Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 3 прошлого (благотворительная, земская медицина, советская в период 20-30-х гг.), заложенный в российском менталитете, доказывает возможность ее восстановления [5, с. 35]. Медицинское право должно регулировать управление системой здравоохранения, которое должно основываться на коллегиальности: необходимо учитывать интересы не только врачей и медицинского персонала, но также права и пожелания граждан (потенциальных пациентов), для чего интересы последних могли бы быть представлены в управленческой системе [6, с. 29]. Опыт введения этого принципа в Великобритании в 1974 г. показал эффективность его применения [7, с. 24]. Кроме того, часть управленческого аппарата должна быть выборной. При наличии оппозиции в медицинской сфере появляется возможность объективизации мнений при решении спорных вопросов. Выборность органов управления-повышает также ответственность за деятельность этих структур [8, с. 13]. Для пропорционального распределения управленческих полномочий вертикаль медицинского управления должна иметь три уровня (по принципу государственного управления в России). Такая иерархия давно уже доказала свою эффективность (особенно английской национальной системы здравоохранения (НСЗ) после реформ 1974 г.) и не требует особых доказательств [9, с. 41]. Планирование должно стать главным координационным центром действия медицинской системы, регулируемой медицинским правом. Причем его необходимо осуществлять не один раз в 5-7 лет, как это было в СССР, а не реже одного раза в год. Это обусловлено сокращением времени: изменения в социальной, экономической, политической и экологической сферах с каждым годом происходят все быстрее. Следовательно, для повышения адекватности планирования требуется более частый пересмотр его основ [10, с. 31]. Кроме того, планирование должно быть комплексным, чтобы максимально точно учитывать изменения в вышеперечисленных сферах. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru Для повышения медицинской обеспеченности населения в системе здравоохранения необходимо создать финансовую заинтересованность работников, отражение регулирования которой можно будет найти в медицинском праве [11, с. 19]. Прообразом такого механизма может, например, стать «концепция внутреннего рынка», созданная в 1991 г. в Великобритании, суть которой заключается в разработке механизмов конкуренции в деятельности ЛПУ и ВОП [12, с. 27]. Таким образом, обеспечивается рост качества медицинских услуг, а также финансовая заинтересованность медиков. С целью избежания ухудшения качества медицинских услуг при понижении их стоимости, например, вследствие конкурентной борьбы между ЛПУ за увеличение объема оказываемой помощи, государство должно установить минимальные нормы качества медицинской услуги и обеспечить реализацию прав пациента. Причем права должны быть описаны не только общими положениями, а иметь конкретные заключения, максимально точно регулирующие взаимоотношения в медицинской сфере. Исследование Конституции РФ, Федерального Закона о здравоохранении Российской федерации, Уголовного Кодекса РФ указало на размытость положений о правах и обязанностях как врачей, среднего медицинского персонала, так и пациентов. Английская «Хартия прав пациентов», более конкретно определяющая права и обязанности вышеперечисленных групп, может стать примером обеспечения прав потребителей медицинских услуг для новой НСЗ.[9] Участковый принцип обслуживания населения должен закладываться в медицинское право и быть регулируемым им объектом. Этот принцип, введенный еще в 1870-е гг. земством, а затем, в начале XX в., перенятый английской страховой системой, также доказал свою эффективность. Причем участковый принцип обслуживания дает возможность не только объединять высокое качество оказываемой услуги с низкими расходами на здравоохранение вследствие того, что участковый врач в течение длительного обслуживания населения так или иначе «знакомится» с проблемами своих пациентов, что помогает избегать лишних затрат на дополнительное обследование. Но также как Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 5 и ВОП он становится как бы «домашним доктором», и начинает лечить человека (в соответствии с его социально-психологическими особенностями), а не болезнь. На наш взгляд широкое распространение модели ВОП вместе с участковым принципом является тем необходимым звеном медицинского обслуживания населения, которого так долго не доставало НСЗ России. Деятельность медицинской сферы, которую регулирует медицинское право, должна быть направлена не только на профилактику и лечение, но также включать в себя регулирование медицинской просветительской деятельности. Земская медицина доказала, что просвещение — это главное оружие против болезней (особенно заразных и венерических). Причем это средство является гораздо дешевле, чем лечение. Вместе с профилактической деятельностью просвещение воплощает принцип, выявленный еще Гиппократом: о том, что легче предотвратить болезнь, чем ее вылечить. В качестве источников просвещения могут стать: социальная реклама, введение дополнительных предметов в школах и ВУЗах, выставки (их возрождение проходит в настоящее время в США), музеи и т.д. Все эти предложения на наш взгляд могли бы отразить новую модель российского медицинского права, эффективность действий которой так необходимы в настоящее время динамично именующемуся миру и всей отрасли медицинского права в целом. 1. Алексеева Н.Ю., Гайдаров Г М., Макаров С.В., Пчела Л.П. Оценка эффективности деятельности многопрофильного ЛПУ в условиях внедрения новой системы оплаты труда медицинского персонала // Главврач. 2012. № 4. С. 11-31. 2. Габбасов А.Б. Позитивная административная процедура: поиск новой парадигмы отношений между человеком и чиновником // Журнал российского права. 2019. № 8. С. 21-36. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 6 3. Каминская О.Н., Самусь И.В., Грачева Т.Ю. Частная система здравоохранения: правовые аспекты лицензирования // Медицинское право. 2020. № 3. С. 24-39. 4. Лазарев С. В. История лицензирования медицинской деятельности в России и г. Москве // Вестник Росздравнадзора. 2019. № 1. С. 31-43. 5. Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы: общий обзор // Журнал российского права. 2018. № 3. С. 33-50. 6. Мельничук Г.В. Формирование лицензирования в США // Бизнес в законе. 2019. № 2. С. 22-29. 7. Минашкин А.В. Административные процедуры организации и деятельности Правительства Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 7 (255). С. 29-41. 8. Мурашко М.А. Итоги работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов по субъектам Российской Федерации в 2013 г. // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 2. С. 17-28. 9. Неволина Е. Кадровый вопрос в нормативно-правовом «калейдоскопе» // Ремедиум. 2018. № 2. С.34-47. 10. Олейник О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. № 6. С. 27-41. 11. Орихивская Е.Н. Проверки медицинских организаций надзорными органами: лицензионный контроль // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. № 6. С. 31-48. 12. Панченко П.Н. Стратегия модернизации России, право, правовая наука // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 2. С. 24-36. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 7