- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Барченкова К.Е., Иргашева Т.Г.
PDF файл статьиУДК 81.374 Барченкова Кристина Евгеньевна доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Россия, г. Абакан e-mail: kristina_grigorenko_1999@mail.ru Иргашева Тамара Гулямовна студентка Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Россия, г. Абакан АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Аннотация: В статье рассматривается проблема активизации словарного запаса младших школьников в процессе организации работы с учебными словарями на уроках русского зыка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования. Ключевые слова: словарный запас, младший школьник, урок русского языка, учебные словари. Barchenkova Kristina Evgenievna Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education Khakass State University named after N.F. Katanov Russia, Abakan Irgasheva Tamara Gulyamovna student Khakass State University named after N.F. Katanov Russia, Abakan ACTIVATION OF THE VOCABULARY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF ORGANIZING WORK WITH EDUCATIONAL DICTIONARIES IN RUSSIAN LESSONS Abstract: The article deals with the problem of activating the vocabulary of younger schoolchildren in the process of organizing work with educational Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 1 dictionaries in Russian language lessons. The results of the conducted pilot study are presented. Key words: vocabulary, junior schoolchild, Russian language lesson, educational dictionaries. В сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят глубокие изменения, пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, меняются взаимоотношения учитель – ученик, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения [1]. Сегодня у школы несколько иные цели и задачи. Основное содержание образования направлено на развитие ребенка – его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения. Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации. Основной задачей разностороннего развития детей выступает обучение русскому языку и развитие речи [2]. В младшем школьном возрасте дети уже владеют всеми системами языка, коммуникативными навыками и умениями, а также обладают уже определенным уровнем развития речевого мышления. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи. Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей [3, 4]. Понятие «словарь» в педагогике и психологии характеризуется как один из компонентов речевого развития ребенка, а основной единицей речи - является слово, обозначающее предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [5]. Уровень развития словаря определяется количественными Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 2 и качественными показателями и является показателями общего и психического развития ребенка. Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями - одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы [6]. Одной из важных задач при этом является активизация словарного запаса. Речевое развитие младших школьников тесно связано с особенностями словарного запаса детей, потому что слово является центральной единицей языка и составляет ее семантическую основу. Речевое развитие младших школьников характеризуется рядом особенностей: к школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500 – 2000 слов. Раньше всего в речи ребёнка появляются названия предметов и действий. Значительно позже, после 2 лет - названия прилагательных (начинается с появления в словаре прилагательных, обозначающих величину: большой — маленький; цвета: красный, синий, черный, желтый, беленький; вкуса: горький — сладкий; температуры: теплый — холодный; веса: тяжелый — легкий; оценки предметов: грязный — чистый, хороший — плохой и др.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Недостаточное овладение лексическими средствами языка наблюдается в настоящее время достаточно часто. Проблемой активизации словарного запаса занимались Лисина М.И., Запорожец А.В., А. М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, А.М. Прихожан и другие. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др. Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса [7]. Это необходимо в любом возрасте, особенно в младшем. Школа должна подготовить людей, способных пользоваться устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для их активной общественной деятельности. Одним из важнейших этапов в этой работе является, отмечает О.Н. Левушкина, - «работа со словарями [8]. Она обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала». В силу недостаточности разработанности вопроса представление нового слова учащимся – работа с различными типами учебных словарей, проводится зачастую формально, образно, неинтересно, преобладающим являются приёмы определения нового слова с помощью загадки, нахождение его в контексте, пословицей или простого обобщения учителем темы словарной работы. Между тем, работа над раскрытием значения нового слова призвана формировать заинтересованное отношение учащихся предстоящей учебной деятельности. При определенном пересмотре методики ее проведения, с использованием нетрадиционных приёмов можно существенно повысить эффективность работы с различными типами учебных словарей, развить активность школьников, обеспечить развивающую направленность уроков русского языка. Пользование словарем должно стать потребностью современного школьника. «Различаются словари двух типов: энциклопедические и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4 филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Это «Малая советская энциклопедия», «Большая советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Политический словарь», «Философский словарь» и т.д. Список литературы: 1. Асмолов А.Г. Толерантность как культура 21 века // Век толерантности. 2004. № 7. С. 11-23. 2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4. С. 1-11. 3. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. 2005. № 7-8. С. 23-27. 4. Биджиев А.К. Формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Карачаевск, 2009. 26 с. 5. Богданова Р.У. Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: учебно-методический комплекс. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 223 с. 6. Борытко Н.М. Введение в педагогику толерантности: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006. 80 с. 7. Васильева Л.Н. Социально-педагогическая работа: проблемные задачи и ситуации. СПб.: ЛОПИ, 2005. 304 с. 8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Издательский центр Академия, 2004. 160 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru