- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Васильченко Л.В.
PDF файл статьиУДК. 371.261 Васильченко Лилия Владимировна преподаватель географии и биологии МЦК-Техникум имени С.П. Королева Россия, г. Королев e-mail: vasilchenko_l@tspk-mo.ru СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Аннотация: В статье раскрывается понятие термина «оценка» и рассматриваются принципиальные различия между оценкой и отметкой. Описывается история возникновения оценки, приводятся примеры других развитых стран и их педагогические решения. Автор рассматривает влияние оценок на формирование личности ученика и связь между отметками и мотивацией к обучению. Выдвигаются предположения по улучшению системы оценки знаний для более полного качественного контроля за усвоением пройденного материала. Ключевые слова: оценка, отметка, система контроля, обучающийся, учитель, знания. Vasilchenko Lilia Vladimirovna teacher of geography and biology MCC-Tekhnikum named after S.P. Koroleva Russia, Korolev ASSESSMENT SYSTEM OF LEARNING ACHIEVEMENTS OF STUDENTS Abstract: The article reveals the concept of the term "assessment" and examines the fundamental differences between assessment and mark. The history of the assessment is described, examples of other developed countries and their pedagogical solutions are given. The author examines the influence of grades on the formation of a student's personality and the relationship between grades and motivation to learn. Assumptions are made to improve the knowledge assessment system for a more complete qualitative control over the assimilation of the material studied. Key words: assessment, mark, control system, student, teacher, knowledge. Любой человек, занимающийся какой-либо деятельностью, нуждается в оценке своего результата. Это необходимо для понимания правильно или ошибочно выбраны методы работы, продолжать ли свою деятельность или нужно ее пересмотреть. Оценка результата необходима и для повышения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 1 собственной самооценки. Все это в полной мере относится и к обучающимся в системе образования. В словаре терминов по общей и социальной педагогике (2006г.) дается следующее определение термина: Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины [1, с. 103]. Отметка является числовым показателем оценки результата обучения и имеет четкую балльную шкалу. Таким образом, термин «оценка» имеет более широкий смысл. В нее включены психолого-педагогические аспекты личности ученика, его взаимодействие с учителем и классом, а также мотивация к дальнейшему получению знаний. Шалва Амонашвили также считает необходимым разграничивать эти понятия: «Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Однако во что отметка превратится в дальнейшем, что она принесет ребенку, для которого она была сотворена, это уже не зависящая от оценки действительность» [2, с. 16]. История возникновения оценок Появление школ относится к переходному периоду от общинно-родового строя к социально-дифференциальному обществу, уже тогда знания передавались от старших к младшим. Возникновение письменности ускорило процесс обучения и дало возможность фиксировать знания. Еще одним толчком для возникновения ранних учебных заведений стало разделение труда на физический и умственный. Так появились профессии 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru учителя и воспитателя. Долгое время сосредоточением знаний и письменности были церкви и храмы. В эпоху средневековья появляются городские школы, в которых помимо изучения языков и письменности преподают еще и естественные науки: географию, арифметику, технику. Расширение школьных предметов и увеличение числа учащихся, требовало от учителя систематизации знаний и контроля за процессом. В тот период появляется первая система оценки учебных достижений учащихся [3, с.137-145]. Первоначальная оценка знаний носила словесный характер и основывалась на субъективном мнении учителя. Такая устная градация в России существовала вплоть до начала XIX века. Постепенно оценивание обучающихся становится сложнее и словоформы заменяются привычными нам цифрами- отметками. В разные периоды пробовали 3-х, 5-ти, 8-ми и даже 12-ти балльные системы оценок. В 1837 г. Министерство народного просвещения официально признает пятибалльную систему оценивания единой и рекомендует ее всем учебным заведениям того времени. После Октябрьской революции систему баллов опять упразднили, но в 1935 г. все-таки вернули в учебный процесс. С тех пор было еще несколько вариантов выставления оценок учащимся, но 5-ти балльная система по настоящее время успешно применяется в большинстве школ России [4]. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт в системе оценки учебных достижений учащихся объединяет 3 группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Опыт оценки знаний учащихся в других станах довольно разнообразен, но тоже основывается на числовых показателях усвоения материала. Например, в Германии также практикуется 5-ти балльная система, где 1 – высший бал, а 5- низший. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Во Франции распространена 20-ти балльная шкала. Если ученик набрал менее 10 баллов, то работа считается невыполненной. Максимальную оценку ставят довольно редко и только отличившимся учащимся. Япония, Турция, Австрия практикуют 100-балльную систему. Беларусь, Молдова – 10-ти балльную шкалу [5, с. 40-44]. Влияние системы оценок на мотивацию к обучению Не секрет, что отметки, которые ученики получают в процессе обучения, играют значительную роль в формировании самооценки и дальнейшей мотивации к получению знаний. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания. По мнению, И. Ф. Демидовой лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, а не 5, 3, а не 2. После получения максимального балла – 5, некоторые ученики утрачивают смысл дальнейшего совершенствования своей учебы. Слишком низкая отметка также снижает уровень мотивации ребенка, поскольку исправить ее довольно трудно, учителя неохотно ставят высокие оценки, тем, кто недавно учился «неудовлетворительно». Одна та же оценка может восприниматься по- разному, в зависимости от того, что ей предшествовало: успех или неудача. Учитель всегда должен учитывать все сопутствующие факторы при оценивании достижений учащихся. Стимулирование успехов у детей может достигаться разными способами: внимание, одобрение, поддержка, повышение социального статуса, награда. Не стоит забывать и о том, что педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. В младшем школьном возрасте ребенок зависим от оценки взрослого значимого для него человека (учителя, родителя). Фокус внимания подростка смещается на сверстников и друзей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Поэтому в этом возрасте оценка учителя уже будет не столь значимой. В старшем школьном возрасте оценки, выставленные учителем, воспринимаются через призму сформированной самооценки личности и собственного восприятия [6, с. 133 - 140]. Данная теория фактически пятибалльную систему сводит к трехбалльной и значительно сужает простор для градации системы оценивания. В итоговые отметки чаще всего попадают тройки, четверки и пятерки. Многие учителя стараются дополнить систему оценок дополнительными критериями. Вместо двойки ставят точки, чтобы была возможность пересдать работу, к оценкам добавляют плюс или минус. Это доказывает ограниченность нынешней системы оценок достижений учащихся и необходимость ее дорабатывать. Возможно, в будущем, система образования в очередной раз сменит шкалу оценивания знаний и навыков учащихся в сторону расширения. Уйдет субъективное отношение учителя к ученикам, оценки будут выставляться заслуженно и реально отражать уровень знаний. Список литературы: 1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с. 2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики в 20 кн. Кн.4. Об оценках. М.: Свет, 2015. 368с. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер,2000. 304 с. 4. Серегин В.Д., Семенов С.П., Татаринцев П.Б. Адекватность школьной оценки // Вестник Югорского Государственного университета. 2011. Выпуск 3 (22). С. 51-55 5. Воробьева, С.Г. Истоки отметки: опыт Франции и России // Сибирский научный вестник. 2016. Выпуск 1 (23). С. 40-44 6. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. 224 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru