- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Шивалов И.С.
PDF файл статьиУДК 347 Шивалов Илья Сергеевич студент 2 курса магистратуры Российская правовая академия Министерства Юстиции Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: ilya.shivalov@mail.ru Научный руководитель: Свиридонова Татьяна Ивановна, кандидат юридических наук Российская правовая академия Министерства Юстиции Россия, г. Санкт-Петербург ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ Аннотация: В статье поднимаются вопросы несовершенства законодательства, связанные с проблемами гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности. Рассматривается опыт зарубежных стран. Поднимается проблема отсутствия общего метода при определении способа законодательного регулирования. Ключевые слова: автомобиль, водитель, авария, право, источник. транспортное средство. Shivalov Ilya Sergeevich 2nd year master student Russian Law Academy of the Ministry of Justice Russia, St. Petersburg Scientific adviser: Sviridonova Tatyana Ivanovna, candidate of legal sciences Russian Law Academy of the Ministry of Justice Russia, St. Petersburg CAUSING HARM BY A SOURCE OF INCREASED DANGER: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE Abstract: The article raises the issues of imperfection of legislation related to the problems of civil liability for harm caused by a source of increased danger. The experience of foreign countries is considered. The problem of the lack of a common method in determining the method of legislative regulation is raised. Key words: car, driver, accident, law, source. vehicle. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Вопросы ответственности гражданско-правового характера находятся в центре внимания ученых уже длительный период. На сегодняшний день, несмотря на развитие правовых норм России и других государств, доктрина ответственности гражданско-правового характера, в случае причинения вреда источником, представляющим опасность для окружающих, продолжает процесс модернизации. На сегодняшний день многие существенные темы не имеют четких ответов в правовых нормах. Кроме этого, существуют многочисленные пробелы законодательства, которые на сегодняшний день не теряют своей актуальности. К примеру, необходимо уточнить ситуацию, связанную с необходимостью обеспечения безопасности на дороге [1]. Активная модернизация техники и науки формирует многочисленные источники, представляющие повышенный уровень опасности для окружающих. На практике возникает необходимость отнесения к данному виду источника все новых и новых объектов, среди которых различные технологии, факторы, которые влияют на окружающую среду, использование беспилотного вида транспорта и пр. Правовые нормы зарубежных государств по-разному контролируют вопросы ответственности гражданско-правового характера в случае причинения вреда, вызванного деятельностью, относящейся к опасной. Существуют тенденция к объединению законодательных требований по вопросу ответственности, в случае причинения вреда источником, представляющим опасность для окружающих. Также действуют особые законодательные требования, направленные на регулирование указанного института, которые, как правило, имеют разграничения по видам данных источников. К примеру, на территории Англии действуют особые НПА, регулирующие ответственность гражданско-правового характера, в случае причинения вреда в определенных областях. Указанные правовые нормы применяются вместе со структурой общего права по темам, имеющим отношение к: - гражданской авиации; - водоснабжению; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru - атомной энергетике и пр. Германия также имеет специальные правовые нормы, регулирующие указанный институт по вопросам применения ответственности за вред, который был причинен источниками, представляющими опасность для окружающих [4]. В настоящий период отсутствует общий метод при определении способа законодательного регулирования ответственности гражданско-правового характера за вред, который был причинен источником повышенной опасности. К примеру, во Франции не учитываются уровень опасности при назначении меры ответственности владельца источника изучаемого вида. В соответствии с правовыми нормами РФ, в основе структуры законодательного регулирования находится данный критерий, связанный с опасностью. Так, на основании требований ст. 1079 ГК РФ организации и физические лица, деятельность которых взаимосвязана с возможным причинением опасности для общества, несут обязанность по возмещению вреда, который может быть причинен данным видом источника, если не смогут привести доказательств, что данный вред был причинен в результате действии непреодолимой силы либо умышленных действий со стороны потерпевшего лица [2]. Однако, на сегодняшний день отсутствует четкое определение источника повышенной опасности. К подобному источнику может относиться какая-либо деятельность либо объект материального характера. В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью человека» (далее - Постановление № 1) указано, что исходя из правового содержания ст. 1079 ГК РФ, в качестве данного источника необходимо признавать различную деятельность, реализация которой может сформировать ситуацию, связанную с причинением вреда, в связи с отсутствием контроля в полном объеме со стороны специалиста, а также деятельность по транспортировке, использовании либо хранению различных веществ и предметов, в том числе иных объектов Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 различного назначения, имеющих подобные свойства [3]. Тем не менее, приведенные разъяснения не могут применяться на все случаи, встречающиеся в практике, т.к. не отражают все возможные варианты деятельности граждан, которые представляет опасность для них. Итак, указанный вид деятельности относится к источнику, представляющему опасность, но не определенные материальные объекты. В свою очередь, приведенное мнение вызывает различные споры среди ученых, т.к. вводя ответственность гражданско-правового характера за вред, который причинен источником, представляющим опасность, в НПА идет речь о владельце данного источника. Допускается независимое владение либо передача во владение объекта материального характера. Однако, подобное не относится к деятельности. В связи с этим в правовой науке все чаще высказываются мнения, отличные от позиции законодателя, на основании которых в качестве источников, представляющих опасность, выступают материальные объекты [2]. На практике возникают многочисленные трудности по вопросам необходимости привлечения к ответственности гражданско-правового характера за вред, который причинен изучаемым видом источника. Так, управляя автомобилем, водитель попадает в аварию, вследствие чего причиняет вред третьему лицу. Возникает вопрос ответственности за случившееся. На основании правовых норм водитель должен нести ответственность, в связи с управлением автомобилем, участвующим в ДТП. В другой ситуации на общей дороге проводились работы по испытанию. При движении беспилотного транспортного средства был причинен вред здоровью человеку, в результате которого он погиб. Необходимо установить ответственного в данной ситуации. Стоит рассмотреть правовые нормы, содержащие понятие о беспилотном автомобиле, которое указано в законодательных требованиях РФ. На основании положения Венской конвенции, которая ратифицирована на территории России, транспортное средство либо состав подобных средств, способных к передвижению, должны иметь управление, осуществляемое водителем (п. 1 ст. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Конвенции) [2]. В качестве беспилотного воздушного судна нормы Воздушного кодекса России в п. 5 ст. 32 понимают воздушное судно, управление которым осуществляется пилотом, находящимся вне борта указанного судна. На основании Распоряжения Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724- р введена в действие «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» [2]. В соответствии с документом к беспилотному автомобилю относится полностью либо частично автоматизированное т/с, действующее без участия специалиста. Итак, правовые нормы РФ беспилотные транспортные средства относят к традиционным транспортным средствам. Исходя из этого в случаях, когда вред причинен действиями беспилотных транспортных средств на п. 1 ст. 1079 ГК РФ ответственность несут владельцы данных источников, представляющих опасность для общества, либо иные лица, владеющие данным источникам на законных основаниях. По нашему мнению, указанное требование нуждается в доработке. К примеру, в связи с тем, что правовые нормы РФ содержат открытый реестр изучаемых видов источников, для решения возникающих вопросов целесообразно регулярное обновление данного перечня. На сегодняшний день указанный перечень необходимо дополнить беспилотным транспортным средством [4]. Модернизация различий изучаемого вида источников будет способствовать реализации защиты гражданских прав при их нарушении. Помимо этого, судебные органы будут правильно квалифицировать случаи правового нарушения при принятии необходимых решений по спорам. Также изучение правовых норм РФ продемонстрировало, что к данным видам источников относятся не только объекты материального характера, но также и различные виды деятельности, которые могут представлять высокий уровень опасности для общества. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Также законодательные требования устанавливают ответственность владельцев в случае причинения вреда источником, относящимся к опасным. Определение о владельце свидетельствует об источнике в качестве определенной вещи. Нормы Гражданского кодекса в качестве основания для освобождения от ответственности владельца указывают ситуацию, при которой источник, представляющий опасность, выбыл из-под управления его владельца. В свою очередь, учитывая положения Постановления № 1, помимо объектов материального типа, которые относятся к источникам, представляющим опасность, также относится различная деятельность, осуществление которой формируют опасность для окружающих. Исходя из этого, выбытие какой-либо деятельности от его владельца не представляется возможным. Итак, содержание ст. 1079 ГК РФ имеет свои недоработки. Целесообразно вести разграничения в понятиях о деятельности, взаимосвязанной с опасностью для общества, а также термина об источнике повышенной опасности. Для этого редакцию ст. 1079 ГК РФ необходимо дополнить: под деятельностью, формирующей высокий уровень опасности для общества, относится деятельность, которая взаимосвязана с применением соответствующих вещей, относящихся к источникам опасности для окружающих, и не находятся под полным надзором со стороны физического лица. Под источником повышенной опасности понимаются объекты материального характера, которые в связи со своими специфическими чертами имеют опасность для окружающих вне зависимости от их применения в определенной деятельности человека. Список литературы: 1. Венская конвенция о дорожном движении (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (ред. от 23.09.2014) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 3. Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-p «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования // Собрание законодательства РФ. 2020. № 13. Ст. 1995. 4. Невзгодина Е.Л., Лантух Д.В. Источник повышенной опасности и возмещение вреда, причиненного животными, имеющими владельца // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2019. Т.16. № 2. С. 50-67 5. Орешкина Т.Ю. Уголовно-правовая характеристика непреодолимой силы // Юридическая наука в Китае и России. 2017. №. 1. С. 153-161. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 7