- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Пяткова К.А.
PDF файл статьиУДК 34.347 Пяткова Ксения Андреевна, студентка, юридический факультет Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого Россия, Санкт-Петербург, e-mail: ksenya.pyatkova.777@ mail.ru ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Аннотация: В статье изучается вопросы, связанные основными направлениями реформирования законодательства о договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации. Используются методы обобщения, анализа, диалектический, формально-юридический и другие. В законодательстве в данной сфере существует ряд проблем: переурегулированность, коллизии и так далее. Следовательно такое реформирование необходимо. Ключевые слова: перевозка, транспортный договор, договор перевозки грузов, железнодорожный транспорт, грузоотправитель, реформирование законодательства, транспортное законодательство, соотношение норм. Pyatkova Ksenya Andreevna student, Faculty of Law Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS BY RAIL Abstract: The article examines the issues related to the main directions of reforming the legislation on the contract of carriage of goods by rail in the Russian Federation. Methods of generalization, analysis, dialectical, formal-legal and others are used. There are a number of problems in the legislation in this area: overregulation, collisions, and so on. Therefore, such a reform is necessary. Keywords: transportation, transport contract, cargo transportation contract, railway transport, shipper, legislation reform, transport legislation, ratio of norms. Введение. Актуальность данной работы заключается в том, что в Российской Федерации, учитывая как климатические, так и географические особенности страны, именно железнодорожные перевозки грузов являются Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 1 наиболее оптимальными в сравнении с подобными перевозками, осуществляемыми другими видами транспорта. При этом договор перевозки грузов имеет колоссальное значение для развития экономических отношений, что способствует не только перемещению грузов в различных направлениях, но и росту благосостояния населения, а также развитию регионов страны [1, с. 45]. Однако несмотря на то, что в России бурное строительство железнодорожных путей сообщения пришлось еще на начло XX века и становление, развитие правового регулирования исследуемого договора перевозки осуществляется на протяжении длительного времени [2, с. 25], действующее законодательство в данной сфере все равно содержит многочисленные неточности и пробелы. Такие несоответствия усложняют правоприменительную деятельность, вследствие чего между участниками правоотношений в данной сфере возникают различные разногласия и конфликтные ситуации. Таким образом, считаем, что законодательстве в исследуемой области нуждается в реформировании. Методологическую основу данного исследования составляют такие методы, как диалектический, формально-логический, технико-юридический, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение. Так, целью данной работы является выявление и обозначение основных направлений реформирования законодательства о договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации. Материалы и методы. В ходе данного исследования использовались работы таких ученых. В качестве правовой основы данной работы выступили Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Применялись методы обобщения, анализа, синтеза, диалектики, а также технико-юридический и формально-логический. Результаты. Существует ряд подлежащих устранению недостатков и неточностей в действующем законодательстве, регулирующем перевозки грузов железнодорожным транспортом, которое нуждается в скорейшем реформировании. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Так, первая проблема заключается в том, что в целом законодательство о договоре перевозке грузов является крайне противоречивым, а нормы, содержащиеся в разных правовых актах, но регулирующих одни и те же вопросы, не соответствуют друг другу и даже противоречат [3, с. 312]. Так, например, необходимо привести в соответствие нормы пункта 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 114 Устава железнодорожного транспорта. Гражданский кодекс закрепляет, что соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта [4]. Однако статья 114 данного Устава допускает возможность подобного ограничения в том числе и иными правовыми актами Российской Федерации [5]. Вторая проблема состоит в том, что правовое регулирование договора перевозки грузов в настоящий момент является переурегулированным и содержит большое количество правовых актов, направленных на регулирование данных отношений. При этом, такое регулирование вовсе не является оправданным, ибо нормы, содержащиеся в различных актах, зачастую противоречат или дублируют друг друга. Так, в настоящий момент действует более 27 нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений по перевозке железнодорожным транспортом. Третья проблема заключается в том, что Устав железнодорожного транспорта содержит довольно более количество административно-правовых норм, что является проявлением его архаичности, а потому такие нормы нуждаются в пересмотре и изменении [6, с. 10]. Так, в качестве примера таких норм можно назвать часть 1 статьи 102 Устава, закрепляющую уплату грузоотправителям штрафа в размере пятикратной платы за перевозку в случае, если будет превышать грузоподъемность вагона или контейнера [5]. Четвертая проблема состоит в том, что в целом для законодательства в данной сфере характерно большое количество несоответствий в терминах, что способствует возникновению споров между участниками данных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 правоотношений, которые, в том числе, доходят до суда. Подобные несоответствия необходимо исправить, дабы исключить возможность неоднозначного толкования норм. Так, например, согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик, просрочивший доставку груза, должен уплатить соответствующему лицу штраф [5]. Однако, например, в статье 116 Кодекса внутреннего водного транспорта используется термин «пеня». Ответ на вопрос о том, применение в нормативных правовых актах какого термина является более правильным, можно получить из разъяснений Постановления ФАС Московского округа от 03.09.2007 года № КГ-А40/8531-07 по делу № А40-74809/06-31-590. Согласно которому следует принять термин «пеня» для обозначения возмещения за просрочку в доставке груза [7]. Обсуждение. Ввиду этого необходимо осуществить ряд действий, направленных на реформирование законодательства о договоре перевозки грузов: Во-первых, необходимо привести выработать единые нормы правового регулирования данного договора, которые будут закреплены во всех правовых актах, регулирующих его. То есть стоит привести такое законодательство к единому знаменателю. Во-вторых, для того чтобы преодолеть проблемы переурегулированности отношений по перевозке грузов необходимо провести консолидацию правил, применяемых в данной сфере. То есть следует создать такой единый унифицированный документ, в котором были бы сконцентрированы все необходимые правила по перевозке грузов, ввиду чего он являлся бы более удобным для применения. Принятие такого документа позволило бы избежать существующую в настоящий момент разрозненность и раздробленность норм. Таким документом может стать технический регламент, в котором будут содержаться все правила грузоперевозок железнодорожным транспортом [8, с. 177]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 В-третьих, необходимо так реформировать административно-правовые нормы, закрепленные в Уставе железнодорожного транспорта, чтобы они соответствовали настоящим потребностям общества. В-четвертых, необходимо устранять содержащиеся в законодательстве о перевозке грузов несоответствия в терминах, ибо для обозначения одних и тех же понятий используются различные термины. Это необходимо, чтобы не происходило подмены понятий или неоднозначного толкования норм. Заключение. Таким образом, цель данной работы была достигнута, поскольку были выявлены и обозначены основные направления реформирования законодательства о договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации. Список литературы: 1. Андреев В.К. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных условиях // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2 (6). С. 45-48. 2. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права: Товар. Торговые сделки. Т. 2. М.: Статут, 2003. 544 с. 3. Бажина М.А. Основные направления реформирования законодательства о договоре перевозке грузов // Пермский юридический альманах, 2018. № 1. С. 311-316. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 01.07.2021 // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.01.1996. № 5 (часть II). ст. 410. 5. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003. № 18-ФЗ (ред. от 02.07.201) // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.01.2003. № 2. ст. 170. 6. Карнушин В.Е. Проблемы правового регулирования договора перевозки железнодорожным транспортом в условиях современного развития общества // Транспортное право. 2016. № 1. С. 10-12. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 7. Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2007 N КГ-А40/8531- 07 по делу N КГ-А40/8531-07 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://logos-pravo.ru/postanovlenie-fas-moskovskogo-okruga-ot-03092007-n-kg- a408531-07 (дата обращения 01.05.2022 г.). 8. Бояркина Е. В. Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом // Young Scientist. 2019. № 27 (265). С. 175-177. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 6