- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Фомина А.А.
PDF файл статьиУДК 150.9 Фомина Арина Алексеевна студентка 2 курса магистратуры, технологический факультет Государственный социально-гуманитарный университет, Россия, г. Коломна e-mail: arifom@outlook.com Научный руководитель: Дикова Татьяна Владимировна Доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования Государственный социально-гуманитарный университет, Россия, г. Коломна УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения в аспекте управления профессиональным выбором. Выявлены основные этапы профессионального самоопределения, а также факторы и условия, влияющие на выбор профессии. Ключевые слова: профориентация, возрастные особенности, профессиональное самоопределение, юношеский возраст, самооценка личности. Fomina Arina Alekseevna 2nd year Master student, Faculty of Technology State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna, Scientific adviser: Dikova Tatyana Vladimirovna Associate Professor of the Department of General Technical Disciplines, Theory and Methods of Professional Education State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna, MANAGEMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN ADOLESCENCE Abstract: The article discusses the problems of professional self-determination in the aspect of professional choice management. The main stages of professional self- determination, as well as factors and conditions affecting the choice of profession are identified. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Key words: career guidance, age characteristics, professional self- determination, adolescence, self-esteem of the individual. Подростковый возраст - это критический этап жизни, в течение которого молодые люди сталкиваются с физическими, психологическими, интеллектуальными и эмоциональными проблемами и проблемами, ищут самоидентификацию, исследуют новые роли и имеют дело с переходом в среднюю школу, а затем из школы на работу и во взрослую жизнь. Индивидуация и разделение - это процессы, которые должны пройти подростки. Достижение независимости и автономии, постановка личных целей и составление планов, а также приобретение ценностей и этики - это задачи развития, которые должны реализовать все подростки. Самоопределение - это задача развития, с которой сталкиваются все молодые люди, и она имеет отношение к их целостному личностному развитию. Проблемы, связанные с профессиональными качествами и умениями, способностью формировать личность в рамках профессии, были и остаются актуальными в сфере общественных наук [8]. Личность может найти оптимальное соответствие своим личностным качествам только в конкретной профессии, а это значит, что профессиональный успех и удовлетворенность своей профессией зависят от того, насколько ее личностные качества соответствуют требованиям выбранной профессии. Выбор профессии определяется профессиональным самоопределением человека, а профессиональное становление характеризуется «последовательностью качественно специфических фаз», различающихся как по форме, так и по содержанию «индивидуальных импульсов к профессиональным желаниям». Выбор профессии - длительный и необратимый процесс, поскольку предыдущие решения ограничивают перспективы и возможности человека; этот процесс заканчивается компромиссом между внешними и внутренними факторами [7]. При изменении условий может измениться и выбор профессии, поскольку индивидуальные особенности любой личности могут соответствовать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 нескольким профессиям, а не одной профессии. Если человек получает помощь в своих профессиональных начинаниях, если в нем развиты определенные интересы и способности, то его профессиональное развитие управляемо на ранних стадиях. Пробуждение, исследование, консолидация, сохранение и упадок – вот этапы, характеризующие процесс профессионализации. На выбор профессии влияет сексуальный диморфизм: мужчины обладают лучшими способностями к сублимации, чем женщины, так как социальные интересы у них более выражены, чем у противоположного пола [15]. Факторами, определяющими индивидуальное поведение, являются чувство неполноценности и стремление к превосходству. Поскольку эти механизмы важны и фундаментальны (даже гендерные различия не столь значимы), то важна и их роль в выборе профессии и профессиональной реализации [5]. Психологи-индивидуалисты рассматривают профессиональное развитие как компонент общего развития личности. Они считают невозможным принуждение и манипулирование подростком в выборе профессии. Каждый субъект принципиально индивидуален и исходит из того, что каждый человек рожден творить добро, а его право на трудовую и профессиональную деятельность является проявлением его самовыражения, независимости и личной свободы. В настоящее время проблема профессионального самоопределения изучается с различных точек зрения. Например, карьерный рост городских подростков связан с профессиональной надеждой и профессиональной идентичностью [2] и влияние культурного уровня [4]. Кроме того, проблема самоопределения связана с психологическим ростом и благополучием [14]. Самоопределение, как психологический конструкт, относится к волевым действиям, предпринимаемым людьми на основе их собственной воли, а самоопределение происходит от преднамеренного, сознательного выбора и решения [12]. Концептуализация и определение самоопределения варьируются в зависимости от его теоретических ориентаций. Теория самоопределения (SDT), Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 предложенная Деци и Райаном [1] например, фокусируется на мотивационном аспекте самоопределения и роли самоопределенной мотивации и автономии в обучении и образовании студентов [16]. Если в зарубежной психологии на профессиональное самоопределение влияли генетические предпосылки, мотивация, потребности и индивидуальные особенности личности, то в постсоветских странах эта проблема рассматривалась с позиций доминирующей парадигмы. В советской психологии существует ряд мнений относительно личностного и профессионального самоопределения. Основным элементом процесса самоопределения является избирательность, при которой объект подвергается внешнему воздействию. Самоопределение - это деятельность, которой занимается человек, потребность занять определенную позицию и внутренний фактор. Это означает, что деятельностная сущность понятия «самоопределение» выражается «внутренними условиями», преобразующими внешние воздействия, то есть способностью личности самостоятельно определять собственные установки в окружающем мире, что обеспечивает сознательный выбор профессии [13]. Отношение личности к своей жизнедеятельности является активным и целенаправленным и является частью ее профессионального самоопределения, где поиск собственного «жизненного пути» и установление собственных взглядов на свою жизнь является самоопределением. Понятие «самоопределение» подразумевает необходимость самостоятельности личности, поэтому необходимо понять сущность такой самостоятельности и характер внутренней активности личности, которая неразрывно связана с понятиями «мотивация», «воля», «действие». Самоопределение может быть, как профессиональным, так и личностным и входит в так называемую жизненную сферу. Жизненное поле состоит из трех временных измерений – прошлого, настоящего и будущего, а также реального пространства деятельности (релевантного и потенциального), включающего индивидуальные смыслы и ценности [7]. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Образ жизни в обществе, в котором живет индивид и зависит ли он от экономических, социальных, экологических и политических факторов, определяющих жизнь социальной и профессиональной группы, к которой принадлежит конкретный индивид, отражает специфические черты, характерные для жизненного самоопределения. Выбор будущей сферы деятельности является стержнем процесса самоопределения. Необходимо обратить внимание на специфические внутренние условия выбора профессии в подростковом возрасте. Это мировоззрение, которое все еще формируется, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши к себе с позиций ценностей, которые преобладают в современном обществе, и, наконец, в открытии своего «я», которое переживается в виде чувства индивидуальной целостности и уникальность. Профессиональная ориентация в сопряжении с подготовкой к труду и формированием соответствующей мотивации является одной из основных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются учебные заведения. Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон, анализируя закономерности развития в юношеском возрасте, отмечают возникающие трудности: психологические, которые связаны с проблемами формирования временной перспективы; социальные, связанные с материальной проблемой, а именно - туманностью перспектив развития общества; педагогические, прежде всего связанные с разработкой технологий формирования профессиональных ЗУНов и способов деятельности [10]. В юношеском возрасте на первый план выходят задачи независимого существования. Следовательно, главным новообразованием неоспоримо является профессиональное самоопределение. Целью помощи молодому человеку в профессиональном самоопределении является постепенное формирование его внутренней готовности к сознательному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru своих перспектив развития или готовности считать себя развивающимся в пределах определенного времени и пространства. Н.С. Пряжников предложил содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения личности: Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения). Ориентация в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда. Общая ориентация в мире профессиональной работы и выделение профессиональных целей - мечтаний. Информация о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах работы. Определение краткосрочных профессиональных целей как этапов и путей к долгосрочной цели. Понимание препятствий, затрудняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации планов и перспектив. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения. Практическая реализация личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи. Развитие профессионального самоопределения в подростковом возрасте является стороной личностного самоопределения - активного определения своей позиции относительно социально сложившейся системы ценностей, и на этой основе – смысла собственного существования. Проблема самоопределения личности, по мнению Т.М. Буякаса, относится к числу проблем, имеющих экзистенциальное звучание [6]. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru формируется на основе оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Технология профессионального самоопределения студентов традиционно ассоциируется с понятием «профессиональная ориентация». Профориентация как средство социальной регуляции профессиональной ориентации человека может быть эффективной только в том случае, если учитываются склонности, интересы и качества человека. Поэтому решение проблем профориентации в школе является важным вопросом не только с экономической точки зрения, но и с социальной точки зрения. Для успешного вхождения человека в мир профессий и продвижения в нем к намеченной цели общество дает ему руководящие принципы, которые отражают количественную и качественную потребность общества в кадрах, особенности рынка труда и характеризуют специфику профессий или конкретного вида работы. Для юношей, которые поступают в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии полностью не решена. Одни из них разочаровываются в правильности своего выбора в первый год обучения, другие – на старте самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – спустя 3- 5 лет работы по специальности. Таким образом, вопрос выбора профессии снова становится для них актуальным. Профессиональную ориентацию необходимо рассмотреть как систему взаимодействия индивида и его социального окружения, которая направлена на удовлетворение потребностей индивида в профессиональном развитии и потребностей общества в обеспечении его социально-профессиональной структуры. Результатом является профессиональное самоопределение, которое осуществляется в раннем подростковом возрасте, и выбор профессии для учащихся. Процесс профессионального самоопределения весьма длительный, о его завершенности можно говорить только тогда, когда у человека вырабатывается позитивное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 7 В целях правильного выбора профессии учащимися крайне необходимо грамотное управление данным процессом, которое может осуществляться учителем (социальным педагогом, психологом). Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом [9]. В более узком смысле, применительно к проблеме выбора профессии учащимися, преподавателю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, которые составляют содержание менеджмента. Объективные факторы включают: – система объективно действующих законов, условия жизни субъекта, окружающая среда, воспитание, экономическая среда и другие. Субъективные факторы включают: – способности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, склонности и другие аспекты личности. Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления [9]. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры. Человеческая личность необычайно сложна. Она обладает качествами, как приобретенными при жизни, так и биологическими свойствами, которые характеризуются относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.). Управление профориентацией является научным только тогда, когда оно построено с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, на основе знания динамической функциональной структуры личности. Требование об изучении каждого студента общепризнано. Однако на практике нередко учитель подробно описывает одного или двух своих учеников, в то время как всем остальным он может дать только самые общие характеристики. Нередко бывает, что учитель хорошо знает ученика, но ему трудно дать полное описание направленности его личности (выделить склонности, интересы, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 8 способности, мотивы поведения, черты характера). Каково место ученика в коллективе, каков его авторитет среди одноклассников, как оценивают учителя, как он оценивает себя – такие вопросы часто вообще не поднимаются учителями. Объясняется это целым рядом причин: отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации; весьма слабая психолого-педагогическая подготовка педагогов; нежелание обременять себя дополнительной нагрузкой; неимение доступных методик изучения обучающихся [10]. Современному выпускнику школы необходима характеристика, в которой оценки личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Невозможно ограничить характеристику студента указанием его дисциплины, академических оценок и общей активности [11]. Особое внимание следует уделять динамике интересов учащихся, их склонностям в процессе обучения. В то же время чрезвычайно важно проектировать возможности для развития способностей в процессе обучения. Если учитель замечает определенную направленность профессиональных интересов ученика, проявленные им настойчивость и упорство, то он обязан отразить это в характеристике и убедить ученика в том, что даже с незначительными способностями он может добиться успеха. Хотя не всегда легко помочь обучающемуся определиться с его призванием, тем не менее, нельзя считать нормой, когда после окончания учебы студент не знает, способен ли он на что-нибудь и где он может найти что-то по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыть способности и склонности ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение студентов является одним из необходимых условий выявления индивидуально– психологических особенностей с целью правильного профессионального самоопределения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 9 1. Deci E.L. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк, 1985. 540 с. 2. Diemer M.A. Профессиональная надежда и профессиональная идентичность: карьерный рост городских подростков // Журнал оценки карьеры. 2007. № 15. С. 98-118. 3. Ryan R.M. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию // Американский психолог. 2000. № 55. С. 68-78. 4. Thwala S.L. K. Роль культуры в психосоциальном развитии детей-сирот и социально незащищенных детей // Международный журнал подросткового и юношеского возраста. 2013. № 18. С. 105-121. 5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М: Прогресс, 2007. 323 с. 6. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28-39. 7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 21-28. 8. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие для студ.вузов. М: Гардарики, 2009. 192 с. 9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с. 10. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М: Просвещение, 1980. 192 с. 11. Майерс Д. Социальная психология: учебное пособие. СПб: Питер, 2007. 800 с. 12. Nota L., Soresi S., Ferrari L., Wehmeyer M. L. Многофакторный анализ самоопределения подростков // Журнал исследований счастья. 2011. № 12. С. 245-266. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 10 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер , 1998. 705 с. 14. Krabbenborg M.A., Boersma S.N., Wolf J.R. Самоопределение в связи с качеством жизни бездомных молодых людей: прямые и косвенные эффекты через психологический дистресс и социальную поддержку // Журнал позитивной психологии. 2017. № 12. С. 130-140. 15. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 448 с. 16. Чирков В.И. Кросс-культурный анализ автономии в образовании: перспектива теории самоопределения // Теория и исследования в образовании. 2009. Т. 2. № 7. С. 253–262. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 11