- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII –XIX ВЕКА
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Хлудеева В.В.
PDF файл статьиУДК 82.091 Хлудеева Валерия Валерьевна студентка 2 курса магистратуры, гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь e-mail: bambi19@yandex.ru Научный руководитель: Бронская Л.И., доктор филологических наук Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII –XIX ВЕКА Аннотация: В статье анализируются основные этапы отражения экологической тематики в творчестве русских писателей XVIII – XIX вв. В результате исследования уточняется роль образов природы и сюжетов, затрагивающих экологическую проблематику, в создании художественного мира произведений. Рассматриваются подходы к оценке значения экологических сюжетов в произведениях русских классиков в актуальных литературоведческих исследованиях. Ключевые слова: экология, природа, художественная литература XVIII века и XIX века. Khludeeva Valeria Valerievna 2nd year master student, humanitarian Institute North Caucasian Federal University, Russia, Stavropol Scientific adviser: Bronskaya L.I., Doctor of Philology North Caucasian Federal University, Russia, Stavropol ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN RUSSIAN LITERATURE OF THE XVIII-XIX CENTURIES Abstract: In the article the main stages in the reflection of environmental themes in the work of Russian writers of the 18th – 19th centuries is analyzed. As a result of the research the role of images of nature and environmental plots in the creation of the 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru world of artworks is clarified. Approaches to assessing the significance of environmental plots in the works of Russian classics in current literary studies are considered. Key words: the environment, the nature, artistic literature of the 18th – 19th centuries. «Кто знает Лувр, Прадо, Нью-Йорский музей шедевров, тот отметит, что нигде нет такого богатства пейзажей, как в «Третьяковке». Нигде в Европе так любовно и проникновенно не изображался живописцами лик Природы, как в России» [1, c. 253-265]. Красота родной природы всегда занимала особое место в русской культуре и не только отечественные художники стремились воспеть ее величие в своих полотнах, но и нет, пожалуй, ни одного русского писателя, который так или иначе не затронул бы в своем творчестве тему природы, взаимоотношений с ней человека. Человек, являясь природно-биологической организацией, как и все живые существа на земле, пользуется дарами природы. В то же время как биосоциальное существо стремится взять от природы максимальное количество желаемых для его блага продуктов – ресурсов, не задумываясь о том, что они далеко небесконечны. Именно это отношение обязывает заниматься дальнейшим духовным воспитанием и совершенствованием человека, укреплением и умножением тех моральных основ, которые выработаны человечеством в результате его вековой духовной деятельности. Для отечественной литературы еще со времен «Слова о полку Игореве» тема духовно–нравственного отношения человека к природе является чуть ли не одной из самых главных. Яркие пейзажные зарисовки встречаются в произведениях писателей XVIII века. Величественные картины описания природных явлений и времен года мы можем видеть в произведениях Ломоносова, Державина, Тредиаковского и т.д. Так, стихотворение Г.Р. Державина «Ключ» (1779) впервые в отечественной поэзии представляет природу как самостоятельный объект изображения, самостоятельную эстетическую ценность. В образах природы их произведений мы можем прежде всего подчеркнуть космизм художественного мышления, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 стремление одним взглядом охватить всю природу, целеустремленность познать глубинные основы бытия вселенной. Четко можно видеть это в строках программного произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Михаила Ломоносова: Лице свое скрывает день Поля покрыла мрачна ночь Взошла на горы чорна тень Лучи от нас склонились прочь Открылась бездна звезд полна Звездам числа нет, бездне дна [2, c. 205] В произведениях Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пейзажи выполняют не только описательные функции достоверного изображения окружающего фона, но обретают индивидуальное видение автора, как справедливо отмечает в своей работе исследователь Н.В. Кожуховская. В своей статье «Гармония природы и природный хаос в художественном мире Н.В. Гоголя» М.В. Трухина подчеркивает, что используемые автором в «Вечерах на хуторе близ «Диканьки» и «Тарасе Бульбе» пышные описания природы и яркие эпитеты служат цели создания некого идеального прекрасного, где-то утерянного, где-то сказочного, мира, где гармонично сочетаются человек и природа, добро побеждает зло. В противовес гармонии природы и природного хаоса щедрых и прекрасных майских ночей, степи, Днепра созданы серые образы города в «Миргороде». В «Миргороде» живая, многообразная, прекрасная природа принадлежит славному прошлому, в настоящем ее нет, она – мечта: «между этими двумя мирами [мир народной фантазии или далекого героического прошлого и мир «раздробленного» настоящего] нет связи» [3, c. 124]. В поэзии А.С. Пушкина образы природы уже не подвластны предначертанным законам жанра и стиля, неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представляясь неожиданными и смелыми. В его лирике русская природа оживает в своей пленительной красоте. Золотые и багряные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 краски осени, так воспеваемые поэтом, сменяются ослепительной белизной зимы. Восприятие природы у Пушкина непривычно, он даже не воспевает весну, которая традиционно считается у поэтов лучшим временем года, как обновление и новое рождение после зимы, в своих произведениях, а восхищается осенью и зимой. Поэт воплощает в своей лирике не какие-то исключительные особенности природы, а, скорее, те обыденные моменты, что обычный человек не замечает - появление первого пуха на деревьях, выгон коров на пастбище после дождя или трепет последнего осеннего листа на дереве. Филолог Семенова М.А. в своем исследовании «Фольклорная традиция в пейзаже А.С. Пушкина: «Евгений Онегин», лирика» подчеркивает, что в пейзажи Пушкина отражают фольклорное начало народа, а также «впервые в русской литературе перед нами предстает все богатство национального поэтического восприятия природы, самобытность национального пейзажа» [4, c. 197]. В лирике М.Ю. Лермонтова пейзаж приобретает символический и диалектический характер. Поэт видит двойственность природы, контрастность ее проявлений, противоречивость взаимоотношений с людьми. Творчество русских писателей ХIХ века сделало пейзаж важнейшим компонентом духовных исканий писателей и их героев. Значение пейзажа, использование автором картин природы в творчестве И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого становится предметом исследований и научных статей в работах многих филологов таких как Красносельская Ю.И., Легонькова В.Б., Макарова Е.В., Куделько Н.А. и др. Проблематика перевода описаний природы в произведениях Тургенева на китайский язык становится также предметом современных исследований филолога Я. Гоин. Исследователями подчеркивается, что символика природы в творчестве Толстого носит двойственное восприятие как выражение окружающего материального мира и в то же время как архетипичный образ «проводника религии» одновременно. Необыкновенно живыми и поистине художественными картинами родной природы наполнено творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Родная природа Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 служит отражением эмоционально-духовного состояния героев, что невооруженным глазом прослеживается в «Отцах и детях». Природа для писателя это могучее дивное творение Бога, перед которым он преклоняется и воспевает. Как нечто непоколебимое она служит в его произведениях противовесом мелочных и странных человеческих амбиций и стремлений. Ярко данную мысль иллюстрирует стихотворение в прозе с одноименным названием «Природа». Отражение идей натурфилософии в лирики Ф.И. Тютчева становится предметом исследования ученых В.С. Соловьева, Д.С. Дарского, Т.С. Франк, Е.Н. Лебедева, В.В. Кожинова и др. В своем исследовании филолог Шапурина А.В. рассматривает лирику о природе Тютчева, как наследие натурфилософской мысли XVIII века произведений Ломоносова, Державина и Жуковского. Лирика поэта о природе и ее явлениях пронизана философским ее восприятием. В своей поэзии Тютчев, как последователь натурфилософской мысли, с помощью большой силы художественного слова ставит вопросы мироздания, пытается постигнуть глубинные основы бытия вселенной. Именно он стал в истории отечественной литературы восторженным певцом «матери-Земли» [5]. Одними из первых писателей, в чьих произведениях стала прослеживаться экологическая проблематика стали Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин- Сибиряк и другие авторы. Природа не только отражение окружающего пейзажа вокруг. Это ещё конечно же живые существа, которые живут рядом с человеком, соприкасаясь с ним в его экономической, хозяйственной и бытовой деятельности. Среди писателей XIX века, особое место занимает творчество Ф.М. Достоевского, глубоко отражающее морально-духовные и этические стороны взаимоотношений человека с животными вокруг. В своих воспоминаниях о каторжной жизни «Записках из мертвого дома» Федор Михайлович выделяет отдельную главу под названием «Каторжные животные», где мы наблюдаем отражение характеров людей, осужденных на каторгу, в их отношениях с домашними животными, что находятся с ними бок о бок. Кто-то, сохраняя в себе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5 человечность, пытается проявить гуманное, этическое отношение, кто-то мучает их, обрекая на такое же «каторжное существование», что влечет сам. Показателен образ Азорки из «Униженных и оскорбленных», которая «как будто составляет с ним [хозяином] что-то целое, неразъединимое, и которая так на него похожа» [6]. Здесь мы видим мысль о том, что животные человека разделяют с ним всю его жизнь, будь то радость, будь то страдание, но именно они никогда не предадут человека. Ведь Азорка с хозяином умирают в один день. Очень сильно данная проблематика раскрыта в «Братьях Карамазовых», где смертельно больной Илюша, не может найти покой, не простив себя, что накормил иголками бездомного пса. Для маленького Илюши это становится тяжким моральным грехом. Важная духовная составляющая есть в данном эпизоде, Илюше перед смертью необходимо прощение за свой самый тяжелый грех, совершенный за такую короткую жизнь мальчишки. Ему необходимо духовное очищение, которое в итоге приходит к нему. Для отображения серьезных духовных проблем, моральных и этических вопросов, их глубинного раскрытия Ф.М. Достоевский использует образы животных, как созданий божьих и носителей безропотного отношения к человеку. Мы можем говорить о глубинной тематике и призыве к гуманному и ответственному обращению с ними в произведениях классика. О формировании уже экологического мышления, сознании непоправимого и губительного вреда, который несет своей деятельностью человек для окружающей среды, можно говорить уже в произведениях А.П. Чехова. В конце XIX века уже назревали первые глобальные экологические проблемы - вырубка лесов достигла значительных масштабов, многие ландшафты изменились до неузнаваемости, продолжалось загрязнение водоемов, сократилась численность некоторых видов животных и растений, что являлось следствием активного развития промышленности и сельского хозяйства. В творчестве писателя всегда находили отражение проблемы современного для него мира, он очень тонко чувствовал их. В его творчестве острая социальная проблематика всегда представала без формального Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 6 обличения, не имела наставительного тона и нравоучений, создавала ощущение отстраненности, но, тем не менее, была представлена довольно глубоко. В своих произведениях А.П. Чехов стремился продемонстрировать существующие проблемы и научить своего читателя к самостоятельному различению данных проблем [7]. В пьесе «Дядя Ваня» (1896) достаточно четко прослеживается экологическая тематика. Устами доктора Астрова, автор выражает собственное отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо» [8]. Астров уже акцентирует внимание, что уничтожение природы следствие невежественной, бессознательной, нерациональной борьбы человека за жизнь, который только разрушает, не создавая ничего взамен. Уже тогда персонаж Чехова очень точно описывает проблематику, которая явью станет только в будущем. Среди писателей XIX века глубокое переживание за судьбу родной природы можно отметить в творчестве Д.Н. Мамин-Сибиряка. Его описание окружающей природы полно необъятной любви, знания и понимания сложных взаимоотношений природы и человека. Его детские произведения могут быть использованы для экологического воспитания детей, проблематика которого остро стоит в современном мире. Свой взгляд на природу и ее значение писатель увидел в житейском опыте простых людей, ощущающих себя ответственными за состояние природы, ее жизнь. Таковы герои его рассказов «Зимовье на Студеной» (1885), «Приемыш» (1891), «Малиновые горы» (1891). Описание природы, в окружении которой живут герои его рассказов, тесным образом слито с рассказами об их нелегких судьбах. В своих произведениях Мамин-Сибиряк раскрывает мысль, что близость к природе определяет стороны духовной жизни людей. Природа - ключ к пониманию духовной жизни. Писатель выступает против хищнического истребления природных богатств. Автор верит, что при Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 7 Список литературы: разумном использовании возможно самовозобновление природы, как происходит в рассказе «Лесной сказке». Как мы видим, русская литература XVIII - XIX веков богата описаниями родной природы. Но пейзаж уже не служит фоном для заложенного в произведении действия, а приобретает индивидуальные черты и функции у каждого отдельного автора. К концу XIX века мы можем уже говорить о движении мысли авторов от воплощения духовных, философских, эстетических концепций в описании природы к формированию экологической тематики в произведениях. 1. Залыгин С.П. Критика, публицистика. М.: Современник, 1987. 383 с. 2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. 579 с. 3. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Калинин: Изд-во КГУ, 1975. 123 с. 4. Семенова М.А. Фольклорная традиция в пейзаже А.С. Пушкина: «Евгений Онегин», лирика: дис. … д-ра фил. наук. Волгоград, 2001. 20 с. 5. Шапурина А.В. Лирика природы Ф. И. Тютчева: Философско- поэтические созерцания: дис. … канд. фил. наук. М., 2002. 178 с. 6. Наседкин Н.Н. Достоевский. Энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fedordostoevsky.ru/works/characters/injured/Azorka (дата обращения: 08.05.2022 г.). 7. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 98 с. 8. Чехов А.П. Дядя Ваня. М.: АСТ, 2007. 31с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 8