- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДХШ И ДШИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Стихина Т.С.
PDF файл статьиУДК 371.398 Стихина Татьяна Сергеевна преподаватель МБУ ДО «Н-Павловская ДШИ (филиал) Новоасбестовская ДШИ» Россия, г. Нижний Тагил e-mail: tanistk.94@gmail.com ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДХШ И ДШИ Аннотация: Статья посвящена обучению одарённых детей в ДХШ и ДШИ. Ключевые слова: одарённость, ребёнок, типы одарённости, художественная одарённость, учитель. Stikhina Tatiana Sergeevna teacher of MBU DO “Nikolo-Pavlovskaya children’s art school” (branch) Novoasbestovskaya children’s art school Russia, Nizhniy Tagil EDUCATION OF ARTISTICALLY GIFTED CHILDREN IN CHILDREN ART SCHOOLS Abstract: The article is devoted to the education of gifted children in children's art schools. Key words: giftedness, child, types of giftedness, artistic talent, teacher. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей и, соответственно к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом на сегодняшний день – способствовать развитию одарённой личности школьника. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки таких достижений в том или ином виде деятельности [1, с. 384]. Он, в отличие от одарённого взрослого, ещё не сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Проблемой одарённости занимался известный американский журналист и публицист Дэниэл Койл. Свои мысли он изложил в мировом бестселлере «Код 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru таланта». Автор книги утверждает, что шансы ребёнка на успешную адаптацию в обществе можно существенно повысить, приняв во внимание один ключевой момент: «великими не рождаются, ими становятся». Даниил Койл подчёркивает что, конечно, не все вырастают Микеланджело, но уровень их талантливости неслучаен. Автор книги предлагает родителям создать своё собственное воспитательное заведение. Он подробно рассматривает 6 стратегий раскрытия талантов у детей. Первая стратегия: «Наблюдайте за крошечными и мощными элементами «возгорания». Здесь Койл рассматривает проблему мотивации, он акцентирует внимание на исследовании изучавшем юных переводчиков дети которые видели себя взрослыми переводчиками в будущем учились быстрее, чем дети те которые этого не делали. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что это не гены заставляли ребят достичь успеха, это топливо содержащееся внутри крошечной идеи: «я хочу быть похожим на них». Вторая стратегия: «Поймите, что практика не бывает ровной». Как отмечает автор книги, профессиональные навыки значительно усиливаются, когда мы их балансируем на грани наших способностей, делая ошибки и исправляя их, - это и есть «глубокая практика». Отсюда мы можем сделать следующий вывод: ошибки это вовсе не приговор, это информация, которую мы должны использовать, чтобы в короткие сроки приобрести навыки мастерства. Дети, которые способны анализировать свои ошибки, это и есть те, кто в конечном счете станет талантливым. Третья стратегия: «Признайте, что медленная практика - это продуктивная практика». В продолжение второе стратегии здесь нужно выделить следующее: когда вы продвигайтесь медленно, то можете прочувствовать и исправить больше количество ошибок, обучаясь построению более качественной логической последовательности в процессе приобретения мастерства. Четвёртая стратегия: «Сила похвалы, а не природные способности». Дэниел Койл считает, что, когда мы хвалим интеллект ребёнка, он реагирует на это меньшей способностью к риску, когда мы хвалим усилия, дети обычно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 становятся более расположенными к риску, а также делают ошибки и учатся на них - в этом суть глубокой практики и обучения. Пятая стратегия: «Поощряйте подражание». Копирование - это короткий путь к приобретению навыков мастерства, здесь речь идёт о том что совершенно неважно пишите ли вы или танцуете, если вы в красках представляете тебя уже достигшим максимального результата, это станет первым важным шагом, который на самом деле приблизит вас к этой цели. Рассмотрев стратегии раскрытия таланта, выделенные Даниил Койлом, можно сделать вывод, что действительно великим человеком не рождаются, им становятся, и большой вклад его становление вносит именно социальный институт семьи. Создание собственного воспитательного заведения позволит родителям выявить детскую одарённость намного раньше. Описание каждой стратегии поможет родителям правильно воспитать одарённого ребёнка, делая упор на практику, на признание собственных ошибок. Родители смогут мотивировать ребёнка заниматься той или иной деятельностью, которая будет направлена на развитие его одарённости. Проблемы одарённости также занимался Элис Пол Торренс, заслуженный профессор образовательной психологии и почётный член Национальной ассоциации в помощь одаренным детям. Элис Пол Торренс одним из первых рассмотрел типы одарённости и выявил ее общие признаки. Автор отмечает, что сейчас чаще всего представления об одарённых детях включает прежде всего образ вундеркинда, резко опережающего своих сверстников, но это всего лишь один из типов одарённых детей. Элис Пол Торренс утверждает, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход. Учитель должен знать типы одарённости, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребёнка и помочь ему в решении его проблемы, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается ещё и в том что, не зная типа одарённости, некоторые виды одарённости можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребёнка за его Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 недисциплинированность и даже странность. Автор выделяет типы одарённости по различным уровням: По уровню развития: 1. Особая, исключительная одарённость - это те дети, для выявления одарённости которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. 2. «Высокая норма» - это тоже одарённые дети, но их одарённость носит, что называется, более нормальный, обычный характер. По особенностям возрастного развития: 1. Дети с ускоренным возрастным развитием или «вундеркиндный тип». Такое ускорение часто носит только временный характер. Однако у части детей заметным опережением развития яркая одарённость остаётся на всю жизнь, являясь таким образом индивидуальной, устойчивой характеристикой развития. 2. Дети с замедленным развитием или «антивундеркиндный тип». Заметить одарённость такого ребёнка трудно, ещё труднее поверить, что это именно такие дети могут стать одаренным. Элис Пол Торренс замечает, что некоторые типы одарённости учитель знает и хорошо видит у своих учеников, а другие он не только не видит, но и активно отрицает. Типы одарённости, которые легко увидеть учителю: 1. Интеллектуальный тип одарённости. Именно этих учеников учителя называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Ученики этого типа одарённости точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. 2. Академический тип одарённости. Чаще всего принадлежат именно к этому типу одарённости медалисты и ученики, которых принято называть «гордостью школы». При этом типе одарённости достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестящие усваивать учебный материал. 3. Художественный тип одарённости. Такой вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танцах, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию. Типы одарённости которые нелегко увидеть учителю: 1. Творческий или креативный тип одарённости. Главная особенность этого типа одарённости в нестандартном мышлении, часто непохожим на других взгляде на мир. 2. Лидерский или социальный тип одарённости. Это одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. 3. Работа Элиса Пола Торренса в основном написана для учителя, для того, чтобы он познакомился с типами одарённости, чтобы правильно оценить возможности ребенка. Также учителю важно знать, что существуют некоторые виды одарённости, которые можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребёнка недисциплинированность и даже странность. Список литературы: 1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., спр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с. 2. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость. М.: Академия, 2001. 214 с. 3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / gод общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. 334 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5