- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Стукалова Е.В.
PDF файл статьиУДК 4414 Стукалова Е.В. студентка магистратуры Всероссийский государственный университет юстиции (филиал в г. Ростове-на-Дону), Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: eugeniya.st@yandex.ru Научный руководитель: Мордовцев Андрей Юрьевич доктор юридических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Всероссийский государственный университет юстиции (филиал в г. Ростове-на-Дону), Россия, г. Ростов-на-Дону РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В XXI ВЕКЕ Аннотация: В статье рассматриваются общие вопросы развития местного самоуправления в России, а также основные существующие проблемы местного самоуправления как части публичной власти и инструмента формирования демократического общества. Описаны современные перспективы развития местного самоуправления в свете проводимых законодательных преобразований. Ключевые слова: Местное самоуправление, публичная власть, теории развития местного самоуправления, структура местного самоуправления, местный бюджет. Stukalova E.V. master student All-Russian State University of Justice (branch in Rostov-on-Don), Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Mordovtsev Andrey Yurievich doctor of legal sciences, professor, Department of Theory and History of State and Law, All-Russian State University of Justice (branch in Rostov-on-Don), Russia, Rostov-on-Don DEVELOPMENT OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA IN THE XXI CENTURY 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article deals with general issues of the development of local self- government in Russia, as well as the main existing problems of local self-government as part of public authority and an instrument for the formation of a democratic society. Modern prospects for the development of local self-government in the light of ongoing legislative changes are described. Key words: Local self-government, public authority, theories of local self- government development, local self-government structure, local budget. В январе 2022 г. в России начат процесс изменения системы местного самоуправления. Целью преобразований является формирование единства публичной власти. Местное самоуправление, являясь одним из институтов гражданского общества, обеспечивает взаимодействие государства и народа, является способом реализации активной гражданской позиции и способно обеспечить становление по-настоящему демократического общества. На уровне местного самоуправления решаются вопросы формирования бюджета субъекта, состав местных налогов, формы использования имущества муниципальной собственности, а также общие вопросы жизнеобеспечения населения субъекта: газоснабжение, обеспечение водой, инфраструктура дорог и др. В настоящее время эта система не однородна, значительно отличается в зависимости от региона, что порождает непреодолимые проблемы финансового обеспечения деятельности местного самоуправления, кадрового потенциала и эффективности реализации поставленных перед ним задач. В России правовую основу функционирования системы местного самоуправления составляют гарантии Конституции Российской Федерации, нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 [1], Европейской хартией местного самоуправления [2]. Становление местного самоуправления, как и других форм социального управления напрямую обусловлено стадией развития общества в целом и права, как его составляющей. Развитие правовых отношений в государстве по тому или иному пути способствовало формированию местного самоуправления на основе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 свободной общины, общественного самоуправления, государственного самоуправления либо муниципального социализма [5]. Так, следуя теории свободной общины, значение местного самоуправления сводилось к управлению делами в общине. Однако, уже она предполагает четкое разграничение рассматриваемых вопросов на государственном и местном уровне. Существенным признаком такого самоуправления является децентрализация власти, то есть относительная независимость в принятии решений местной власти от общегосударственной. В XIX веке местное самоуправление начинает развиваться по пути общественного самоуправления. Помимо разграничения полномочий и невмешательства государства, эту теорию характеризует активная гражданская позиция. Однако, эта основная черта и является слабым местом такого самоуправления, так как практическая реализация не дает возможности создания компетентной управляющей структуры. Таким образом, местное самоуправление, не регулируемое государством, не получило широкого распространения. Теория государственного самоуправления заключается в строгом соответствии с полномочиями, делегированными государством [4]. В XX веке формируется теория муниципального социализма, которая предполагает участие пролетариата в управлении. Ярко выраженная социальная направленность этой теории актуально и в настоящее время (развитие демократии). Все указанные теории развитии местного самоуправления нашли отражение и в российской системе местного самоуправления: принцип самостоятельности органов местного самоуправления, непосредственное участие государства в формировании органов местного самоуправления. Однако, существующую модель местного самоуправления в Российской Федерации в большей степени можно назвать смешанной, обусловленной историческим развитием и территориальным разнообразием нашей страны. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 2020 год задает новый вектор развития местного самоуправления в России, связанный с внесенными в Конституцию Российской Федерации поправками. Изменения в законодательстве имеют рационализаторский характер с одной стороны упрощения системы, а с другой стороны усиления централизации власти. Для самоуправления как проявления народной воли это практически шаг назад, но как для части публичной власти, способной обеспечивать функционирование и развитие региона, это бесспорно реально существующая необходимость. Существующая система местного самоуправления не эффективна и со своими задачами справляется слабо. Формируемое единство публичной власти в России, включающее усиление влияния государства в деятельности органов местного самоуправления, подразумевает в том числе, что глава субъекта вправе отстранить от должности своим решением главу муниципального образования, органы государственной власти в ряде случаев участвуют в назначении на должность и в освобождении от должности в органах местного самоуправления. Современную структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава, местная администрация, контрольно-счетный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования. В компетенции представительного органа: принятие устава, утверждение бюджета, установление налогов, утверждение планов развития, определение порядка распоряжения имуществом, принятие решений по муниципальным предприятиям, а также принятие решения об отстранении главы муниципального образования. Высшим должностным лицом местного самоуправления является мэр, глава города, района, поселка, муниципального образования. Выборы в муниципальных образованиях могут осуществляться назначением местного представительного органа (городская дума, совет депутатов и др.), избирательной комиссией, судом. Категории лиц, которые могут принимать участие в местных выборах, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации могут включать и другие категории (например, не Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 имеющие постоянной регистрации по месту жительства, но зарегистрированные по месту пребывания в избирательном округе). Избирательная комиссия муниципального образования является самостоятельным муниципальным органом. Финансирование выборов в муниципальных образованиях осуществляется из местных бюджетов. Выделяют восемь видов муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, в городах федерального значения – внутригородская территория, городское и сельское поселение, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ [3]. По данным официальной статистики в России 20 303 муниципальных образования. Изменения в законодательстве, происходящие в настоящее время, предполагают снижение количества муниципальных образований до трех видов: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория городов федерального значения. Деление на муниципальные образования планируется осуществлять не по территории, а исходя из численности населения. Закрепляется выборность прямым голосованием главы образования и состав управляющего органа. Также, предполагается введение показателей эффективности деятельности. Вступление в силу изменений законодательной базы местного самоуправления планируется в 2023 г. Переходным будет являться период до 2028 г. Нормативно-правовая база местного самоуправления закрепляет его самостоятельность, возможность народа принимать участие в управлении, обеспечение демократии. Несмотря на несовершенство системы местного самоуправления в России, ряд мер получили широкое распространение. Так, с развитием информационно-телекоммуникационных технологий обеспечена возможность обращения граждан с предложениями по решению проблем субъекта самоуправления. Однако, участие народа в управлении по-прежнему нельзя считать активным. Прежде всего, отсутствуют достаточная нормативно- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5 правовая основа выражения народной воли, в том числе при выдвижении кандидатов на должности в органы местного самоуправления. Также, составной частью указанной проблемы является закрытость этой структуры. Несмотря на функционирование сайтов, публичность представляемых отчетов, у населения практически нет возможности проверки представляемых данных. Однако, следует отметить, что указанные явно существующие недостатки остаются актуальными в том числе в связи с существующим менталитетом русского народа. На протяжении веков власть в России имеет ярко выраженный вертикальный характер, демократия в самом объективном её воплощении трудно реализуема в России. Эффективному развитию местного самоуправления мешают такие проблемы государственного масштаба как недостаток финансово-материальных ресурсов. Проблема централизованного распределения финансов, сложность формирования внутреннего капитала, отток населения из неперспективных регионов не позволяют решить проблему финансового обеспечения. Проблема развития производства, предпринимательства, экономики является также результатом экономической отсталости регионов. Многие из проблем возможно решить исключительно на законодательном уровне, однако историческое развитие России показывает, что любое реформирование осуществляется долго и тяжело. Обусловленность же местного самоуправления близостью к власти народа, требует четкой и отлаженной работы этого механизма. Современные тенденции укрупнения регионов, отсталость сельских регионов, некомпетентность кадров в субъектах управления не способствуют развитию местного самоуправления как института народовластия. Список литературы: 1. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2. Европейская хартия местного самоуправления принята Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1985 году, ратифицирована Россией в 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Васильев В.И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 149-161. 4. Лексин В.Н. Местное самоуправление и местная власть в современной России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. № 4. С. 6-27. 5. Масилова М.Г. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и пути их решения // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2019. Т. 11. С. 170-179. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 7