- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Благочевская Н.А.
PDF файл статьиУДК 004.9 Благочевская Наталья Анатольевна преподаватель информатики Кемеровский кооперативный техникум, Россия, г. Кемерово e-mail: Natalya_blagoche@mail.ru РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье представлены цели совершенствования воспитания в образовании. В последние годы одним из приоритетных направлений государственной политики стало развитие воспитания в системе образования России. В статье подробно излагаются основные задачи и направления воспитания в современном обществе. Ключевые слова: ФГОС, образование, общество, нравственные ценности. Blagochevskay Natalia Anatolievna The teacher of informatics Kemerovo cooperation technical college Russia, Kemerovo DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION Abstract: The article presents the goals of improving upbringing in education. In recent years, one of the priorities of state policy has been the development of education in the Russian education system. The article describes in detail the main tasks and directions of education in modern society. Key words: Fund of state estimated funds, education, society, moral values. В последние годы одним из приоритетных направлений государственной политики по праву стало развитие воспитания в системе образования России. Что свидетельствует об актуальности проблемы целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, в том числе и в средних специальных учебных заведениях. В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования (СПО) признается совершенствование Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 1 воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности. В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». Обучающиеся системы среднего профессионального образования — это новое поколение российских граждан с радикально изменившимися за последнее десятилетие мотивами поведения, нравственными ценностями, ориентирами и проблемами. Сложившиеся у молодежи ценности, имеют преимущественно инди- видуально-личностную направленность, связанную с повышением роли материального фактора и осознанием этого обстоятельства. Ценности же социального характера, гражданские, патриотические, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодежью как доминирующие цели их деятельности. Учреждения системы СПО являются неотъемлемой частью всей системы российского образования, важнейшим звеном экономической, социальной, культурной сфер страны. Именно от воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень развития личности молодого специалиста, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических качеств. Особенности нынешнего этапа развития учреждений, обеспечивающих получение среднего профессионального образования, связаны с переходом к практической реализации идей новой воспитательной парадигмы, основу которой составляет идеологическое воспитание молодежи. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Целью идеологической и воспитательной работы в современных условиях является привитие подрастающему поколению граждан основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность Российской государственности, и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства. Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Самой важной задачей в процессе становления личности является культурно-нравственное воспитание. Воспитание и развитие нравственности и высокой культуры российского интеллигента является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Основными средствами культурно-нравственного воспитания обучающихся является организация их досуга, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение их к участию в научной, спортивной жизни, в художественной самодеятельности, знакомство с различными видами и жанрами искусств. В законе Российской Федерации «Об образовании» духовно нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Духовно нравственное воспитание — это организованная и целенаправленная деятельность на формирование высших нравственных ценностей у молодёжи, а также качеств патриота и защитника отечества В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности обучающихся, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Значительную роль в социализации и воспитании обучающихся в учреждениях СПО играют преподаватели и мастера п/о, организованные ими разнообразные формы урочной, внеурочной и социально значимой Не все преподаватели готовы сегодня к реализации федеральных и региональных законов об образовании, провозглашающих единство воспитания, обучения и развития человека важнейшими приоритетами образования деятельности обучающихся. Их деятельность также требует обновления. В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура преподавателя, тем интереснее этот диалог для обучающихся, тем глубже они осознают богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная подготовка преподавателя, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. В условиях современного мира преподавателю необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в своей деятельности. Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы. Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность обучающихся в общении. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства. Социализация–процесс вхождения индивида в общество. Данный процесс осуществляется по двум направлениям: в первом направлении индивид является объектом общественного воздействия, включаясь в систему Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 социальных отношений, он усваивает культурный опыт общества, ценности и нормы. Во втором направлении, социализируясь, индивид все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры, т.е. становясь субъектом социальных отношений – действующим лицом. В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру. Педагогическое управление воспитанием предполагает помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания. Самовоспитание — это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех обучающихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у обучающихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга. Воспитание в учреждениях среднего профессионально образования рассматривается как: развитие личности гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей национальной культуры; "вхождение" обучающегося в среду культуры, формирование позиции субъекта, способного к жизнетворчеству и самостоятельному выбору действий в социуме; обеспечение социальной защиты и охраны жизни и здоровья молодежи, их прав; формирование гуманистической позиции педагога, его способности к сотрудничеству. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Обучающимся смогут прививать базовые ценности на уроках и онлайн. Будет усилена воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности. Реалии современного мира требуют, чтобы в содержании учебно- воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования отражались абсолютные ценности современного российского общества. Список литературы: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021 № 450 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 6