- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДТП
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Блинов Д.А.
PDF файл статьиУДК 343.985.44 Блинов Дмитрий Андреевич студент 2 курса магистратуры Саратовская государственная юридическая академия, Россия, г. Саратов e-mail: darja9807@mail.ru РОЛЬ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДТП Аннотация: Автор указывает, что одной из форм специальных знаний при расследовании ДТП является автотехническая экспертиза, делает вывод, что для качественного и полного проведения автотехнической экспертизы необходимо подробная фиксация осмотра места происшествия, указывает, проблемы которые существуют в данной сфере. Ключевые слова: следы на месте происшествия, обстановка дорожно- транспортного происшествия, проблемы при осмотре места ДТП. Blinov Dmitry Andreevich 2nd year master student Saratov State Law Academy, Russia, Saratov THE ROLE OF THE INSPECTION OF THE SCENE OF THE ACCIDENT IN THE APPOINTMENT OF AN AUTO TECHNICAL EXAMINATION IN THE INVESTIGATION OF AN ACCIDENT Abstract: The author points out that one of the forms of special knowledge in the investigation of an accident is an auto-technical examination, concludes that for a high-quality and complete auto-technical examination, a detailed recording of the inspection of the accident scene is necessary, indicates the problems that exist in this area. Key words: traces at the scene of the accident, the situation of a traffic accident, problems during the inspection of the accident site. Тема ДТП была и остается очень актуальной, ведь почти каждый день в ДТП погибают и получают различные тяжелейшие травмы участники дорожного движения. Так, например, по данным ГИБДД на ноябрь 2021 года было 11 091 ДТП в которых погибло 1 330 человек, ранено 13 688 человек, из них погибло 58 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 1 лиц до 18 лет, а ранено 1493 ребенка, часть из которых так и останутся инвалидами на всю жизнь [1]. В процессе расследовании ДТП, как правило, широко используются специальные знания, поскольку следователь без привлечения специалиста не может достаточно точно определить, например, с какой скоростью двигались транспортные средства, оценить техническое состояние транспортных средств попавших в ДТП, оценить иные обстоятельства происшедшего. Все это требует применения специальных знаний. Термин «специальный» означает: 1) особый, исключительный для чего-нибудь предназначенный; 2) относящийся к отдельной отрасли чего-нибудь, присущий той или иной специальности» [2]. То есть, специальными знаниями можно считать особые исключительные, особенные знания в определенной области. В рассматриваемом нами случае, в области связанной с совершением дорожно- транспортных происшествий. В юриспруденции специальные знания, как правило, связаны с проведением экспертиз. Наиболее распространенной экспертизой в области дорожно-транспортных происшествий является автотехнические экспертизы. Данная экспертиза проведенная по делу способна дать значительную информацию по делу, а именно, определить траекторию движения автотранспортных средств, исследовать механизм развития ДТП, ответить на вопросы о тезническом состоянии автотранспортных средств участвовавших в ДТП, о величине тормозного и остановочного пути, а также о наличии у водителя технической возможности предотвратить ДТП, а также ответить на другие вопросы связанные с ДТП. Объектами автотехнической экспертизы являются место ДТП, а также техническое состояние автотранспортных средств участвовавших в ДТП. Для того, чтобы результаты экспертизы были достоверны и представляли наибольшую информацию по делу требуется значительная предварительная работа со стороны следователя, поскольку в распоряжение эксперта необходимо представить качественно и полно составленные результаты осмотра места происшествия ДТП, состояние автотранспортных средств участвовавших в ДТП. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Такими материалами служат фототаблицы, чертежи, схемы осмотров места ДТП, а также информация о состоянии дороги [3]. Как указывает Абрамочкин В.В.: «Первым шагом на пути установления обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, является осмотр места происшествия, в ходе которого происходит обнаружение, фиксация и изъятие различных следов» [4]. Следы несут в себе сведения о внешних признаках отображаемого объекта, его внутренних свойствах и структуре, механизме следообразования и других обстоятельствах произошедшего. Грамотное и полное описание следов на месте ДТП требует от следователя знания специфики расследования дел о ДТП, кроме того, это часто связано с использованием дополнительных технических средств. Например, специалисты указывают, что наилучшим ракурсом будет верхняя точка обзор [5]. Верхняя точка обзора, соответственно, требует наличия специального оборудования, которое позволит снять место ДТП с такой точки. Например, такое, как поясные стедикамы (например, модели FlycamC5) а также операторские мини-краны, позволяющие осуществить съемку именно с верхней точки обзора. К сожалению, далеко не все следственные участки оснащены подобным оборудованием, поскольку оно достаточно дорогостояще, кроме того, не все следователи обладаю достаточно квалификацией для полноценного использования данного оборудования. Сложности в осмотре и фиксации обстановки на месте происшествия, преобладание материальных следов а также отсутствие практических навыков по работе с техническими средствами часто приводит к ошибкам. Так, по одному из дел суд указывает, что указание в схеме места ДТП 5 фотоснимков, а приобщение 7 суд считает технической ошибкой, так как все фотоснимки содержат изображение места ДТП. Такой же технической ошибкой суд считает указание в первоначальном протоколе осмотра места происшествия об электрическом освещении, так из других доказательств следует, что освещение было естественное (см. схему места ДТП, показания свидетелей и потерпевшего). Отсутствие на схеме места ДТП знаков "Внимание слепые", Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 "ограничение скорости" после перекрестка, суд считает несущественным, так как первый знак не налагает каких-либо ограничений по скорости, а второй действует за перекрестком, на котором произошло ДТП. Как видно из приведенного примера, в данном случае следователем было допущено достаточно много ошибок и хотя суд их счел их не влияющими на сущность рассмотрения дела, тем не менее, данные ошибки могли повлиять на исход рассмотрения, что совершенно недопустимо. То есть, по итогам рассмотрении можно сделать вывод, что, существуют следующие проблемы при осмотре места ДТП: - не во всех регионах имеются специализированные следственные отделы по расследованию ДТП, то есть отсутствует узкая специализация у следователей, которые, как правило, не осведомлены о специфике проведения осмотра места происшествия на месте произошедшего ДТП; - далеко не всегда присутствует ненадлежащее техническое оснащение следственно-оперативной группы при осмотре ДТП. Список литературы: 1. Показатели состоянии безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 25.02.2022 г.) 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. М.: Рус. яз., 1986. 797 с. 3. Ермаков Ф.Х. Установление безопасной скорости движения транспортных средств и ее использование при расследовании дорожно- транспортных происшествий // Российский следователь. 2018. № 13. С. 2-5. 4. Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. М.: Изд-во «Щит-М», 2010. 239 с. 5. Демидова Т.В., Беляев М.В. К вопросу о применении фотофиксации следов при осмотре места дорожно-транспортного происшествия // Эксперт- криминалист. 2015. № 3. С. 10. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5