- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2018"
Автор(ы) статьи: Быкова Н.С.
PDF файл статьиУДК 37 Быкова Н.С. студентка 2 курса магистратуры, факультет управления и социально- технических сервисов Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Россия, г. Нижний Новгород К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: Статья посвящена изучению истории развития проектной деятельности в образовательном процессе. Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, инновационная технология, личностно-ориентированный подход. TO THE QUESTION OF THE HISTORY OF PROJECT DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS Abstract: The article is devoted to the study of the history of the development of project activities in the educational process. Key words: project activity, project method, innovative technology, student- centered approach. Проектная технология является инновационной технологией, которая способна решить такие задачи, которые стоят перед современной школой, как: стимулирование творческой деятельности учащихся, осуществление связи с жизнью, способствование практическому освоению действительности. Проектное обучение – это совокупность дидактических, психолого- педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию. Широкое применение термин «метод проектов» получил в начале XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями данного термина считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали выстраивать процесс обучения на активной основе – через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни [1]. 1 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 Решение проблем, взятых из реальной жизни, являются значимым для ребенка, а также требуют использование уже полученных знаний. Владея определенной совокупностью знаний и посредством проектной деятельности, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, ученик практически применяет полученные знания. Концептуальные положения теории Джона Дьюи кратко можно сформулировать следующим образом: ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения [1]. Таким образом, проектное обучение считается успешным, если учебный материал воспринимается учащимися как некая проблема, которую необходимо решить, и они готовы активно заниматься этим, находя связь с жизненными ситуациями. Идеи Джона Дьюи продвигались его учениками и последователями - американскими педагогами Е. Пархерст и В. Килпатриком [1] в период с 1884 по 1916 гг. в различных учебных заведениях. Одним из путей реализации идей Джона Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» в виде конкретных заданий, связанных с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний все-таки сужался. Предположением Вильяма Килпатрика о стимуле побуждения учащихся к деятельности для достижений определенных целей и связанных с ними приобретениями новых знаний стал «рефлекс цели». Многие идеи этого педагога развиваются и на современном этапе развития общества, актуальная идея повышения эффективности обучения учащихся через тщательное планирование той деятельности, которая их интересует. В России метод проектов начал свое развитие практически параллельно с разработками американских педагогов. Проектный метод использовался в http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 2 вузовском обучении в 20-х годах ХХ века, и находился в центре внимания С.Т. Шацкого, В.Н Росинского, А.С. Макаренко и многих других [2]. Повышенный интерес к развитию идей метода проектов вновь возник в педагогической практике нашей страны в 80-е годы – вместе с развитием технологий компьютерной телекоммуникации. В учебных заведениях акцент с авторитарно-командных педагогических нравов, в сторону педагогики сотрудничества, идей приоритетности субъектности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и обучения, нацеленности всех ступеней образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся. Сам метод проектов также получил развитие – стали появляться подробные педагогические разработки. Данный метод благополучно интегрировался в комплекс других образовательных методов. Тем не менее, сущность метода проектов - стимуляция интереса учеников к знанию и умение применять эти знания на практике для решения конкретных проблем вне стен школы – не претерпела изменений. Cписок литературы: 1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Н.А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд. центр: «ОмГУ», 2015. – 59 с. 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – 608 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 3 http://tribune-scientists.ru