- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Куринёва О.А.
PDF файл статьиУДК 371.4 Куринёва Оксана Алексеевна, студентка кафедра социально-экономического образования и философии Сургутский государственный педагогический университет Россия, г. Сургут e-mail: oksana_kurineva@mail.ru Научный руководитель: Кормина Е. Я. кандидат педагогических наук, доцент Сургутский государственный педагогический университет Россия, г. Сургут ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Аннотация: Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они – в соответствии и с требованиями современной системы образования, и с требованиями логики управленческого процесса – должны быть направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод ее в новое качественное состояние. Другими словами, любое управленческое решение должно работать на повышение качества образования, формирование развивающей комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности, становлению педагогических, творческих компетенций творческого коллектива. Ключевые слова: менеджмент, педагогический менеджмент, менеджер творческого коллектива. Kurineva Oksana Alekseevna Student department of socio-economic education and philosophy Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut Scientific adviser: Kormina E. Ya. candidate of pedagogical sciences, associate professor Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut THE SIGNIFICANCE OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE CREATIVE TEAM 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The educational management system consists of management cycles, different in time, objects and goals, but all of them – in accordance with both the requirements of the modern education system and the requirements of the logic of the management process – should be aimed not only at ensuring the functioning of this system, but and to transfer it to a new qualitative state. In other words, any management decision should work to improve the quality of education, the formation of a developing comfortable educational environment that promotes socialization and personal development, the formation of pedagogical, creative competencies of the creative team. Key words: management, pedagogical management, manager of the creative team. Английское слово «менеджмент» в переводе означает «управление», «заведование», «организация» [1]. Такое толкование можно найти в обычном англо-русском словаре, где термин переведен вне профессионального контекста. В специальных словарях (философском экономическом, иностранных слов и т.п.) менеджмент трактуется как совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли, т.е. речь идет о сфере производства и бизнеса, где термин был употреблен впервые. Позже принципы менеджмента стали использовать в разных областях экономики и жизнедеятельности общества, человека, соответственно этому возникли сочетания: «менеджмент в торговле», «менеджмент в строительстве», «менеджмент в спорте», «менеджмент в образовании» и т.п. Педагогический менеджмент – комплекс принципов, способов, организационных форм и технологических приемов управления учебно- воспитательным и учебно-познавательным процессом, сориентированных на повышение его результативности. Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на увеличение эффективности их функционирования и развития. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 «Педагогический менеджмент в сфере образования» обозначает управление образовательным учреждением. В широком смысле – это совокупность подходов, методов и приемов управления какой-либо социальной системой, направленных на достижение стратегических целей и задач, способствующих ее дальнейшему развитию и обеспечению конкурентоспособности через повышение качества оказываемых образовательных услуг. Под менеджментом творческого коллектива мы понимаем, во-первых, вид деятельности по руководству коллективом людей занимающихся творчеством; во-вторых, интегрированную науку, специфическую область человекознания, помогающую осуществить функцию развития творческого коллектива; в- третьих, профессию менеджера, который осуществляет деятельность по управлению. Основные характеристики менеджмента творческого коллектива можно выделить по следующим основаниям [2]: 1. Методология: ценностные ориентации, философия творческого труда, философия бизнеса. 2. Цель деятельности: через удовлетворение личных целей, интересов и потребностей каждого участника творческого коллектива, добиваться успеха в достижении коллективных целей, а также создание условий для саморазвития и становления культуры профессиональной деятельности. 3. Объект: отношения, в которых личность формируется и развивается; коллектив как совокупность личностей и отношений. 4. Содержание деятельности: работа с личностью и ее сознанием. 5. Доминирующие методы деятельности: социально-психологические, социально-экономические, социально-педагогические, обеспечивающие создание эмоционально-благоприятной атмосферы для становления субъектной позиции участника творческого коллектива. В основу формирования концепции менеджмента творческого коллектива должны лечь прогрессивные идеи теории и практики современного 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru менеджмента, продуктивные идеи теории управления, а также гуманистические традиции мировой и отечественной педагогической мысли. Насыщение концепции менеджмента творческого коллектива разработкой педагогического содержания принципа гуманизма позволяет осуществлять концептуальный синтез блока методологических идей и определить объекты и содержание управленческой деятельности [3, 4]. 1. В методологический блок менеджмента творческого коллектива должны быть включены – теория фундаментализации знания и интегративно- культорологический подход – их конкретный инструмент, а также тория личности и деятельности. Без них невозможен научный подход к познанию и конструированию управленческой деятельности. Становится ведущим в профессиональной подготовке будущих специалистов подход, основывающийся на культуре как ценности, взаимосвязи, единстве этической, профессионально- производственной и культурной творческой деятельности, формировании личностно-квалификационной модели менеджера творческого коллектива, исходя из структуры его деятельности и типологии решаемых задач. 2. Следующий блок мотивационный. Главный аргумент выделения мотивационного блока менеджмента творческого коллектива: выделение мотивации в отдельную функцию управления и неосвоенность ее в отечественном управлении. В менеджмента стало аксиоматичным положение: мотивация субъектов определяется их потребностями (физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо, пробуждающее в человеке состояние устремленности). Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных или коллективных целей. Таким образом, менеджмент творческого коллектива включает изучение структуры участников творческого процесса, использование мотивации в достижении целей, создание условий для удовлетворения потребностей высшего порядка: потребности в самовыражении, в уважении, в достижении успехов и признании их другими, в успехе и причастности; интерес к самой деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 3. Целевой блок. Основу его разработки составит целевой подход или «управление по целям», позволяющие предельно конкретизировать управление, стимулировать творчество. Качественные и количественные оценки каждой позиции включают механизм самоконтроля, который намного действеннее контроля внешнего. При таком подходе, по мнению психологов, происходит интериоризация целей. В менеджмент творческого коллектива, в разработке целей и принятии решений оправдывают себя коллективные или коллегиальные формы. Они становятся обязательными при разработке стратегических целей развития творческого коллектива. 4. Теоретический блок менеджмента творческого коллектива составляют прогрессивные идеи теории управления коллективом. 5. Идеи технологического блока определяются аксиологическим ядром концепции: они человекоориентированы. Таким образом, гуманистическая основа менеджмента творческого коллектива позволяет перевести управленческие процессы творческого коллектива на качественно новый уровень, усилить их психолого- педагогический и культурологический аспекты, целенаправленную ориентацию на личность. Список литературы: 1. Осипова Т.В. Система подготовки будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. С. 170-175. 2. Плотникова С.А. Проблемы и перспективы управления хореографическим образованием // Студенческая наука XXI века. 2016. С. 50-52. 3. Суминова Т.Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (бакалавр, магистр). М.: МГУКИ, 2014. 104 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5 4. Тимошенко Е.В. Менеджмент в хореографии: курс лекций. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. 210 с. 5. Фильченкова Е.А., Фильченков М.Б. Роль менеджмента в профессиональной подготовке хореографа // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. 2019. С. 274-277. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 6