- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА В РАБОТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Муравьева А.М.
PDF файл статьиУДК 321.01 Муравьёва Александра Михайловна студентка 4 курса бакалавриата Политологический факультет Московский педагогический государственный университет Россия, г. Москва e-mail: sashasasha32000@mail.ru КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА В РАБОТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению различных концепций общественного договора в работах консерваторов и либералов, их сходства и отличия. Эти философы, с точки зрения их идеологической направленности, по- разному описывали такие важные составляющие общественного договора, как идею естественного права, идею государства как гаранта защиты прав и свобод человека, идею установления закона и образования государства путём договора, идею народа как суверена власти. Также даётся авторское определение общественного договора. Ключевые слова: общественный договор, социальный контракт, естественное право, власть, свобода, государство. Muravyova Alexandra Mikhailovna 4th year bachelor student Faculty of Political Sciences Moscow Pedagogical State University Russia, Moscow THE CONCEPT OF THE SOCIAL CONTRACT IN THE WORKS OF REPRESENTATIVES OF VARIOUS IDEOLOGICAL CURRENTS Abstract: The article is devoted to the consideration of different concepts of the social contract in the works of conservatives and liberals, their similarities and differences. These philosophers, in terms of their ideological orientation, differently described such important components of the social contract as the idea of natural law, the idea of the state as the guarantor of human rights and freedoms, the idea of establishment of law and state formation by contract, the idea of people as the sovereign of power. The author's definition of the social contract is also given. Keywords: social contract, natural law, power, freedom, state. Общественный договор является соглашением народа и власти на основе права или традиций, по заключению которого народ передаёт все свои права или 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru их часть государству, которое обязуется обезопасить население и защитить его права и свободы. Трактовка общественного договора разных философов отличается друг от друга и модифицируется со временем, отвечая запросом реалий. Консервативные концепции социального контракта появились раньше остальным. Смысл таких концепций заключается в добровольном ограничении личной свободы людей путём полного переноса естественного права на государство или лично государя для предотвращения «войны всех против всех» или же путём передачи части прав (более мягкий вариант). «Консерватизм – идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций» [1]. Идеология классического консерватизма заключается в приверженности традиционным ценностям, религиозным или социальным доктринам. К признакам классического консерватизма можно отнести: традиционализм, стремление человека сохранить привычный уклад жизни, представление о богоданном порядке вещей, сбережение опыта предшествующих поколения, ценность интуитивного опыта человека. Общество является продуктом исторического развития. При этом здесь человеческая природа злостна, поэтому человека нужно защищать от самого себя. Соответственно общество ценится больше отдельного человека, а его права являются только следствием его обязанностей. Люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими. Консерваторы являются противниками демократического режима. Главным представителем классического консерватизма в теории общественного договора является Т. Гоббс. Так, философ отмечает, что в естественном состоянии люди злы и эгоистичны и находятся в состоянии «война всех против всех», поэтому им нужна защита друг от друга. Безопасность является главной задачей договора между властью и народом. Взамен этой безопасности люди полностью отказываются от своих индивидуальных прав и 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru передают их власти. Люди добровольно соглашаются на то, что над ними будут властвовать и что у них будут определённые обязательства перед государством. Также государство стремится к общему благу, преобладают коллективные ценности. К тому же Гоббс был противником разделения властей [2]. Также социальный контракт можно рассматривать с точки зрения либертарианского консерватизма, суть которого состоит в том, чтобы сохранить традиции в государстве и двигаться по консервативному пути развития, но при этом и сохраняя индивидуальную свободу человека. Также важным аспектом является защита частной собственности. Согласно принципам либертарианства, все отношения между людьми должны носить добровольный характер. От данного течения идёт также анархо-капитализм и минархизм. Идеологом данного течения в понимании теории общественного договора является Р. Нозик, который в своей концепции большое внимание уделял праву на частную собственность и говорил о 3 принципах: принцип справедливости приобретения, принцип справедливости передачи и принцип ректификации. Философ говорил о «минимальном государстве», которое должно вмешиваться в экономическую и социальную сферы, если это необходимо, одной из главных его задач является защита неотъемлемых прав граждан. Также предпочтение Нозик отдавал анархии [3]. Если говорить об идеологии либерализма, то главным является незыблемость неотъемлемых прав и свобод человека, что есть высшая ценность. «Либерализм – идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы» [1]. Признаками классического либерализма будут являться формальное равенство перед законом; управление государством людьми, способными создать производство, бизнес, где последний есть необходимая социальная среда для выявления наиболее достойных людей для управления; отвергает сословное деление; вера в поступательное развитие общества и государства, при котором Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru 3 Запад – центр мира, движущая основа; формационный принцип развития человечества; государство выполняет только роль «ночного сторожа» и не более; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; многопартийность; каждая партия должна быть выразителем интересов всех социальных групп; признание конституции; наличие парламента. К идеологам классического либерализма можно отнести концепции социального контракта Б. Спинозу, Ш. Монтескье. Б. Спиноза говорил о том, что государство должно действовать так, чтобы оно не подрывало свой авторитет или не вызывало негодование народа. Здесь также говорится о том, что каждый индивид переносит свои силы («мощь») всему обществу, целью которого является общее благо. Спиноза считал демократическое государство самым могущественным, так как оно могло править подданными благодаря разумным законам, гарантирующих свободу, равенство и общее благо; также отвергал абсолютную монархию [4]. В этом же духе можно говорить об идеях Ш. Монтескье, который считал, что народ должен иметь законодательную власть и управлять самим собой, но так как это невозможно, ему приходится представлять свои интересы через посредников. При этом философ говорил не об общей воли народа, а общей воли государства. Также основанием политики он считал не общественный договор или согласие, а объективный закон справедливости. Монтескье говорил о всеобщей взаимной справедливости, которая должна базироваться на разуме [5]. Также теорию общественного договора можно рассмотреть через призму экономического либерализма, являющийся частью классического либерализма, при котором происходит поддержание и пропаганда минимального вмешательства государства в экономику. Представители данного течения выступают за экономическую свободу, свободный рынок, без чего невозможна социальная солидарность и политическая свобода. Поддерживают предельную свободу конкуренции и торговли. Представителем экономического либерализма в идеях социального контракта является Дж. Бьюкенен, который является автором теории Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru 4 общественного выбора. Философ выделяет 3 главных права: право на жизнь, право на свободу и право на собственность. Он считает также, что человек должен быть рациональным, «экономическим»; поддерживает индивидуализм. Отмечает ценность индивидуальной свободы отдельного человека. В таком государстве существуют экономические правила, которые и являются критерием эффективности и справедливости. Считал, что общество может развиваться без вмешательства государства в экономику. Также философ был сторонником конституционной демократии [6]. Также можно говорить о консервативном либерализме, суть которого заключается в либеральной политике с более консервативным мнением по ряду различных вопросов. Так, представители данного течения поддерживают экономический либерализм, а также более активно борются с криминалом и серьёзнее наказывают преступников. Права и свободы человека являются также высшей ценностью, но они защищаются посредством сильного государства. Часто существует опора на церковь. Здесь можно отметить таких философов, как Дж. Локк, И. Кант, Ф. Хайек. Ярким представителем теории социального контракта с точки зрения консервативного либерализма является Дж. Локк, который отмечает, что при заключении договора народ отдаёт государству лишь часть своих прав, но при этом основной задачей государства также остаётся безопасность, к которой добавляется защита неотъемлемых прав народа. При этом Локк пишет, что законодательную власть следует отделить от судебной, исполнительной и федеративной. Здесь народ выступает сувереном и имеет право не поддерживать правительство, которое не выполняет свои обязанности. Локк был сторонником конституции, также отмечал, что идеалом является парламентская монархия [7]. И. Кант в своих работах размышлял об идеале правового государства, в котором существует верховенство закона и которое должно гарантировать сохранение правопорядка в обществе, народного суверенитета и разделения властей, при том законодательная власть осуществляется по воле граждан – Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru 5 выражение практического разума. Свобода в таком государстве определяется всеобщим законом. Наилучшей формой правления Кант считал автократию [8]. Если рассмотреть социальный контракт с точки зрения Ф. Хайека, то он выступает за минимальное вмешательство государства в экономическую и социальную сферы, так как это может привести к тоталитаризму и к угрозе принципу рыночной экономики в целом. При этом слишком высокий уровень свободы рыночной экономики может привести к диктату. Также он говорит об идее «истинного» индивидуализма людей. Философ считает, что конкуренция является двигателем прогресса и стимулирует увеличение благосостояния граждан [9]. Интересна трактовка теории общественного договора с точки зрения социального либерализма, главным отличием которого является выступление за вмешательство государства в экономику для поддержания конкурентной рыночной обстановки и борьбы с монополизацией. Государство должно обеспечивать перераспределение части общественного продукта в пользу социально слабых членов общества, оказывая им поддержку и тем самым способствуя гармонизации общественных отношений и укреплению социальной и политической стабильности. Представители социального либерализма выступают за социально-ориентированную рыночную экономику. Ярким представителем социального либерализма в договорной теории является М. Олсон, который предложил модель авторитарного государства «оседлый бандит», где у государства важная роль в экономике: «оседлый бандит» формирует свою систему налогообложения, благодаря которой граждане могут накапливать часть средств; заинтересован в экономическом развитии своей территории; способствует развитию хозяйственной деятельности. При этом главным критерием общества должна выступать справедливость. Люди заключают договор, основанный на главенствующих принципах законности, которые определяют политическое и экономическое положение общества. Этими принципами являются принцип равенства свобод и принцип неравенства [10]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru 6 Также можно сказать об одном из авторов теории общественного выбора – Г. Таллоке, который писал, что предпосылками появления теории общественного согласия являются либерализм в его классической форме и представление политики как особого вида рынка. Теория общественного выбора выступает за высокий уровень участия человека в экономической сфере, а также за индивидуализм. Абсолютно все люди ищут экономическую выгоду. Политика же является нерациональной, так как граждане платят налоги, чтобы получать общественные блага [11]. Исследовав различные консервативные и либеральные концепции общественного договора, можно сказать, что большое значение уделяется роли государства в экономической и социальной сферах, и в зависимости от идеологического течения это вмешательство может быть как минимальным, так и максимальным. Также важным аспектом, особенно в идеологии либерализма, являются права и свободы людей и их гарантированность и защита, причём сам объём этих прав меняется в зависимости от идеологии. Так, при классическом консерватизме люди взамен на безопасность передают все свои права государству, а при классическом либерализме лишь часть. В любом случае философы этих идеологий рассматривали такие важные составляющие общественного договора, как идею естественного права, идею государства как гаранта защиты прав и свобод человека, идею установления закона и образования государства путём договора, идею народа как суверена власти. При этом изначально теория социального контракта имела только консервативный характер, а уже с течением времени её начали рассматривать с точки зрения либерализма. Список литературы: 1. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004. 1074 с. 2. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 29.04.2022 г.). 3. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с. 4. Спиноза Б. Политический трактат. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000131/ (дата обращения 29.04.2022 г.). 5. Монтескье Ш. О духе законов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf (дата обращения 29.04.2022 г.). 6. Бьюкенен Конституция экономической политики. [Нобелевская лекция 1986 г.]. // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 104-116. 7. Локк Дж. Два трактата о правлении. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.reformed.org.ua/2/86/Locke (дата обращения: 29.04.2022 г.). 8. Кант И. К вечному миру. Сочинения в 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1965. (Философ. наследие). 743 с. 9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005. 264 с. 10. Олсон М., МакГир М. Экономика деспотии и правило большинства: невидимая рука и применение силы. // Экономическая политика. 2010. № 2. С. 114-128 11. Таллок Г. Общественные блага, распределение и поиск ренты. М.: Издательство Института Гайдара, 2011. 224 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 http://tribune-scientists.ru 8