- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Кудрявцева А.В.
PDF файл статьиУДК 376.42 Кудрявцева Анна Владимировна студентка 2 курса магистратуры, факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск e-mail: ane4ka.1976@mail.ru Научный руководитель: Сергеева А.И. кандидат педагогических наук, доцент Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Аннотация: Автор статьи поднимает вопрос об эффективности коррекционной работы по развитию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи нарушены основные компоненты речевой системы, в частности грамматическое структурирование речи. В статье даётся анализ коррекционной работы по этому вопросу и представлены результаты исследования. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, коррекционная работа, грамматический строй речи, эффективность, дидактические игры, анализ, диаграмма. Kudryavtseva Anna Vladimirovna 2nd year master student, Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk Scientific adviser: Sergeeva A.I. candidate of pedagogical sciences, associate professor Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF CORRECTIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF THE GRAMMATIC STRUCTURE OF 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH LEVEL 3 OHP THROUGH DIDACTIC GAMES Abstract: The author of the article raises the question of the effectiveness of correctional work on the development of the grammatical structure of speech in older preschool children with general speech underdevelopment. It is noted that the main components of the speech system, in particular the grammatical structuring of speech, are violated in children with general speech underdevelopment. The article provides an analysis of correctional work on this issue and presents the results of the study. Keywords: general underdevelopment of speech, correctional work, grammatical structure of speech, efficiency, didactic games, analysis, diagram. Речь является средством общения людей и формой речевого мышления. Своевременное и правильное развитие речи оказывает влияние на психику ребёнка, способствует более осознанно воспринимать и переосмысливать явления и события, происходящие в окружающей среде. незначительное нарушение, как правило, может отразиться на деятельности и развитии ребёнка. Становление психического развития ребёнка всецело зависит от развития его речи. Существуют разнообразные виды нарушений речи, которые наблюдаются у дошкольников, в том числе и общее нарушение речи (ОНР), количество детей с этим нарушением стабильно растёт [3]. Безусловно, этим детям требуется помощь квалифицированных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) в формировании речевых компонентов. Так, сформированность грамматического строя речи является одним из основных аспектов речи, который отвечает за грамматически правильное его использование. В научно-методической литературе придаётся особое значение формированию грамматического строя речи, поскольку он организует устную речь в целом, придавая процессу коммуникации информативность и значимость [2]. В следствие неполноценной речевой деятельности у ребёнка страдает формирование коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, произвольное внимание недостаточно устойчиво, снижено запоминание. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Средством коррекции могут служить разнообразные методы и приёмы, всевозможные современные технологии, связанные с нейро-и гейм техниками. Вместе с тем мы использовали дидактические игры, которые органично вписываются в работу логопедических занятий. Такой выбор был обусловлен тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте [1]. После проведения коррекционной работы мы выполнили оценку её эффективности. Нами диагностированы такие параметры грамматического строя речи, как: структурирование предложения, составленного по картинке; применение предлогов в предложениях; образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах и составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. Прежде всего следует проанализировать результаты задания на составление предложений по картинкам. Средний показатель на констатирующем этапе составил – 0,9 балла, а на контрольном этапе – 2,1 балла. 40% дошкольников грамматически правильно структурируют предложение, составленное по картинке, 30% детей допускают незначительные ошибки (неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения), 30 % - упрощают структуру предложения и нуждаются в развёрнутой помощи экспериментатора. Представим результаты в виде диаграммы на рисунке 1. % 80 в й е т 60 е д о в 40 т с е ч 20 и л о К 0 констатирующий этапконтрольный этап задание выполнено правильно пропуск члена предложения допущение негрубых аграмматизмов допускают грубые ошибки 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Рисунок 1 – Динамика сформированности навыка составления предложений по картинкам Таким образом, имеет место быть положительная динамика по исследуемому навыку. Далее рассмотрим сформированность навыка использования предлогов в предложениях. Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты дошкольников с ОНР по использованию предлогов в предложениях Испытуемый Набранные баллы Констатирующий Контрольный этап Динамика этап 1 1 +2 3 1 2 3 +2 2 3 1 +1 +2 2 1 4 0 1 +1 5 2 1 +1 6 7 0 2 +2 8 +1 0 1 1 +1 0 9 10 +2 0 2 0,5 1,9 +1,4 Средний показатель Результаты, представленные в таблице, подтверждают эффективность проведённой работы по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР. 20% дошкольников правильно применяют предлоги в предложениях, 50% - сами исправляют допущенные ошибки, 30% - исправляют свои ошибки с помощью педагога. Далее рассмотрим результаты сформированности навыка образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах и представим их в виде диаграммы на рисунке 2. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru % 50 в й е 40 т е д 30 о в т с 20 е ч и 10 л о К 0 констатирующий этапконтрольный этап задание выполнено правильно пропуск члена предложения допущение негрубых аграмматизмов допускают грубые ошибки Рисунок 2 - Динамика сформированности навыка образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что 40% детей правильно образуют множественное число существительных в именитель- ном и родительном падежах, 40% - сами исправляют допущенные ошибки и 20% - исправляют ошибки после стимулирующей помощи. В заключении были рассмотрены результаты по сформированности навыка составления предложений из слов, предъявленных в начальной форме. Результаты представим в таблице 2. Таблица 2 Результаты дошкольников с ОНР по сформированности навыка составления предложений из слов, предъявленных в начальной форме Набранные баллы Испытуемый Констатирующий Контрольный этап Динамика этап 3 1 +1 2 3 2 +1 2 2 1 3 +1 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 2 3 3 2 2 2 2,5 2 4 +1 1 5 +1 2 6 +1 2 7 +1 1 +1 8 9 +1 1 1 +1 10 Средний +1 1,5 показатель Отметим, что у всех испытуемых прослеживается улучшение результативности, дети стали лучше составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме. Именно этот навык имеет наибольший средний показатель. Резюмируя полученные выводы необходимо отметить, что коррекционная работа на основе применения дидактических игр способствовала эффективному преодолению нарушений грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С.62-68. 2. Гуженкова Н.В., Павлова И.А. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. Конф. М.: Буки-Веди, 2017. С. 111-113. 3. Сергеева О.А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 682-684. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 6