- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Шангареева Л.Д.
PDF файл статьиУДК 1751 Шангареева Лилия Динаритовна учитель русского языка и литературы Башкирский кадетский корпус имени Героя России А.В. Доставалова Россия, г. Ишимбай e-mail: f_liliya_d@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ Аннотация: Раздел лексики русского языка очень интересен современным школьникам. Особенно - изучение фразеологии. Связано это с тем, что многие устойчивые обороты используются нами чаще в разговорной речи, но, к сожалению, не всегда мы умеем определять эту языковую единицу, а зачастую сталкиваемся с трудностями определения ее значения. Именно поэтому необходимо изучать фразеологию в школе, знакомясь тщательно с ее особенностями. Ключевые слова: лексика, фразеология, фразеологические единицы, устойчивые выражения. Shangareeva Liliya Dinaritovna teacher of Russian language and literature Bashkir Cadet Corps named after Hero of Russia A.V. Dostavalova Russia, Ishimbay FEATURES OF STUDYING PHRASEOLOGY AT SCHOOL Abstract: The vocabulary section of the Russian language is very interesting for modern schoolchildren. Especially the study of phraseology. This is due to the fact that many stable phrases are used by us more often in colloquial speech, but, unfortunately, we do not always know how to define this linguistic unit, and often we encounter the definition of its meaning. That is why it is necessary to study phraseology at school, getting acquainted carefully with its features. Key words: vocabulary, phraseology, phraseological units, stable expressions. Фразеология как раздел науки о языке занимаем одно из самых важных мест в изучении курса русского языка. Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации [1, с. 42]. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru Вопросом изучения фразеологизмов занимались такие выдающиеся и знаменитые лингвисты и методисты, как Багрянцева В.А., Баранов М.Т., Богатырева И.И., Мирошниченко О.Ф., Мокиенко В.М., Текучев А.В., Телия В.Н. и другие. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что совсем недавно учебные заведения стали работать по новым стандартам (ФГОС), что привело к изменениям в проведении урока лексики и фразеологии. Многие учителя недовольны тем, что разделу фразеологии в школьном курсе русского языка отводится малое количество часов. Именно поэтому в задачу учителя входит умение в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах. Таким образом, теперь уроки фразеологии отличаются от прежних уроков, проводимых согласно старым стандартам. Существует очень много трактовок понятия «фразеология», но, по моему мнению, хорошее определение дала Богатырева И.И.: «Фразеология - раздел языкознания, который изучает семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии» [2, с. 35]. Как отмечал А. В. Текучев, цель изучения лексики и фразеологии в школе состоит в том, чтобы дать учащимся представление: а) о характере, количественном и качественном составе русской лексики и фразеологии в целом; б) о путях и источниках обогащения русской лексики и фразеологии в прошлом и настоящем; в) о степени устойчивости существования в языке отдельных слов и некоторых их разрядов; г) об основных семантических пластах русской лексики и их функционировании фразеологизмов в живой речи [3, с. 21]. Методисты выделяют следующие этапы в изучении лексики и фразеологии: 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 1. Пропедевтический этап - начальные классы, где фразеология изучается на практическом уровне, без введения терминов. 2. Систематический этап – изучение раздела «Фразеология». По учебнику Шанского Н.М. раздел изучается в VI классе, а по учебнику Бабайцевой В.В. – в V классе. 3. Аспектное изучение фразеологии – рассмотрение фразеологии в VII-IX классе в связи с другими разделами. 4. Функционально-стилистический этап – фразеология изучается в X-XI классе. Существует некий фразеологический минимум, который должен усвоить каждый школьник. Фразеологический минимум русского языка – это наиболее употребляемые и значимые фразеологические единицы современного русского языка, встречающиеся в текстах художественных произведений, изучаемых в школе: бить баклуши, водить за нос, как с гуся вода, как вилами на воде написано и др. [4, с.106] Существуют упражнения, которые помогают учащимся усвоить значение новых для них выражений. К таким упражнениям относятся: - подбор к данным фразеологизмам лексических синонимов или синонимических рядов: работать засучив рукава - усердно, старательно, прилежно, рьяно; слушать затаив дыхание - внимательно, сосредоточенно, с интересом и др. - замена обычного словосочетания или слова фразеологизмом: быстро бежать – бежал сломя голову, говорить без умолку – говорить не переводя дух и др. - подбор фразеологизмов к данным словам: грустить – повесить нос; пусто – хоть шаром покати и др. - замена одного фразеологизма другим, синонимичным: идти куда глаза глядят – идти на все четыре стороны; как рукой подать – под носом и др. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 - сопоставление синонимичных рядов с нарастанием: приводить в беспокойство - испытывать терпение - выводить из себя - довести до белого каления - привести в бешенство и др. - запись данных устойчивых сочетаний антонимичными парами: держать язык за зубами – чесать языком; в двух шагах – за семь верст, у черта на куличиках и др. - сопоставление пар предложений, где бы данные слова были сначала фразеологическими оборотами, затем свободными сочетаниями: Наши дела шли в гору – Андрей очень долго шел в гору, поэтому решил присесть. Ты что язык прикусил? – Вчера я слишком торопился на работу, что во время еды прикусил язык [5, с. 329]. Таким образом, раздел фразеологии играет большую роль в изучении русского языка, именно поэтому ученики должны научиться не только правильно использовать фразеологизмы, но и переосмыслять их, осознавать, как рождается их образность. Именно при употреблении фразеологизмов школьники могут обогатить свой лексикон, расширить словарный запас и сделать свою речь яркой и образной. Список литературы: 1. Михеева Г. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе // Начальная школа. 2004 . № 24. С.41-43. 2. Богатырева И.И. Материалы к школьному словарю лингвистических терминов // Русский язык. 2010. № 5. С.33-36. 3. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. 414 с. 4. Максяшина Ю.А. Фразеологический минимум русского языка: дис. ... канд. фил. наук. Великий Новгород, 2004. 256 c. 5. Гутенев В.Ф. Об отборе фразеологических единиц и изучении их в школе // Сб.: Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе. Вологда: Западное книжное издательство, 1967. С. 327-337. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru