- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО: КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2022"
Автор(ы) статьи: Саввиди К.И., Шакотько С.С.
PDF файл статьиУДК 34.349 Саввиди Кирилл Ильич студент Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Россия, г. Москва e-mail: sergeysh2001@gmail.com Научный руководитель: Уринцов Аркадий Ильич, доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Россия, г. Москва Шакотько Сергей Сергеевич студент Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Россия, г. Москва Научный руководитель: Уринцов Аркадий Ильич, доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Россия, г. Москва НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО: КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ Аннотация. Инновации создаются и внедряются в нашу жизнь довольно стремительно, что влечёт за собой создание новых структурных частей системы права. По мере изменения общественных отношений, в связи с появлением новых технологий, возникает проблема обеспечения своевременного и качественного правового регулирования вновь появившихся общественных отношений. Ключевые слова: информатизация, цифровизация, компьютеризация, информационное общество, информационные технологии, постиндустриальное общество, сетевая экономика, рынок информационных технологий и программного обеспечения, правовое регулирование сферы IT-технологий. Savvidi Kirill Ilyich student Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov Russia, Moscow Scientific adviser: Urintsov Arkady Ilyich, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru doctor of economic sciences, professor Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov Russia, Moscow Shakotko Sergey Sergeevich student Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov Russia, Moscow Scientific adviser: Urintsov Arkady Ilyich, doctor of economic sciences, professor Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov Russia, Moscow NEW TECHNOLOGIES AND THE LAW: HOW LEGISLATION ENSURES THE LEGAL APPLICATION OF MODERN ADVANCES IN COMPUTER TECHNOLOGY Abstract: Innovations are created and introduced into our lives quite rapidly, which entails the creation of new structural parts of the legal system. As social relations change, in connection with the emergence of new technologies, the problem arises of ensuring timely and high-quality legal regulation of newly emerging social relations. Key words: informatization, digitalization, computerization, information society, information technologies, post-industrial society, network economy, information technologies and software market, legal regulation of IT technologies. Эпоха цифровизации имеет глобальный характер, охватывает все сферы жизни современного общества. Информационные технологии задействуют средства по управлению информацией, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Сейчас довольно трудно представить функционирование какой- либо области общественной жизни без использования достижений информационных технологий. В связи с тем, что информационные технологии имеют всеобъемлющий характер, они пользуются повышенным вниманием законодателя и иных нормотворческих органов. Основной проблемой является слишком быстрое развитие сферы IT-технологий и ограниченные ресурсы государства по изменению существующих норм и адаптации их для современных общественных отношений. В принятой 22 июля 2000 г. лидерами Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 2 стран Большой Восьмерки Окинавской Хартии Глобального Информационного общества (пункт 1) констатировалось: «Информационно-компьютерные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века». И поскольку стало очевидно, что информационно-коммуникационные технологии определяют характер и направление развития всего человеческого общества, регулирование IT сферы стало одной из основных современных целей государственной политики многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. Развитие законодательства в сфере правового регулирования информационных систем обусловлено принятыми в Российской Федерации некоторыми доктринальными документами, среди которых: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Президентом Российской Федерации 09.09.2000; Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 №24; Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.08.2000; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65 (в ред. от 15.08.2006); Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р. Президент Российской Федерации и вся политическая и юридическая элита России уверенно утверждают о том, что эффективное использование и развитие информационных технологий является одним из основных направлений политики страны. Современные цифровые технологии должны не только проникнуть в повседневную жизнь россиян, сделать её легче и качественнее, но и способствовать развитию государственных структур, наладить диалог между властью и гражданским обществом. Важнейшим направлением использования электронных документов в настоящее время Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 3 является электронное правительство, под которым понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Президент РФ назвал внедрение электронного правительства и развитие культурно-познавательных и образовательных сервисов на базе Интернета основными задачами в этой сфере. «Внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа — это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране, ну а в конечном счете это вопросы того, насколько страна в целом современная, конкурентоспособная и комфортабельная для жизни граждан». На начальном этапе именно работе «электронного правительства» уделялось особое внимание: принятие Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)», обеспечивающую реализацию проектов по переходу к электронному документообороту в органах государственной власти и органах местного самоуправления, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и подключению к компьютерным сетям органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, развитию системы электронной торговли и поддержки рынка товаров и услуг. Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента с 01.04.2021 по 01.07.2022 по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме) Участниками эксперимента стали Минцифры РФ, Минкультуры РФ, МВД РФ, Пенсионный фонд РФ, а граждане России могут Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 4 добровольно принять участие в нем. Также для реализации данного эксперимента в России создается специальная межведомственная группа В феврале 2022 года в рамках проводимого Минцифры РФ эксперимента была внедрена возможность подтвердить аккаунт на интернет-сервисе для размещения объявлений Авито через ЕСИА. По мнению компании, данное нововведение повысит уровень доверия между пользователями платформы и сделает заключаемые по объявлениям сделки более безопасными. С каждым годом Российская Федерация всё больше интегрируется в мировое информационное общество и всё активнее развивает свой потенциал [2]. Это явление вынуждает Россию обратить внимание на развитие собственной инфраструктуры связи: развитие телерадиовещания, информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и мультимедийных услуг. Помимо технического развития данных систем, большое значение имеет их правовое регулирование. В юридической сфере до сих пор ведутся дискуссии о месте Интернета в системе отраслей права. Ряд ученых, выделяя термин «интернет- право», называют его новым самостоятельным направлением юридической науки. Р. В. Шагиева в своей работе «Концепция правовой деятельности в современном обществе» поддерживает и активно использует категорию «интернет-право», по её мнению «комплексность интернет-права позволяет распространить полученные при изучении этой сферы выводы на информационно-правовую деятельность в целом» [1]. Однако существуют мнения о том, что интернет-право хоть и является комплексным институтом, не может входить полностью в состав той или иной отрасли права, являясь частью какой-либо отрасли только в отдельных аспектах. Регулирование Интернета не ограничивается одной отраслью законодательства, оно имеет комплексный характер. Из этого можно сделать вывод, что Интернет-право, содержит и изучает всю совокупность норм, актов, законов, регулирующих отношения в своей сфере и выступает в качестве комплексного межотраслевого института. Однако правовое регулирование отношений в области Интернета требует, на наш взгляд, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 5 большей унификации понятий и норм. На фоне недостатка чёткого регулирования Сети возникают различного рода правовые коллизии: какие нормы необходимо применять в том или ином случае, в чьём ведении находится какой-либо информационной процесс, юрисдикция какого государства распространяется на определённые информационные общественные отношения? Следовательно, верна точка зрения учёных о необходимости разработки и принятия законодательной базы, регулирующей интернет-отношения, на основе которой можно было бы выделить интернет-право в отдельную отрасль права [3]. Важным достижением в сфере защиты информации стал закон, предусматривающий блокировку мобильных приложений в случае нарушения авторских и смежных прав (Федеральный закон от 08.06.2020 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В данном законе были введены новые понятия, такие как: «программное приложение», «владелец программного приложения», «владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение» [4]. Закон подробно предусматривает порядок блокировки такого приложения и снятие блокировки в случае устранения нарушения. Также в целях правового регулирования информации в КоАП РФ внесены изменения, касающиеся незаконного использования информации с ограниченным доступом (Федеральный закон от 11.06.2021 № 206-ФЗ «О внесении изменений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях»). Была увеличена ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом и за незаконное получение такой информации, введена ответственность за незаконный сбор, передачу персональных данных государственных служащих в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо данных близких им лиц. Появление и широкое использование информационно- телекоммуникационных технологий в современном обществе, с одной стороны, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 6 существенно упростили сбор, обработку, хранение и передачу данных, а с другой — создали безграничные угрозы их незаконного оборота, что ведет к нарушениям прав личности. Информационные права и права субъектов персональных данных —часть фундаментальных прав человека. В настоящее время государство активно принимает меры по недопущению утечки персональных данных россиян на законодательном уровне [5]. На пленарных заседаниях Государственной Думы РФ в весеннюю сессию этого года планируют рассмотреть законопроект, содержащий меры, необходимые для создания благоприятных правовых условий сбора, хранения и обработки данных с использованием инновационных технологий. Законопроект позволит уменьшить количество согласий на обработку персональных данных, предоставляемых гражданами в письменной форме. При этом операторы будут обязаны использовать средства защиты информации, прошедшие процедуру соответствия в ФСБ или ФСТЭК, для уничтожения персональных данных. Также будет рассматриваться возможность субъектов персональных данных отзывать согласие на обработку сведений о них, что, возможно, позволит пользователю уберечь персональные данные от утечки. На сегодняшний день были созданы базовые стратегические правовые акты, касающиеся регулирования информационной сферы и новых технологий. Прогресс российского законодательства, очевидно, заметен, он позволил решить множество вопросов в области защиты прав и законных интересов граждан в рассматриваемой сфере общественных отношений [6, 7]. Безусловно, многие аспекты нуждаются в дальнейшем регулировании и разработке новых законодательных мер по правомерному применению норм информационного права. Процессы становления информационного общества требуют сделать приоритетным создание единого информационно-правового пространства, развития всех направлений правовой информатизации, в том числе создание эффективной системы единого регулирования информационных сетей. Список литературы: 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 1. Шагиева Р. В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Казань: изд-во Казанского ун-та, 2005. 310 с. 2. Кочерга С.А. Правовое регулирование в области информационных технологий // Открытое образование. 2009. № 2. С. 77-79. 3. Глушко А.В. Возможные пути правового регулирования интернет- отношений в Российской Федерации // Юридический мир. 2007. № 11. С. 71-74. 4. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики /под ред. И. Л. Бачило. М.: Юрайт, 2008. 530 с. 5. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издательская группа «Юрист», 2001. 411 с. 6. Обработку персональных данных хотят упростить. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.comnews.ru/content/218717/2022-02- 08/2022-w06/obrabotku-personalnykh-dannykh-khotyat-uprostit (дата обращения: 07.05.2022 г.). 7. Микаева А.С. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № (9). С. 67-75. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2022 https://tribune-scientists.ru 8