- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Абросимова М.А., Некрасова И.В., Барсукова А.Е.
PDF файл статьиУДК 378 Абросимова Мария Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: mma152nn@mail.ru Некрасова Ирина Викторовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Барсукова Анастасия Евгеньевна студентка 4 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Россия, г. Нижний Новгород САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Аннотация: Данная статья посвящена вопросу самообразовательной деятельности студентов в вузе. Развитие самообразования у студентов - это последовательный процесс. На сегодняшний день ситуация на рынке труда складывается таким образом, что наиболее востребованными и конкурентноспособными становятся самоорганизованые, компетентные специалисты, которые готовы совершенствоваться не только в профессиональном, но и в личностном плане. Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, самообразовательная деятельность, самоорганизация, самосовершенствование. Abrosimova Maria Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Nekrasova Irina Viktorovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Barsukova Anastasia Evgenievna Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 1 4th year bachelor student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY Abstract: This article is devoted to the issue of self-educational activity of students at the university. The development of self-education in students is a sequential process. Today, the situation on the labor market is developing in such a way that self- organized, competent specialists who are ready to improve not only professionally, but also personally, become the most in demand and competitive. Key words: self-education, self-development, self-educational activity, self- organization, self-improvement. Высшее образование переживает период реформ, последствием которых стали фундаментальные изменения всей системы российского образования. Оно стало направленно прежде всего на формирование полноценной творческой самореализующейся личности. В Федеральном государственном стандарте высшего образования содержится информация о том, что выпускник вуза должен в первую очередь понимать смысл и значение основных компетенций, их необходимость. Одной из ключевых компетенций является самообразовательная компетенция. На сегодняшний день ситуация на рынке труда складывается таким образом, что наиболее востребованными и конкурентноспособными становятся самоорганизованые, компетентные специалисты, которые готовы совершенствоваться не только в профессиональном, но и в личностном плане. Развитие самообразования у студентов - это процесс последовательный, в котором принято выделять следующие функции самообразовательной деятельности студентов: 1. Содействие оптимальному усвоению учебного материала; 2. Обеспечение развития у студентов интеллектуальных, природных и духовных способностей; 3. Способность к овладению методами самоорганизации учебной деятельности; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 2 4. Развитие у каждого студента потребности в самообразовании в саморазвитии и непрерывном самосовершенствовании Специфику методики организации самообразовательной деятельности студентов характеризуют следующие положения: 1. Самообразовательная деятельность должна вестись студентом на протяжении всего процесса обучения, регулярно и систематически. 2. Ведущими видами заданий для самостоятельного выполнения остаются составление плана, тезисов, конспекта, выписок по источнику или проблеме. 3. Самостоятельная работа над рефератом формирует исследовательскую и методологическую культуру студента, готовит его к выполнению курсовой и дипломной работ. 4. Курсовая работа может явиться творческим продолжением работы над рефератом и требует более высокого уровня творческой активности и самостоятельности. 5. В реферировании и написании курсовых работ ярко проявляется сформированность целеполагания и самооценивания своей самостоятельной работы у студентов. 6. С целью организации диагностики результатов самостоятельной работы могут использоваться задания тестового характера либо задания типа анкет. 7. Самоконтроль студентов может осуществляться в традиционной форме (ответы на вопросы, самостоятельное заполнение таблицы и др.), а также в форме взаимного контроля. [1] Важным этапом организации самостоятельной работы студентов является диагностирование результатов их деятельности. Здесь можно выделить два аспекта. Первый: ориентация студентов на самодиагностирование, то есть моделирование таких механизмов самостоятельной работы, которые позволили бы студенту самому отрефлексировать и оценить результаты своей подготовки по курсу. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Второй: если все же возникает необходимость в организованном контроле извне, проводимом педагогом, то должны быть возможности и оценивания творческих, индивидуальных самостоятельных работ, которые, соответственно своему статусу, требуют достаточно больших временных затрат, и достаточно экономичной по времени проверки обязательных знаний, умений и навыков [2, с. 140]. Итак, в современных условиях с учетом возрастающих требований к личности как субъекта инновационной деятельности, сознательной ориентации в социальной ситуации, в общении, в процессах управления все большую роль приобретает самостоятельная, ответственная, творческая деятельность студента. Одним из средств формирования компетентной и творческой личности является самообразовательная деятельность в процессе обучения. Государственный образовательный стандарт и новые учебные планы вузов ориентированы на организацию самообразовательной деятельности как важнейшей, а иногда и ведущей для будущего профессионала. Список литература: 1. Маловичко Р.И., Джабраилов А.Ш. Развитие преемственной самообразовательной деятельности студентов в условиях высокой самостоятельности // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. Cборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 27-30. 2. Акманова С.В. Развитие навыков самообучения у студентов университета: дис...канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. 197 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 4