- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Благочевская Н.А.
PDF файл статьиУДК 004.9 Благочевская Наталья Анатольевна преподаватель информатики Кемеровский кооперативный техникум, Россия, г. Кемерово e-mail: Natalya_blagoche@mail.ru ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В статье представлены цели информатизации образования. Информатизация образования связанна с использованием в учебном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Целью использования информационных технологий в образовании является подготовка к самостоятельной деятельности специалиста в условиях информационного общества. Информационные технологии позволяют поднять качественный уровень образовательного процесса. Ключевые слова: ИКТ, информация, интернет, компьютер, образование, обучение, общество, программное обеспечение, технологии. Blagochevskay N.A The teacher of informatics Kemerovo cooperation technical college Russia, Kemerovo INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS Abstract: The article presents the goals of informatization of education. Informatization is associated with the use of information and communication technologies (ICT) in the educational process. The purpose of using information technologies in education is to prepare for independent activity in an information society. Information technologies allow the raise the quality level of the education process. Key words: information, internet. ICT, computer, education, training, society, software, technologies. Повсеместное внедрение во всех отраслях деятельности человека компьютерных информационных технологий выдвигает дополнительные современные требования к молодым специалистам. В своей профессиональной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 1 деятельности они должны свободно владеть средствами современных информационных технологий, навыками эксплуатации автоматизированных систем обработки данных и управления, умениями самостоятельной работы с персональными компьютерами На современном этапе развития информационного общества особую значимость приобретает информатизация образования. Информатизация образования связанна с использованием в учебно-образовательный процессе современных информационных средств на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это цифровые технологии создания и передачи информации с использованием компьютерного оборудования, программного обеспечение, беспроводной и кабельной сетей, а также Интернет. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В системе образования внедряются информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Учебные учреждения обеспечиваются компьютерной техникой, телекоммуникационными глобальными и локальными сетями. В учреждениях образования обучающиеся приобретают информационную грамотность и культура, что будет способствовать успешной профессиональной деятельности молодого специалиста. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Основные цели использования ИКТ в образовании: - Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ. - Развитие коммуникативных способностей, формирование информационной культуры обучающихся. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru - Подготовка мобильных конкурентоспособных специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используются на всех уровнях учебного процесса. Во всех учреждениях среднего профессионального образования основным средством ИКТ для информационной среды является современный персональный компьютер. Установленное на нем программное обеспечение определяет его возможности В настоящее время в системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Образовательные средства ИКТ включают: - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, тренажеры); - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении позволили сформулировать педагогические условия их использования: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru достаточный уровень информационной компетентности преподавателя и студентов; умение представить содержание учебного предмета соответственно выбранной форме занятия; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание, и представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами. В образовательных учреждениях происходит обновление существующего программного обеспечения; совершенствуется компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии в образовании. ИКТ используются в различных видах учебной деятельности преподавателя: лекциях, практических занятиях; руководстве курсовыми и дипломными проектами, самостоятельной деятельностью учащихся. На различных ступенях обучения используют различные формы ИКТ. Готовые электронные продукты позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя и обучающегося, позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся. Ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг: электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы. Интернет становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 4 ИКТ в образовании используются в различных направлениях: Представление материала с помощью компьютера; Диагностика и рейтинговая оценка знаний; Создание электронных УМК; Дистанционное обучение; Организация общения. В современном образовательном учреждении преподаватель, который использует в процессе чтения лекций, проведения уроков мультимедиа- проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, работающими только в рамках привычной «меловой технологии». При этом необходимо учитывать: - уровень подготовленности и образованность обучающихся, для которых читается такая лекция (университет, колледж, лицей); - профессиональную направленность учащихся (гуманитарная, естественно -научная); - специфику учебной дисциплины; - особенности конкретной темы; - технические возможности для использования компьютерной техники в аудитории. Не всякий учебный материал подходит для такой формы проведения учебных занятий, однако ее элементы возможны в любых случаях. Естественно, что к такой сложной деятельности целесообразно готовить и уже работающих преподавателей учебных заведений. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, говорится о том, что развитие цифровой экономики предполагает, в первую очередь, создание условий и подготовку кадров для цифровой экономики, т. е. развитие и совершенствование системы образования и подготовку кадров именно для образовательной сферы. Таким образом, образование должно не просто войти в цифровую среду как пользователь, но и быть его активным создателем и транслятором цифровых идей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Список литературы: 1. Михеева Е.В., Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2021. 416 стр. 2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2017. 384 стр. 3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) (в действующей редакции) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 6