- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Шостак А.А.
PDF файл статьиУДК 373. 37. 034 Шостак Алина Александровна студентка 3 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте Россия, г. Ялта e-mail: alina7_1997@mail.ru СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье исследуется как сказкотеропия влияет на формирование нравственных представлении детей дошкольного возраста. Сказкотерапия — это «лечение сказкой», наилучший способ и в то же время действенных способов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии применяются терапевтические сказки – истории, повествующие о проблемах и переживаниях, с которыми встречается ребенок. Вследствие сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает заметить разнообразие возможностей достижения цели, заметить разнообразие возможностей достижения цели, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль. Ключевые слова: народная сказка; духовно-нравственное воспитание; ценностное поле; задачи; педагог; духовные ценности; нравственные нормы дошкольников; возрастные особенности; средства воспитания; дошкольный возраст; сказка; фольклор; моральное сознание дошкольников; эмоциональное отношение; родители. Shostak Alina Alexandrovna 3rd year student Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University. IN AND. Vernadsky in Yalta Russia, Yalta FAIRY TALE THERAPY AS A MEANS OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS Abstract: The article explores how fairy tale therapy influences the formation of moral ideas in preschool children. Fairy tale therapy is a “treatment with a fairy tale”, the best way and at the same time effective ways of correcting the behavior and consciousness of the child. In fairy tale therapy, therapeutic fairy tales are used - stories that tell about the problems and experiences that a child encounters. As a result of fairy tale therapy, a child develops a creative attitude to life, it helps to notice the Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 1 variety of opportunities to achieve a goal, to notice the variety of opportunities to achieve a goal, self-confidence appears, self-esteem and self-control develop. Key words: folk tale; spiritual and moral education; value field; tasks; teacher; spiritual values; moral standards of preschoolers; age features; means of education; preschool age; story; folklore; moral consciousness of preschool children; emotional attitude; parents. Сказкотерапия - один из самых древних методов в психологии [1]. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не наказывали ребенка, а рассказывали ему поучающую сказку, из которой ребенок понимал смысл поступка. Сейчас в нашем обществе преобладает, детский эгоизм, безразличие, отсутствие чуткого и бережного отношения друг к другу, основными показателями которого являются отсутствие уважения к окружающим, осознания того, что «другим тоже надо». Только в семье дошкольники приобретают первые этические нормы [2]. В семье ребёнок впитывает как надо жить, смотрит, слышит, воспринимает не только то, в какой обстановке живут родные ему люди, а это является основоположником нравственного развития дошкольника. Этот метод формирования через сказки возник в конце 60-х годов двадцатого века и начал энергично применяться педагогами-психологами разных стран. Основан метод на древних способах воспитания. Сказкотерапия — это источник для нравственной коррекции детей. Неспроста они составляют часть текстов, на которых дети познают многообразие мира. Коррекционная значимость сказкотерапии заключается в том, что в них запечатлены наилучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, естественный ум, настойчивость, упорство приобретение цели [3]. Сказкотерапия прививает у детей любовь к Родине, гордость за свой народ. Народная сказка, в большинстве случаев, вызывает сильные эмоции у детской аудитории, это усиливает её воспитательное влияние. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru Сказка для детей — это не просто выдумка, фантазия для детей — это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка ломает для ребенка границы нормальной жизни, лишь в сказочной форме дошкольники встречаются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, любовь и независимость, измена и коварство и тому подобное. Сказкотерапия способствуют коррекции нравственных чувств, без которых невообразимо благородство души, душевная чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, исправление гиперактивных детей, логопедическая работа, избавление от детских страхов. Благодаря сказкотерапии ребенок понимает мир не только умом, но также сердцем. С каждым годом найти общий язык педагогу-психологу и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из нескольких оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагога- психолога дать ребенку достаточную гамму переживаний, организовать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные эмоции через восприятие сказок, получив в итоге хороший коррекционный результат [4]. Сделать так что бы сказкотерапия - была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания. По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость». Собственно, поэтому было проведено исследование как сказкотеропия влияет на формирование нравственных представлении детей дошкольного возраста. Методика «Сюжетные картинки» Р. Калининой была использована для исследования эмоционального отношения [5]. Методика «Сюжетные картинки» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 3 дает понять насколько ребёнок знаком с нравственными ценностями: уважение, доброта, дружба, честность, вежливость. Пристальное внимание уделяется оценке эмоциональных реакций дошкольника на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция для нравственный поступок (кивок, улыбка, одобрение и др.) и негативная эмоциональная реакция на безнравственный (осуждение, нахмуренные брови, раздражение и др. Проведение методики. Исследование проводится с каждым дошкольником индивидуально. Ребенку говорят: «Перед тобой картинками, на которых мы видим различные поступки детей. В одну сторону отложи картинки с хорошими поступками, а в другую, те на которых изображены плохие поступки. Объясни, почему ты так считаешь». Эмоциональные реакции ребенка отмечаются в протоколе, а также записываются дословные объяснения. Рассмотрев итоги выполнения детьми задания по методике «Сюжетные картинки». Результаты показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным чувствам (доброта и злость, щедрость и жадность, трудолюбие и лень, правдивость и лживость). Вторая методика «Наблюдение» - опытно-поисковая работа была направлена на исследование уровня сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста [6]. При проведении диагностики все дети легко шли на контакт. Для изучения осознания детьми таких нравственных качеств как, доброта и злость; щедрость и жадность; трудолюбие и лень; правдивость и лживость была выбрана вторая методика «Наблюдение» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Результаты «Наблюдения " таковы, что - • У детей с плюсами больше (75-100%) это дети с хорошо развитыми нравственными и эмоциональными качествами. • У детей, набравших 50-75% плюсов, развиты достаточно хорошо, но нужно обратить внимание на определённые его способности. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru • А у детей с результатами менее 50% плюсов, нравственное развитие недостаточное и возможно эмоциональное неблагополучие. Список литературы: 1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 15-18. 2. Иванушкина Н.В. Возрастная психология и педагогика. Самара: Самарский университет, 2006. 148 с. 3. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: сборник статей и речей. М.: Просвещение, 1973. 288 с 4. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. М.: Сфера, 2012. 120 с 5. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2. С. 38-44. 6. Смолонский С.И. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокенетика». 2013. Т. 19. № 4. С. 179-181. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 5