- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Кондрашова Я.О., Сидорук О.А.
PDF файл статьиУДК 37.013 Кондрашова Яна Олеговна студентка 3 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет в г. Ялта Россия, г. Ялта e-mail: yanakondralllova@mail.ru Сидорук Оксана Александровна студентка 3 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет в г. Ялта Россия, г. Ялта Научный руководитель: Моцовкина Е.В. кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет в г. Ялта Россия, г. Ялта НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования в контексте социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей. Проанализировано законодательство Российской Федерации о предоставлении первоочередных мер по поддержке данной категории населения, реализации семейной политики, в первую очередь направленной на укрепление семьи как социального института и сохранение семейных ценностей. Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, дети без попечения родителей, сиротство, дети-сироты. Kondrashova Yana Olegovna 3rd year student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta Sidoruk Oksana Alexandrovna 3rd year student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta Scientific adviser: Motsovkina E.V. candidate of pedagogical sciences, associate professor Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta REGULATORY AND LEGAL CONTEXT OF SOCIAL SUPPORT FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE Abstract: The article discusses the features of legal regulation in the context of social support for orphans and children left without parental care. The legislation of the Russian Federation on the provision of priority measures to support this category of the population, the implementation of family policy, primarily aimed at strengthening the family as a social institution and preserving family values, is analyzed. Key words: legal support, children without parental care, orphanhood, orphans. В современных социально-экономических условиях, институт семьи переживает сложные моменты, рушатся принципы воспитания детей, система морально-нравственных взаимоотношений между супругами, конфликты, поэтому с каждым годом все больше становится детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание в семье, конечно, является предпочтительной формой воспитания детей, но если базовые навыки работы с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в образовательных учреждениях будут применены на ранней стадии и правильно, можно избежать многих проблем и значительно облегчить будущую жизнь детей [1, c. 89]. В Российской Федерации в качестве правовой основы социальной защиты детства выступает Конституция РФ, а также Семейный и Гражданский кодексы, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» [2]. В Конституции РФ сказано, что «материнство и детство находятся под защитой государства» (тс. 38, п.1); «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39, п.1) (Конституция РФ от 1993г.) [2]. Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, попечительство (попечительство), приемные семьи, помещение в государственные учреждения. Этот список неполный, потому что законодатели могут разработать методы решения других форм помещения детей и приютов по своему усмотрению, исходя из своих местных возможностей, опыта и знаний. Согласно п. 2 ст. 121 Семейного кодекса и 1 п. ст. 34 Гражданского кодекса органы опеки и попечительства делятся на муниципалитеты, выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями решать важные местные проблемы, и не входят в систему государственных учреждений. [3] Семейное законодательство определяет, что никому, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц, не разрешается выявлять и отдавать безнадзорных детей без попечения родителей. Этот запрет также распространяется на брокерскую деятельность по передаче детей на усыновление, опеку (опекуна) или семейную опеку. Своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет решающее значение для оказания адекватной поддержки согласно ст. Согласно статье 122 Семейного кодекса решение этих вопросов является обязанностью органов опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка. В 1998 году вступил в силу федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», и государство определяет детство как важный этап в жизни человека. Закон определяет защиту прав и законных интересов детей. Чтобы подготовить детей-сирот к нормальной и полноценной жизни в обществе, государство развивает творческую активность и высокие моральные качества. Этот закон устанавливает ответственность граждан за нарушение прав детей и причиненный им вред. В соответствии с требованиями международного права дети, которые временно или постоянно лишены или не могут оставаться в своем семейном окружении, имеют право на особую защиту и поддержку со стороны государства. Важность государства в Российской Федерации заключается в подготовке к самостоятельной жизни в современном обществе путем создания условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4, c. 162]. С этой целью на федеральном и региональном уровнях субъектов Федерации предусмотрены комплексные меры, направленные на формирование и реализацию государственной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение социальной защищенности, профессиональное обучение, трудоустройство и полная интеграция в общество. Были утверждены стандарты материальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и расширены за счет включения в них детей-интернатов и детей, переведенных в детские дома семейного типа. Также субъектам Российской Федерации рекомендуется выделить из бюджета средства на обеспечение льготного и бесплатного проезда в общественном транспорте детей указанных категорий негосударственные органы образования и социальной защиты. Определяет стандарты поддержки государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специализированных образовательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Меры государственной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам в возрасте до 23 лет предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4]. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и предоставлением государственными органами дополнительных гарантий социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет. Он содержит важную норму о том, что государство предоставляет и защищает дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные действующим законодательством. В соответствии с этим законом государственные власти предоставляют следующие гарантии [2]: 1. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично оплачивает расходы на содержание в период обучения. «Федеральный закон об образовании» предусматривает прием детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования без конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Люди этой категории зачисляются на полную государственную поддержку до окончания государственных или муниципальных начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений. Кроме того, назначаются стипендии, которые увеличиваются более чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для учеников этого учреждения. 2. В сфере труда и трудоустройства выпускников учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основной задачей государства является реализация права на труд и предоставление практических возможностей выбора профессии. С этой целью принимаются соответствующие меры, которые включают профессиональное обучение, определение квот на работу, мотивацию работодателей нанимать этих граждан и специальные виды рабочих заданий для найма таких граждан. 3. Медицинское обслуживание. Для сирот, детей и некоторых из них, о которых не заботятся родители, государство предоставляет бесплатную медицинскую помощь и возможность лечиться во всех национальных лечебно- профилактических учреждениях. Кроме того, за счет бюджетных средств проводятся аптеки и регулярные медицинские осмотры. В частности, штат предлагает возможности летнего отдыха в различных спортивно-оздоровительных лагерях, а также бесплатный проезд в дома престарелых, курортные учреждения и зоны отдыха с соответствующими проблемами со здоровьем. 4. Жилищный сектор. Первые трудности для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают в жилом пространстве. Государство обеспечивает контроль и защиту в этой сфере по некоторым направлениям [5, c. 228]: − предоставлять и распределять жилье студентам; − управление безопасностью до окончания выпускниками данных учреждений; − прежде чем делать какие-либо выводы, проверить все операции с жилыми домами, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам. Лицу, не имеющему фиксированной жилой площади, в свою очередь, предоставляется жилая площадь не ниже нормы, установленной административными органами по месту жительства, в которой жилая площадь равна ранее занимаемой ими установлено. Важную роль в оказании социальной поддержки детям-сиротам играют указы Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Вместе с Федеральным законом, который устанавливает меры поддержки для детей-сирот, а также лиц из их числа, была утверждена федеральная целевая программа «Дети-России». Решение задач осуществляется в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Важно отметить, что федеральным законом предусмотрена разработка органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по защите и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в большинстве регионов Российской Федерации таких программ нет. Правила предоставления в 2016-2022 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, указаны в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления в 2016-2022 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» №944.[6] Реализация семейной политики, в первую очередь направленной на укрепление семьи как социального института и сохранение семейных ценностей, является актуальной задачей для правительств [4, c. 321]. В частности, образовательные учреждения и учителя прилагают большие усилия с родителями и детьми, чтобы вернуть своих детей в семьи. Органы опеки и попечительства осуществляют отбор претендентов на роль опекуна и попечителя, приемного родителя. Осуществляется систематический контроль за существованием безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей, а гражданам, которые по тем или иным причинам заменяют родителей, оказывается помощь в воспитании и обучении детей. Таким образом, сформирована нормативно-правовая база социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая совершенствование систем социального неблагополучия детей-сирот, профилактику социального сиротства и эффективную систему реабилитации и адаптации данной категории населения. Список литературы: 1. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2021. 426 с. 2. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу. М.: Норма, 2011. 863 с. 3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Ушакова Т.А. Правовые основы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Власть и управление на Востоке России. 2007. № 2 (39). С. 122-126. 5. Федеральный закон от 21 августа 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. 6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.